Содержание
Введение
I. Исторический путь возникновения
преференций
II. Национальная система преференций
Российской Федерации
III. Место тарифных льгот в системе
таможенно-тарифного регулирования
3.1 Тарифные льготы
как инструмент таможенного регулирования
и их виды
3.2 Порядок определение
страны происхождения товара.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В России основы современного
таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой
деятельности стали формироваться с начала
90-х гг. На современном этапе правовые
и экономические основы таможенно-тарифного
регулирования России в целом соответствуют
нормам и правилам ВТО. Однако остаются
нерешенными проблемы открытия рынка,
снижения средней ставки таможенного
тарифа РФ, протекционистской защиты отечественных
предприятий, а также обеспечения их конкурентоспособности
как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Ввозимые на территорию особых
экономических зон иностранные товары
размещаются и используются без уплаты
ввозных таможенных пошлин, налогов, а
также без применения мер нетарифного
регулирования.
Товары Таможенного союза помещаются
под таможенную процедуру свободной таможенной
зоны без уплаты вывозной таможенной пошлины,
а также без применения запретов и ограничений.
При завершении таможенной
процедуры СТЗ товары, помещенные под
таможенную процедуру СТЗ, а также продукты
переработки, изготовленные из таких товаров,
помещаются под иные таможенные процедуры,
установленные Таможенным кодексом Таможенного
союза, в зависимости от статуса товаров.
При этом продукты переработки,
вывозимые с территории особых экономических
зон на остальную часть территории Таможенного
союза, будут иметь статус иностранных
товаров.
Определение статуса товаров
осуществляется при вывозе продуктов
переработки за территорию Таможенного
союза. При определении статуса товаров
резиденты вправе выбрать критерии достаточной
переработки товаров, которые могут выражаться:
изменением классификационного
кода товара по Единой товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности Таможенного
союза на уровне любого из первых четырех
знаков;
выполнением необходимых условий,
производственных и технологических операций,
достаточных для признания товара, изготовленного
с использованием иностранных товаров,
помещенных под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны, товаром Таможенного
союза;
изменением стоимости товаров,
когда процентная доля стоимости используемых
материалов или добавленная стоимость
достигает фиксированной доли в цене конечной
продукции (правило адвалорной доли).
В случае поставки товаров на
таможенную территорию таможенного союза,
произведенных на территории особых экономических
зон из импортных комплектующих или сырья,
инвестор имеет право выбрать ставку таможенной
пошлины, которая при этом будет применяться,
— т. е. ставку на сырье либо на готовую
продукцию.
I. Исторический путь
возникновения преференций
Понятие таможенных преференций
(латин. Preferens –предпочитающий) появилось
в конце прошлого века. Это благоприятный,
чем обычно, таможенный режим, предоставляемый
какой-либо страной товарам, поступающих
из некоторых стран или групп стран.
История возникновения таможенных
преференций непосредственно связана
с историей образования и развития колониальных
систем мира. Именно политика преференциальных
тарифов стала основой, на которой стала
развиваться экономика стран монополий,
все это происходило за счет ограничения
внешней торговли стран – сателлитов.
Особенно широкой системой колониальных
таможенных преференций, охватившей около
100 зависимых стран и территорий, обладали
Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для
которых колонии являлись одним из основных
источников обогащения.
Поскольку колонии обычно экспортировали
сырье, свободно поступающие на большинство
рынков, а метрополии экспортировали готовые
товары, то политика таможенных преференций
представляла гораздо большие преимущества
для метрополий, чем для колониальных
продуктов.
Таким образом на первоначальном
этапе термин «таможенные преференции»
относился к тому типу тарифных взаимоотношений
между колонией и метрополией, при котором
каждая сторона сохраняла свою»тарифную
индивидуальность», но оговаривала для
другой льготы, не предоставляемые другим
странам, в форме частичного или полного
освобождения от импортных, экспортных
пошлин.
II. Национальная система
преференций в РФ.
В статье 36 Закона Российской
Федерации « О таможенном тарифе» даны
основополагающие принципы и определения
тарифных преференций, а также урегулирован
порядок предоставления тарифных преференций
по таможенному тарифу при осуществлении
торгово-политических отношений Российской
Федерации.
Преференции - особые таможенные льготы, предоставляемые
при осуществлении торгово-политических
отношений РФ с иностранными государствами.
Допускаются по таможенному тарифу РФ
в виде: освобождения от уплаты таможенной
пошлины; снижения ставок таможенных пошлин;
установления тарифных квот на преференциальный
ввоз (вывоз) товаров. Тарифные квоты на
преференциальный ввоз товаров не могут
устанавливаться индивидуально для лица
(группы лиц), осуществляющего ввоз товаров
на таможенную территорию РФ. Тарифные
преференции устанавливаются исключительно
по решению Правительства РФ.
Система предоставления преференций
в рамках Общей системы преференций базируется
на положениях «Соглашения об унифицированных
правилах, определяющих происхождение
товаров развивающихся стран при предоставлении
тарифных преференций в рамках Общей системы
преференций». Данный документ был подписан
в 1980 г. государствами участницами: Болгария,
Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.
Согласно указанию ГТК от 17.05.93
№ 01-12/532 , в настоящее время в отношении
товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации определен порядок определения
страны происхождения товаров и применения
ставок Импортного таможенного тарифа
Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ
«О таможенном тарифе» товарам при уплате
ввозных таможенных пошлин могут предоставляться
тарифные преференции. Остановимся на
основных понятиях.
Тарифные льготы (тарифные преференции)
согласно ст. 34 Закона «О таможенном тарифе»
это льгота, которая предоставляется на
условиях взаимности или в одностороннем
порядке при реализации торговой политики
Российской Федерации льгота в отношении
товара, перемещаемого через таможенную
границу Российской Федерации, в виде
возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения
от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины,
установления тарифных квот на преференциальный
ввоз (вывоз) товара.
Преференциальный режим – особый
льготный экономический режим, предоставленный
одним государством другому без распространения
на третьи страны. Применяется в виде освобождения
от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин
либо установление тарифных квот на преференциальный
ввоз. Тарифные преференции могут быть
предоставлены на территории РФ согласно
ст. 36:
товарам, происходящим из развивающихся
стран, пользователей национальной системой
преференций Российской Федерации, товары
облагаются ввозными таможенными пошлинами
по ставкам в размере 75% действующих ставок
таможенного тарифа;
товарам, происходящим из наименее
развитых стран, пользователей схемой
преференций российской Федерации, в виде
беспошлинного ввоза;
товарам, происходящим из государств,
образующих с РФ зону свободной торговли
или таможенный союз либо подписавших
соглашения, имеющие целью создание такой
зоны или союза.
За последние годы национальная
система преференций России весьма расширилась
и усложнилась. Появление законодательной
базы позволило четко устанавливать порядок
формирования и применения таможенно-тарифного
регулирования.
Россия имеет собственную автономную
систему преференций, бенефициаром (пользователем)
которой являются развивающиеся страны.
В соответствии статьей 36 национальная
схема преференций пересматривается Правительством
РФ периодически, но не реже одного раза
в пять лет. Согласно постановлению Правительства
РФ установлено, что национальная схема
преференций подлежит ежегодному пересмотру
на основании мотивированного представления
МВЭС и МИД РФ.
Национальная схема преференций
включает в себя три основных элемента:
перечень развивающихся стран
– пользователей схемой преференций РФ;
перечень наименее развитых
стран – пользователей схемой преференций
РФ;
список товаров, на которые
преференциальный режим не распространяется.
III. Место тарифных
льгот в системе таможенно-тарифного регулирования.
Функционирование механизма внешнеэкономической
деятельности на его практическом уровне
осуществляется в рамках сложной системы
общественных отношений, обеспечивающих
взаимодействие участников процесса перемещения
товаров через таможенную границу страны
посредством таможенного регулирования
и на основе определенных норм и правил.
Решению этой задачи служит имеющаяся
в нашей стране развитая система таможенного
права, образующая нормативно-правовые
основы регулирования внешнеэкономической
деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса
Российской Федерации (ТК РФ) таможенное
законодательство в нашей стране состоит
из Таможенного кодекса РФ и принятых
в соответствии с ним иных федеральных
законов (т.н. «акты таможенного законодательства»).
Таможенный кодекс РФ определяет правовые
и организационные основы таможенного
дела и призван обеспечивать защиту государственных
интересов Российской Федерации. Его нормы
должны содействовать активизации связей
российской экономики с мировым хозяйством,
обеспечивать защиту прав хозяйствующих
субъектов и граждан, соблюдение норм
и правил при осуществлении внешнеэкономических
сделок.
Согласно законодательству, в настоящее
время основными инструментами государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
в Российской Федерации выступают меры
таможенно-тарифного, нетарифного регулирования,
а также общие таможенные процедуры.
Таможенно-тарифное регулирование как
один из ключевых инструментов финансово-экономического
регулирования внешнеэкономической деятельности
представляет собой сложный, многоэтапный
процесс, содержание которого регламентируется
Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О
таможенном тарифе» (в части, не отмененной
ТК РФ), а также нормативно-правовыми документами
и подзаконными актами. Непосредственно
процесс таможенно-тарифного регулирования
включает в себя определенную последовательность
взаимосвязанных операций:
- определение страны происхождения товара;
- определение таможенной стоимости товара;
- определение величины таможенных платежей.
Термин «таможенные платежи»
используется во многих кодифицированных
нормативных правовых актах, в частности
в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ 1998 г., в ст.
2, 38, 188, 345.16 Налогового кодекса РФ, ст. 16.2,
16.20, 16.21 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
(КоАП РФ) 2001 г., ст. 194 Уголовного кодекса
РФ 1996 г.
Представляется, что таможенные
платежи следует рассматривать как таможенную
операцию, которая осуществляется путем
уплаты следующих видов платежей:
1) ввозной таможенной
пошлины;
2) вывозной таможенной
пошлины;
3) налога на добавленную
стоимость, взимаемого при ввозе
товаров на таможенную территорию
России;
4) акциза, взимаемого при
ввозе товаров на таможенную
территорию России;