Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: целостное рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Представить классификацию мер нетарифного регулирования.
3. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ.6
1.1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования…………..……..6
1.2. Классификация мер нетарифного регулирования……………………..….10
Выводы по I главе ………………………………………………………………16
Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..17
2.1. Международные экономические отношения и их субъекты………….....17
2.2. Особенности применения нетарифных методов……………………..…...22
2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……..…27
Выводы по II главе ……………………………...……………………………....32
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) …………………..33
3.1. Демпинг как финансовый метод…………………………….…………….33
3.2. Антидемпинговые меры……………………………………………..……37
Выводы по III главе …..…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Меркулова.docx

— 79.73 Кб (Скачать файл)

В то же время современные международные экономические отношения характеризуются их либерализацией. Либерализация является целью, провозглашаемой многими международными экономическими организациями, прежде всего - Всемирной торговой организацией. Поэтому государство, сохраняя за собой право контроля, использует для этого достаточно либеральные методы, а принимаемые меры должны быть обоснованными.

Особенностью международных коммерческих контрактов, через которые выражаются договоренности непосредственных участников внешнеэкономического оборота, является то, что для них характерна унификация правового регулирования. Такая унификация достигается в результате принятия многосторонних конвенций по различным вопросам экономического сотрудничества, принятием типовых законов и руководств. Важную роль в процессе такой унификации играют международные органы и организации, принимающие участие в разработке таких актов, с одной стороны, и привлекающие к участию в этих актах как можно большее число государств, с другой стороны.

Кроме того, национальное законодательство различных государств также приобретает некоторое единообразие, поскольку принимается по многим вопросам на основе типовых законов, модельных кодексов.

В качестве основных признаков международных экономических отношений как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:

1. Как и в любой национальной  экономике, в основе мирового  хозяйства и международных экономических отношений лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

2. Участники международных экономических отношений экономически обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.

3. В совокупности мирохозяйственных  обменных связей международные экономические отношения более полно действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.

4. Так же как национальные  рынки, мировой рынок международных экономических отношений характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

5. Одна из основных  форм международных экономических отношений - международная торговля - представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

6. Обмен товарами и  услугами, международное перемещение  факторов производства опосредованы  движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными  отношениями. Наряду с товарными  рынками функционируют мировой  финансовый рынок, международная  валютно-финансовая система. Движение  капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные  кредиты придают мировой финансовой  системе завершенный вид.

7. Международные экономические отношения предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО(Всемирная торговая организация), Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т. д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, ЕБРР и т. п.).

8. Международные экономические отношения подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции.

9. Особой сферой, фактором  и результатом развития международных экономических отношений становится производственная, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК.

10. Усиливается роль обмена  информацией и новых технологий  как инструмента международных экономических отношений.

11. Международных экономические отношения не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства и регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие международных экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности  применения нетарифных методов

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота [6].

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

1.     Нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны.

2.     Нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике.

3.  Нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока.

4.     Нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, «добровольные» ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт [16].

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно - импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

  1. Обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров.
  2. Ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке.
  3. Предупреждения истощения природных ресурсов.
  4. Достижения военно-политических целей.
  5. Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза.

Импортные квоты вводятся для:

  1. Защиты национального производства.
  2. Достижения сбалансированности торгового баланса.
  3. Регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке.
  4. Реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако, квоты имеют два важных отличия от тарифа:

  1. Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные).

Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс;

  1. Квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров - если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

  1. Тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики.
  2. Нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт.

Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:

  1. Если квота провоцирует монопольную власть отечественного производителя или зарубежной фирмы импортера продукции.
  2. Если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Способы размещения импортных лицензий:

  1. Открытый аукцион: государство предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую цену.
  2. Система явных предпочтений: без каких-либо предвари тельных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам.
  3. «Затратный метод»: выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведет к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчете на получение большего количества лицензий.

«Добровольные» ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Целью введения эмбарго является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определённых политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если:

  1. Страна, вводящая эмбарго, имеет возможность относительно безболезненно сократить объём своего экспорта;
  2. У страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть сильно зависит от внешней торговли;
  3. Если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров [24].

 

 

 

 

2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

При осуществлении сотрудничества в области внешней торговли ее участники подчиняются определенным правилам. Эти правила формируются самой практикой внешнеторговых связей, а также в их разработке участие принимают различные международные организации и государства. При этом следует иметь в виду, что государства по-разному определяют степень своего вмешательства в деятельность участников внешнеторгового оборота. Это зависит от многих экономических и политических факторов: экономического потенциала страны, ее положения на международной арене, расстановки политических сил внутри страны и других обстоятельств. В любом случае государство стремится к защите экономических интересов своих хозяйствующих субъектов и граждан, своей экономики, принимая соответствующие правовые акты: законы, постановления, указы и т.п.

Информация о работе Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности