Место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:31, реферат

Описание работы

Определение статуса товаров осуществляется при вывозе продуктов переработки за территорию Таможенного союза. При определении статуса товаров резиденты вправе выбрать критерии достаточной переработки товаров, которые могут выражаться:
изменением классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;

Содержание работы

Введение
I. Исторический путь возникновения преференций
II. Национальная система преференций Российской Федерации
III. Место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования
3.1 Тарифные льготы как инструмент таможенного регулирования и их виды
3.2 Порядок определение страны происхождения товара.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Шлимов.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

5) таможенных сборов.

Таможенные платежи выступают одним из экономических инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Использование таможенных платежей, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

В отношении основного вида таможенных платежей - ввозных (импортных) таможенных пошлин можно отметить следующее: как правило, они устанавливаются по ряду товаров на довольно высоком уровне (выше среднеевропейских), так как многие российские товары неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке.

Пересмотр таможенных платежей изменяет доходы государства от внешнеэкономической деятельности. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы.

Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.

3.1. Тарифные льготы как инструмент таможенного регулирования и их виды.

Наиболее распространенные в мировой торговой практике преференциальные таможенно-тарифные режимы - общая система преференций (ОСП), двусторонние преференциальные торговые соглашения и региональные интеграционные группировки. Указанные международные договоренности формально противоречат РНБ, однако ВТО допускает соответствующие изъятия из этого принципа. Тем или иным льготным режимом во внешней торговле пользуется большинство государств, чьи импортные таможенные тарифы содержат преференциальные ставки пошлин в отношении товаров, ввозимых из определенных стран. В последнее время наблюдается активизация процесса предоставления преференций на двусторонней или региональной основе.

Этот механизм был создан 40 лет назад чтобы способствовать экспорту освободившимися от колониальной зависимости государствами готовой продукции и полуфабрикатов на рынки развитых стран, делая их товары более конкурентоспособными. Такой режим отвечал и интересам развитых стран, учитывая начинающие складываться глобальные взаимозависимости в мировом хозяйстве.

Важными в функционировании ОСП являются правила определения происхождения товара, устанавливающие возможность получения преференций.

Двусторонние преференциальные торговые соглашения предусматривают взаимные таможенно-тарифные льготы в торговле договаривающихся государств. На рубеже ХХ и XXI веков заключение двусторонних торговых преференциальных соглашений резко активизировалось. Сейчас, по оценкам ВТО, насчитывается свыше 400 действующих или же подписанных, но еще не вступивших в силу региональных торговых соглашений, а также соглашений, по которым ведутся переговоры.

Распространению преференциальной торговли на двусторонней основе благоприятствуют два фактора: договоренности о либерализации товарообмена между двумя странами достигается быстрее, чем при многосторонних торговых переговорах, и при создании зоны свободной торговли не требуется формирование наднациональных институтов и выработка единой торговой политики.

В последнее время двусторонние соглашения о привилегированном партнерстве предусматривают в основном создание зон свободной торговли. Они устанавливают полную или почти полную либерализацию торговли, оговаривая сроки реализации договоренностей и иногда ограничения в отношении отдельных групп товаров. Такого рода соглашения позволяют их участникам в относительно короткие сроки либерализовать взаимную торговлю, пользоваться преимуществами беспошлинной торговли и интеграционного взаимодействия. В результате такая форма соглашений может рассматриваться в качестве переходной на пути к достижению либерализации трансграничного движения товаров во всем мире. Заключая и используя их, страны-участницы приобретают опыт осуществления свободной трансграничной торговли.

Россия не имеет преференциального режима в торговле с ЕС, за исключением, как отмечено выше, льгот в рамках ОСП.

Используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки.

 

3.2 Порядок определение страны происхождения товара.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Таможенные пошлины применяются при ввозе в страну иностранных товаров или при вывозе отечественных товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Существуют таможенные пошлины, повышающие цену товара, продиктованные, прежде всего заботой об экономических интересах страны и фактически являются средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства.

С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Принципы определения страны происхождения товара в РФ:

  • Первый принцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми мировыми нормами и практикой. Не случайно в заключительных положениях ФЗ РФ «О таможенном тарифе» отмечено, что если международным соглашением, участником которого является РФ, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются нормы международного соглашения. Реализация этого принципа в мировой таможенной практике осуществляется в трех основных направлениях:

1) направление связано  с таможенно-правовым сотрудничеством  России со странами СНГ и  ближнего зарубежья. Примером такого  подхода является подписание 13 марта 1992 г. большинством стран СНГ соглашения  о принципах таможенной политики  и о постепенном формировании  таможенного союза этих государств, а также тройственного таможенного  союза между Россией, Белоруссией  и Казахстаном и присоединением  к последнему Киргизии и Таджикистана.

2) это участие России  в международных торгово-таможенных  организациях, таких как Всемирная  торговая организация (ВТО/ГАТТ), Всемирная  таможенная организация (ВТО/СТС). С  января 1992 г. Россия является членом  ВТО/СТС, принимая участие в разработке  проектов международных таможенных  конвенций, рекомендательных документов  по таможенно-правовым вопросам.

3) направление связано  со сближением таможенного дела  РФ с общепринятыми международными  делами и практикой. Если раньше  режим и процедура пропуска  товаров определялись исходя  из того, кто является субъектом  внешнеторговой сделки, то сейчас  главный критерий - объект такой  сделки, то есть конкретный товар.

  • Второй принцип связан с тем, что таможенные преференции являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, что явно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
  • Третьим принципом является недискриминационный характер таможенных преференций, иначе говоря, они должны иметь распространение на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений.
  • Четвертый принцип связан с действием национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже одного раза в год, Правительством РФ. Согласно этой системе, при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от уплаты пошлины, снижение ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров и т.д.
  • Пятый принцип – режим наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ), является одним из важнейших принципов при определении страны происхождения товара. В ст. 3 Закона «О таможенном тарифе» говорится, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего закона, увеличиваются вдвое, за исключением тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего закона.
  • Шестой принцип – гласность и общедоступность внешнеторговой политики, в соответствии с которыми определяется страна происхождения товара. Именно гласный характер таможенного тарифа России и процедуры установления таможенных пошлин позволили не только учесть в большей степени интересы различных отраслей народного хозяйства при установлении таких пошлин, но и повысили его торгово-политическую значимость для стран-контрагентов.

При осуществлении таможенно-тарифного регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

  • Нулевые;
  • Минимальные (базовые);
  • Преференциальные;
  • Максимальные (двойные).

Нулевыми ставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Они являются базовыми ставками.

Преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Например, такие как, Китай, Корея, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Турция и др.

Для постепенного преобразования таможенно-тарифного регулирования в механизм для создания условий экономического роста в настоящий момент созрело ряд предпосылок. Во-первых, по причине благоприятной конъюнктуры на мировых рынках государственный бюджет находится в состоянии профицита, что создает возможность незначительного снижения налогового бремени. Во-вторых, существует потенциал использования не реализованного в полной мере механизма тарифной эскалации. В-третьих, возможно компенсировать упущенную выгоду от постепенного открытия импортного рынка, не производимого в стране технологического оборудования и сырья за счет обложения вывоза сырьевой продукции высокодоходными экспортно-ориентированными производителями.

Информация о работе Место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования