Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа
Цель работы можно обозначить как проведение комплексного анализа применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Достижение указанной цели связано с постановкой следующих задач:
Проанализировать сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.
Введение 3
Глава 1. Таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика 5
1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 5
1.2. Системы учета экспортно-импортных операций и ее объекты 7
Глава 2. Методологическая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.1. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.2. Правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 16
2.3. Формирование таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28
Содержание:
Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Развитие экономики стран Таможенного союза, рост показателей внешней торговли, насыщение конкурентной среды и вступление в ВТО объясняют повышение интереса к таможенной статистике. Изменение показателей импорта и экспорта накладывает свой отпечаток, как на макроэкономическую ситуацию Союза, так и на внутренние рынки стран Таможенного союза.
Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики стран Таможенного союза в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки и применения унифицированной методологии таможенной статистики. Вместе с тем, применение единой методологии таможенной статистики в рамках Таможенного союза является достаточно сложным, поскольку необходимо проводить анализ таможенных операций всех стран данной таможенной территории, в связи с чем тематика настоящего исследования является весьма актуальной и представляет повышенный интерес.
Предметом курсовой работы является применение единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Объектом исследования выступают общественные отношения, скидывающиеся в процессе применение единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Цель работы можно обозначить как проведение комплексного анализа применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Достижение указанной
цели связано с постановкой
Структура работы определена ее целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Таможенная статистика – это «отрасль экономической статистики, предусматривающая сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу»1.
Данные таможенной статистики «отражают динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций»2.
Таможенная статистика используется для следующих целей:
Основными видами таможенной статистики являются таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли.
Под внешней торговлей Таможенного союза понимается «торговля государств - членов Таможенного союза с третьими странами. Под взаимной торговлей Таможенного союза - торговля между государствами - членами Таможенного союза»4.
Важно отметить, что «таможенная статистика внешней торговли формируется на основе данных из документов, предоставляемых таможенным органам, статистика взаимной торговли - на основе сведений из материалов, подаваемых участниками ВЭД в уполномоченные органы государств Таможенного союза при взаимной торговле.
Названные виды статистики призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами. Это необходимо, чтобы проанализировать результаты применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, а также основные тенденции, структуру и динамику внешнеторговых потоков, проконтролировать поступление таможенных платежей в бюджеты государств-членов Таможенного союза. Еще одна цель - разработать и принять решения в области внешнеторговой политики. Также учет нужен для прогнозирования макроэкономических показателей, разработки платежного баланса и системы национальных счетов (СНС), расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема»5.
Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли Таможенного союза «призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:
1) анализа основных
тенденций, структуры и
2) анализа результатов
применения мер тарифного и
нетарифного регулирования внеш
3) разработки и принятия
решений в области
4) контроля за поступлением таможенных платежей в бюджеты государств - членов Таможенного союза;
5) разработки платежного
баланса и системы
6) прогнозирования
7) расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;
8) содействия развитию
внешнеэкономической
В международной статистической
практике существуют две общепринятые
системы учета экспортно-
Отметим, что в Таможенном союзе «в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли учет импорта и экспорта товаров ведется на основании общей системы учета торговли»9.
При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:
импорт:
1) товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления;
2) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
3) товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
4) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза после
5) товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
6) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
7) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
8) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
9) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
10) товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
11) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
экспорт:
1) товары, вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру экспорта;
2) товары, вывезенные
с территории государства - члена
Таможенного союза после
3) товары, вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;
4) товары, вывезенные
с территории государства - члена
Таможенного союза и
5) товары, вывезенные
с территории государства - члена
Таможенного союза и
6) товары, вывезенные
с территории государства - члена
Таможенного союза и
7) товары, вывезенные
с территории государства - члена
Таможенного союза и
8) товары, вывезенные
с территории государства - члена
Таможенного союза после
9) товары, вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны11.
При этом, «в статистике взаимной торговли учитываются все товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза с территории других государств - членов Таможенного союза или вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза на территории других государств - членов Таможенного союза, за исключением некоторых товаров»12.
Так, «не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли при общей системе учета следующие категории товаров:
1) товары, перемещаемые
транзитом через территорию
2) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года;
3) товары, помещенные на таможенный склад, на свободный склад, в свободную таможенную зону и предназначенные для вывоза за пределы территории государства - члена Таможенного союза;
4) иностранные товары,
уничтоженные на территории
Отметим, что учет экспортно-импортных операций, то есть ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется таможенными органами Таможенного союза. Так в России система учета состоит из 4 звеньев: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС) и ее Управление таможенной статистики и анализа. При этом важную роль играет ГНИВЦ ФТС России.