Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель курсового исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.
Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:
раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Алтайской таможни;
проанализировать результаты работы Алтайской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.
Введение __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22
2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 29
Порядок квотирования:
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ сертификация определяется как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требования технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления ВЭД в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов [4, ст. 1].
Основными целями экспортного контроля являются:
Ковалева И.В., Хренова Ю.В. к нетарифным методам регулирования ВЭД относят также паратарифные методы. Паратарифные методы - платежи, которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сбор. В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений и др. [11, с. 24]
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
2.1.
Общая характеристика
Таможенная служба, бесспорно, оказывает огромное влияние на развитие экономики России. Хронический бюджетный дефицит и растущие потребности государства в финансовых ресурсах сделали таможенную службу одним из основных источников пополнения доходной части государственного бюджета России. Наряду с выполнением фискальной функции, таможенная служба оказывает влияние на развитие внешнеэкономических связей, контролирует качество ввозимой продукции, участвует в обеспечении защиты экономических интересов России, в конечном счете — национальной безопасности страны. Этим занимается не только высший орган таможенной системы РФ – ФТС, - но и таможни субъектов РФ [20].
В нашей стране как федеративном государстве права регионов (субъектов РФ) в области ВЭД представляют собой неотъемлемую и составную часть общих прав регионов в экономической сфере, формирующих экономические основы нашей страны [7, с. 38].
На территории Алтайского края, например, функции проведения таможенной политики РФ и обеспечения защиты экономических интересов РФ возложены на Алтайскую таможню и таможенные посты. Автор предлагает подробнее рассмотреть Алтайскую таможню и ее место в системе регулирования ВЭД РФ ниже.
Необходимость создания таможни была вызвана нарастающим и постоянно увеличивающимся потоком ВЭД в крае, и 12 сентября 1991 года приказом Таможенного комитета СССР №92 была образована Алтайская региональная таможня, первым начальником которой стал Виктор Абрамович Маметьев. Зоной деятельности таможни была определена территория Алтайского края общей площадью 169,1 тысяч кв. км, с населением около 3 миллионов человек и административной границей с Республикой Казахстан – 850 км. Предстояло в сжатые сроки на ровном месте создать действенную структуру для надежного прикрытия границы, исходя из чего к концу 1992 года штатная численность таможни увеличилась до 44 человек, а еще через полгода в Алтайской таможне работали уже свыше 250 сотрудников [21].
Рис. 2. Герб Алтайской таможни
Рис. 3. Флаг Алтайской таможни
Сегодня Алтайская таможня - это девять таможенных постов: пять приграничных (Славгородский, Кулундин-ский, Михайловский, Рубцовский, Горнякский), один авиационный (аэропорт Барнаул), три внутренних (Барнаульский, Бийский, Зэринский), 25 отделов и восемь отделений общей штатной численностью около 1000 человек. Это мощная структура со специализированными подразделениями, стоящая на страже экономических интересов Алтайского края и всей страны, а также безопасности и здоровья населения, ведь одной из функций таможни является борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным ввозом наркотиков, оружия, несертифицированных товаров народного потребления, лекарств, продуктов [14, с. 26].
В зону деятельности Алтайской таможни входят 12 городов и 60 районов Алтайского края, из них 12 приграничных районов. Площадь региона деятельности – более 169,1 тыс. км2. Рубежи зоны деятельности – граничит с Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай. Сопредельным государством является Республика Казахстан. Протяженность алтайского участка таможенной границы с Республикой Казахстан составляет 843,6 км [14, с. 27].
Одной из функций Алтайской таможни является борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным ввозом наркотиков, оружия, несертифицированных товаров народного потребления, лекарств, продуктов и т.д. [16].
Штат Алтайской таможни - больше тысячи человек. Более половины работает непосредственно на таможенных постах, около сорока процентов - аппарат таможни. Алтайская таможня одна из крупнейших в Сибири: и по региону деятельности, и по протяженности таможенной границы с сопредельным государством - Казахстаном и, соответственно, по численности личного состава [17].
И специфика работы разных таможен РФ на границе и внутри страны очень отличается.
Если брать в пример четыре таможни первой категории Западной Сибири - Алтай, Омск, Иркутск, Красноярск. Но если Красноярск и Иркутск - это внутренняя территория, то Алтай и Омск - это граница страны.
Доля экспорта во внешней торговле Алтайского края составляет около 80%. Экспортная политика в регионе по-прежнему определяется наличием предприятий сельского хозяйства, а также лесоперерабатывающего, машиностроительного и нефтехимического производства. Поэтому лес, кокс, продукция машиностроения и сельского хозяйства - наши главные экспортные товары. А доля импорта в краевом товарообороте составляет соответственно чуть менее 20%. Как в предыдущие годы, за границей закупаются технологическое оборудование, продукция сельского хозяйства, животноводства, продукты питания, сырье, минеральное топливо [14, с.26].
Деятельность
различных подразделений
В Алтайской таможне продолжает развиваться электронное декларирование, которое является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов на современном этапе. С применением электронной формы декларирования на Барнаульском таможенном посту Алтайской таможни в 2008 году оформлено 824 грузовых таможенных деклараций (ГТД), доля электронных ГТД в общем объеме декларирования поста за год составила 7,13%. С сентября 2008 года начато оформление ГТД с применением электронной формы на Кулундинском таможенном посту, где до конца отчетного года успели уже оформить 103 электронных ГТД. В декабре 2008 года начато применение электронной формы декларирования на Рубцовском таможенном посту, до конца года там выпущено первых 18 электронных ГТД [23].
На сегодняшний день доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета государства составляет более 50%. Ежедневно Федеральная таможенная служба приносит государству 12,8 миллиардов рублей. Так, за 2007 год таможенными органами России перечислено 3 триллиона 253,82 миллиардов рублей. Свой вклад вносят и алтайские таможенники. За первое полугодие 2008 года Алтайской таможней перечислено в доход федерального бюджета 1 млрд. 364 млн. 770 тыс. рублей таможенных платежей, т.е. каждый сотрудник Алтайской таможни пополнил государственную казну примерно на 1,3 млн. рублей.
2.3.
Результаты работы Алтайской
таможни в системе
Федерации
В 2007 году в
результате оперативно-розыскных
Рис. 4. Товарооборот по Алтайскому краю за 2007-2008гг.
Благодаря таможенному контролю с начала 2007 года было выявлено 27095 единиц контрафактной продукции, подготовлено и направлено 258 запросов представителям правообладателей товарных знаков как внесенных, так и не внесенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. По мере поступления заявлений от правообладателей (либо их законных представителей) с просьбой привлечь виновных к ответственности по фактам незаконного использования чужого товарного знака, Алтайской таможней направлено 162 поручения на возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ - «незаконное использование чужого товарного знака». Общая сумма штрафа по рассмотренным делам составила 131 тыс. руб., общая стоимость товаров, конфискованных по решению суда, - 2,03 млн. руб [15].
По состоянию на 1 января 2009 года задолженность по таможенным платежам и пени перед Алтайской таможней по 80 участникам ВЭД составила 27,510 млн. руб., что на 38,621 млн. руб. меньше, чем на начало 2008 года [23].
Задолженность |
Юридические лица |
Физические лица |
ИТОГО (руб.) |
На 01.01.2008 |
58 279 541,54 |
7 853 146,16 |
66 132 687,70 |
Образовавшаяся |
13 799 698,40 |
2 327 932,27 |
16 127 630,67 |
Погашенная |
3 545 612,44 |
998 648,29 |
4 544 260,73 |
Исключенная |
48 957 398,54 |
1 247 945,23 |
50 205 343,77 |
На 01.01.2009 |
19 576 228,96 |
7 934 484,91 |
27 510 713,87 |
Таб. 1. Задолженность по таможенным платежам и пени перед Алтайской таможней
C начала текущего года
в регионе деятельности
За январь 2009 года Алтайской таможней в доход федерального бюджета перечислено 203,009 миллиона рублей таможенных платежей, это на 66,173 миллиона больше, чем в январе прошлого года (увеличение на 48%).
В целом, внешнеторговый оборот Алтайского края за январь 2009 года составил 74,170 миллиона долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 2 % (на 1,802 миллиона долларов). При этом стоимостный объем экспорта уменьшился на 6% от прошлогоднего показателя и составил 59,851 миллиона долларов, а стоимость импорта выросла на 14% и составила 14,318 миллиона долларов.
Товарооборот со странами ближнего зарубежья за январь в сравнении с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 15,986 миллиона долларов (на 40 %). А со странами дальнего зарубежья, наоборот, вырос на 40% (на 14,183 миллиона долларов) и составил 49,892 миллиона долларов [23].
За январь 2009 года Алтайской таможней оформлено 1098 ГТД – это на 436 деклараций меньше, чем за январь 2008 года [22].
Результаты работы Алтайской таможни за 17 лет:
Заключение
Данная курсовая работа
состоит из введения, двух основных
глав (теоретической и практической)
Таким образом, из данного курсового исследования мы поняли, что внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Выводы автора: