Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель курсового исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.
Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:
раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Алтайской таможни;
проанализировать результаты работы Алтайской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.
Введение __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22
2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 29
АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Регистрационный №_________
«___»_________________200_г
Курсовая работа
По дисциплине Экономика таможенного дела
Тема работы Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности
Выполнила студентка 261 группы
юридического факультета
Жорина
Ольга Геннадьевна
Домашний адрес: г. Барнаул
ул. Попова, 62 – 126
Телефон 89635029919
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Торгашова
Наталья Александровна
«Таможенное дело и ВЭД»
Оценка_______________________
«___»____________________200_г
Подпись______________________
Барнаул, 2009
Содержание:
Введение __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22
2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 29
Введение
Словосочетание «
В наши дни ВЭД перестает быть просто разновидностью хозяйственной деятельности и превращается в неотъемлемую часть самого экономического существования и производственного процесса, как отдельных субъектов хозяйствования, так и целых национальных экономик и их составляющих частей – регионов [7, с. 3].
Одними из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, являются максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышение ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику [19].
В связи с необходимостью осуществления вышеперечисленных задач к настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах и аспектах государственного регулирования ВЭД: о формах, о целях регулирования ВЭД, о его современных инструментах на федеральном и региональном уровнях, о влиянии глобализации мировой экономики на ВЭД нашего государства и т.д.
Автор данной курсовой работы считаем эти вопросы очень важными и актуальными, т.к. если до конца не разобраться не только в теоретико-методологических основах государственного регулирования ВЭД, но в специфике организации и управления ВЭД на региональном уровне, невозможно будет понять механизм государственного воздействия на эффективность ВЭД в целом. Этим и обусловлен выбор темы данной работы.
Цель курсового исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.
Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:
Объект курсового исследования – теория и практика государственного регулирования ВЭД; деятельность РФ, направленная на содействие развития ВЭД субъектов РФ. Предметом являются приоритетные направления и методы государственного воздействия на внешнеэкономическую составляющую, повышающую эффективность экономики страны и ее регионов.
Важно отметить, что данная тема неплохо проработана в современной литературе: очень большое количество не только отечественных, но и зарубежных авторов – Танци В., Стровский Л.Е., Ковалева И.В., Алексеев И.С., Ростовский Ю.М., Арустамов Э.А., Герчикова И.Н. - уделяют свое внимание рассмотрению аспектов регулирования ВЭД не только на региональном уровне, на уровне Российской Федерации, но и на мировом уровне (различные статьи и научные работы, учебные пособия и т.д.). Следует отметить, что в РФ хорошо развита нормативно-правовая база, затрагивающая актуальные вопросы, посвященные ВЭД.
Для проведения исследований данной изучаемой темы используются следующие методы: сравнительный; изучение нормативно-правовой базы; аналитический; логический; изучение монографических публикаций, статей и научных работ; обобщения.
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
1.1.
Сущность и содержание
Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 году, где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто [12, с. 20].
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в ФЗ от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)» [4, ст. 1].
Не всеми авторами дается такая трактовка понятия ВЭД. Например, Арустамов Э.А и Андреев Р.С. под ВЭД понимают сферу самостоятельного производства, организационно-экономической и коммерческой деятельности предприятия, связанную со взаимодействием с зарубежными партнерами ВЭД [6, с. 11]. Стровский Л.Е. дает следующее определение: ВЭД – это существенная составляющая, важнейшее направление рыночной экономики [13, с. 3]. Воронков О.Н. и Пузакова Е.П. подразумевают под ВЭД особый вид деятельности, осуществляемая в разнообразных формах, оформляемая особыми документами, имеющая специфическую международную и российскую нормативную правовую базу [9, с. 3].
Управление как общее
и универсальное понятие
Необходимость государственного регулирования ВЭД признана и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер исполнительного, контролирующего и, конечно, законодательного характера [6, с. 26].
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется её практика [6, с. 34]. Эта совокупность представлена:
К основным нормативно-правовым актам, регулирующим ВЭД в РФ относят:
Важнейшие направления государственного регулирования и содействия развитию ВЭД определяются целями государственной политики и вытекают из задач, стоящих на каждом конкретном этапе развития. В современных условиях основными направлениями являются: разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны; контроль и регулирование ВЭД; оказание финансового и организационно-техническою содействия фирмам, осуществляющим ВЭД [10, с. 632].
Государственное регулирование ВЭД в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
Многообразная ВЭД осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны.
ВЭК включает следующие звенья:
Участников ВЭД можно классифицировать и по-иному:
1. по характеру внешнеторговых операций: