Методология таможенной статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы можно обозначить как проведение комплексного анализа применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Достижение указанной цели связано с постановкой следующих задач:
Проанализировать сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика 5
1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 5
1.2. Системы учета экспортно-импортных операций и ее объекты 7
Глава 2. Методологическая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.1. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.2. Правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 16
2.3. Формирование таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

141251 методология там статистики.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение

 

Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Развитие экономики стран Таможенного союза, рост показателей внешней торговли, насыщение конкурентной среды и вступление в ВТО объясняют  повышение интереса к таможенной статистике. Изменение показателей импорта и экспорта накладывает свой отпечаток, как на макроэкономическую ситуацию Союза, так и на внутренние рынки стран Таможенного союза.

Решение этой проблемы, а  также активизация усилий по интеграции экономики стран Таможенного союза в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки и применения унифицированной методологии таможенной статистики. Вместе с тем, применение единой методологии таможенной статистики в рамках Таможенного союза является достаточно сложным, поскольку необходимо проводить анализ таможенных операций всех стран данной таможенной территории, в связи с чем тематика настоящего исследования является весьма актуальной и представляет повышенный интерес.

Предметом курсовой работы является применение единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.

Объектом исследования выступают общественные отношения, скидывающиеся в процессе применение единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.

Цель работы можно обозначить как проведение комплексного анализа применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.

Достижение указанной  цели связано с постановкой следующих  задач:

  1. Проанализировать сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.
  2. Рассмотреть систему учета экспортно-импортных операций.
  3. Раскрыть нормативно-правовую основу ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.
  4. Рассмотреть правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.
  5. Проанализировать правила формирования таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.

Структура работы определена ее целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика

1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза

 

Таможенная статистика – это «отрасль экономической статистики, предусматривающая сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу»1.

Данные таможенной статистики «отражают динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций»2.

Таможенная статистика используется для следующих целей:

  1. выявление объема импорта, а также доли импорта на каком-либо рынке, а также оценки динамики этих показателей;
  2. выявление объема экспорта, а также доли экспорта в общем объеме производства товара в стране, а также оценки динамики этих показателей;
  3. выявление основных участников рынка, наиболее активно осуществляющих импортно-экспортные операции;
  4. выявление основных регионов - импортеров или экспортеров продукции;
  5. выявление основных таможенных пунктов, через которые производится импорт-экспорт того или иного товара;
  6. выявление типов продукции, которая наиболее активно импортируется / экспортируется;
  7. оценка влияния сезонного фактора на объем импорта или экспорта;
  8. оценка реакции рынка импорта или экспорта на различные изменения, происходящие в области политики, законодательства, цен на товары и ресурсы, на выход на рынок новых игроков, а также на прочие события3.

Основными видами таможенной статистики являются таможенная статистика внешней торговли  и таможенная статистика взаимной торговли.

Под внешней торговлей  Таможенного союза понимается «торговля государств - членов Таможенного союза с третьими странами. Под взаимной торговлей Таможенного союза - торговля между государствами - членами Таможенного союза»4.

Важно отметить, что «таможенная  статистика внешней торговли формируется  на основе данных из документов, предоставляемых таможенным органам, статистика взаимной торговли - на основе сведений из материалов, подаваемых участниками ВЭД в уполномоченные органы государств Таможенного союза при взаимной торговле.

Названные виды статистики призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами. Это необходимо, чтобы проанализировать результаты применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, а также основные тенденции, структуру и динамику внешнеторговых потоков, проконтролировать поступление таможенных платежей в бюджеты государств-членов Таможенного союза. Еще одна цель - разработать и принять решения в области внешнеторговой политики. Также учет нужен для прогнозирования макроэкономических показателей, разработки платежного баланса и системы национальных счетов (СНС), расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема»5.

Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли Таможенного союза «призваны  обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:

1) анализа основных  тенденций, структуры и динамики  внешнеторговых потоков;

2) анализа результатов  применения мер тарифного и  нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

3) разработки и принятия  решений в области внешнеторговой  политики;

4) контроля за поступлением  таможенных платежей в бюджеты  государств - членов Таможенного  союза;

5) разработки платежного  баланса и системы национальных  счетов;

6) прогнозирования макроэкономических  показателей;

7) расчета индексов  физического объема, средних цен  и стоимостного объема;

8) содействия развитию  внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей»6.

1.2. Системы  учета экспортно-импортных операций и ее объекты

 

В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных  операций — «специальная» и «общая». «При «общей» системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируется, когда товар пересекает государственную границу, а при «специальной» — когда он пересекает таможенную границу страны. Это различие имеет особое значение в тех случаях, когда товары проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где они находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю. Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли при «специальной системе учета торговли (специальный импорт) только после того, как они будут выпущены из свободных таможенных зон и со свободных складов и поступят в свободное обращение. Специальный экспорт также охватывает товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт»7. Однако при «общей» системе учета «регистрируется весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе товары, ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады на момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее. В экспорте при «общей» системе учета помимо товаров, охватываемых «специальной» системой учета, регистрируются товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и на свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы. В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН желательно использовать «общую» систему учета торговли»8.

Отметим, что в Таможенном союзе «в таможенной статистике внешней  торговли и статистике взаимной торговли учет импорта и экспорта товаров ведется на основании общей системы учета торговли»9.

При общей системе  учета в таможенной статистике внешней  торговли учитываются:

импорт:

1) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления;

2) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру реимпорта;

3) товары, ввезенные на  территорию государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

4) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза после совершения  действия таможенной процедуры  переработки вне таможенной территории;

5) товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;

6) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру таможенного склада;

7) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру отказа  в пользу государства;

8) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

9) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру временного  ввоза на срок один год и  более;

10) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

11) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру свободного  склада10;

экспорт:

1) товары, вывезенные  с территории государства - члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру экспорта;

2) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза после завершения  действия таможенной процедуры  переработки на таможенной территории;

3) товары, вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;

4) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;

5) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру реэкспорта;

6) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованные физическим лицам, выезжающим с территории государства - члена Таможенного союза;

7) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру временного вывоза на срок один год и более;

8) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза после завершения  действия таможенной процедуры  свободного склада;

9) товары, вывезенные  с территории государства - члена  Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны11.

При этом, «в статистике взаимной торговли учитываются все товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза с территории других государств - членов Таможенного союза или вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза на территории других государств - членов Таможенного союза, за исключением некоторых товаров»12.

Так, «не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли при общей системе учета следующие категории товаров:

1) товары, перемещаемые  транзитом через территорию государства  - члена Таможенного союза;

2) товары, временно ввезенные  (вывезенные) на срок менее одного  года;

3) товары, помещенные  на таможенный склад, на свободный склад, в свободную таможенную зону и предназначенные для вывоза за пределы территории государства - члена Таможенного союза;

4) иностранные товары, уничтоженные на территории государства  - члена Таможенного союза»13.

Отметим, что учет экспортно-импортных операций, то есть ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется таможенными органами Таможенного союза. Так в России система учета состоит из 4 звеньев: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС) и ее Управление таможенной статистики и анализа. При этом важную роль играет ГНИВЦ ФТС России.

Информация о работе Методология таможенной статистики