Лекция по "Таможенной системе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:00, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Таможенная система"

Файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 366.48 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Историко-правовые и экономически основы создания и  формирования Таможенного союза

1.1 Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта

1.2 История Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларуси и Республики Казахстан

1.3 Договорно-правовая база Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

1.4 Структура единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

1.5 Формирование единого экономического пространства

 

1.1 Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта

 

Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

По данным ВТО существует порядка 12 межгосударственных объединений, действующих  на основе соглашений о таможенном союзе, прошедших нотификацию:

 

Европейский Союз

с 24 апреля 1957 года

Центральноамериканский общий  рынок

с 24 февраля 1961 года

Карибское сообщество и общий рынок

с 14 октября 1974 года

Андское сообщество 

с 1 октября 1990 года

Южноафриканский таможенный союз

с 25 июня 2007 года

Южноамериканский общий рынок

с 17 февраля 1991 года

ЕС-Турция

с 22 декабря 1995 года

ЕС-Андорра

с 23 февраля 1998 года

Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки

с 21 июля 1999 года

Западноафриканский экономический  и валютный союз

с 27 октября 1999 года

Восточноафриканское сообщество

с 9 октября 2000 года

Совет по сотрудничеству государств Персидского залива

с 19 ноября 2007 года


 

Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

  • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
  • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
  • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
  • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  • функционирование единых органов управления таможенного союза.

По внешней границе  в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

  • применение общего таможенного тарифа;
  • использование единых мер нетарифного регулирования;
  • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

 

1.2 История Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларуси и Республики Казахстан

 

«Мы, три государства - члена Таможенного союза, должны на деле показать выгодность этого  мероприятия. Создаётся огромный рынок  в 170 млн человек. Промышленный потенциал  общий наших стран – 600 млрд долларов, совокупные резервы одной только нефти – 90 млрд баррелей - становятся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. Общий объём сельского хозяйства  наших стран – 112 млрд долларов, 12 процентов мирового производства пшеницы  и 17 процентов мирового экспорта этой продукции. Общий ВВП наших стран  – 2 трлн долларов, совокупный товарооборот – 900 млрд долларов», - сказал Президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев 27 ноября 2009 года в Минске.

 

Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Подписанный первый договор о создании Таможенного союза, впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. В этом документе были предусмотрены и продуманы все пункты экономической интеграции, распланированы сроки по реорганизации таможенных служб и так далее.

Но этим планам так и не суждено  было сбыться. Во внутренней политике государств стали происходить кардинальные изменения, повлекшие за собой смену  законодательств. В этих переменах  о создании Таможенного союза  на время забыли. Но все-таки некоторые пункты все же были выполнены. К середине 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Но уже в 1998 году Киргизия «предала» интересы своих партнеров и вступила в ВТО.

Дефолт в России, негативные изменения  в таможенной структуре стран  повлекли за собой крах планов по созданию Таможенного союза. В апреле 2000 года Россия восстановила таможенный контроль на границе с Белоруссией, а в 2001 году была введена таможенная граница  и с Казахстаном.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.

10 октября 2000 года в Астане руководителями государств Белоруссии, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии был подписан документ, положивший начало Евразийскому экономическому сообществу. В этом Договоре оговорены все этапы торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза.

В 2005 году на саммите в  Казани было принято решение о  необходимости создания нового Таможенного  союза.

На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС в Душанбе был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями  высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий  регулирующий орган – Комиссия Таможенного  союза. Комиссия в пределах своих  полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

  • Республика Беларусь – 21,5%,
  • Республика Казахстан – 21,5%,
  • Российская Федерация – 57%.

Таким образом, впервые главы государств согласились передать часть своих  полномочий наднациональному органу. Предложение решить проблему создания Таможенного союза с использованием наднационального органа – это эффективное  применение площадки Сообщества, поскольку  ЕврАзЭС выступает здесь так  же, как Евросоюз для европейских  стран - свободным, независимым и  объективным арбитром процесса интеграции.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 12 декабря 2008 г. утверждены документы, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии таможенного союза (в том числе подписано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза). Также подписано 13 международных договоров, направленных на дальнейшее формирование правовой базы таможенного союза.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В ходе заседания главы правительств трех государств подписали Заявление, в соответствии с которым решили уведомить Всемирную торговую организацию  о намерении начать переговорный процесс по присоединению к ВТО  таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации как единой таможенной территории. Таким образом, в 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) 27 ноября 2009 г. главы государств приняли решение о введении в действие с 1 января 2010 года Соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии таможенного союза полномочиями по их ведению.

Главы государств также решили считать  необходимым создание единой таможенной территории таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.

19 декабря 2009 г. в ходе неформальной встречи глав государств-членов таможенного союза одобрен План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Следующий этап становления  таможенного союза пришелся на 2010 год:

  • с 1 января 2010 года объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
  • с 1 апреля 2010 года - тестирование механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;
  • с 1 июля 2010 года отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля 2010 года – и на территории Беларуси. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. Также с 6 июля 2010 года для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС);
  • с 1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

И, наконец, последней (на текущей  момент) вехой в формировании Таможенного  союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

В Санкт-Петербурге на заседании  глав ЕврАзЭС 19 октября 2011 года было принято решение, что Киргизия тоже присоединится к Таможенному союзу, но произойдет это в 2012 году или позднее. 

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной  платформе ЕрАзЭС, имеет с ним  общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого  экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены  ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое  пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

Информация о работе Лекция по "Таможенной системе"