Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа
Цель работы можно обозначить как проведение комплексного анализа применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Достижение указанной цели связано с постановкой следующих задач:
Проанализировать сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.
Введение 3
Глава 1. Таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика 5
1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 5
1.2. Системы учета экспортно-импортных операций и ее объекты 7
Глава 2. Методологическая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.1. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.2. Правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 16
2.3. Формирование таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28
В Республике Беларусь в целях формирования данных статистики взаимной торговли могут использоваться иные источники информации, имеющиеся в распоряжении уполномоченных органов»33.
Необходимо учитывать, что не все графы декларации на товары используются при формировании таможенной статистики, а только те, которые указаны в упоминаемой выше Инструкции «О порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза».
Во многом процедура формирования таможенной статистики внешней торговли и таможенной статистики взаимной торговли зависит от того, был ли этот товар импортирован или экспортирован.
«В таможенной статистике внешней торговли при экспорте товаров страна-партнер определяется по стране назначения товара (подраздел «а» графы 17 (a; b) «Код страны назначения» ДТ).
Если страна назначения неизвестна, страна-партнер определяется по торгующей стране (первый подраздел графы 11 «Торгующая страна» ДТ).
Если страна назначения неизвестна, а торгующей страной является Республика Беларусь, или Республика Казахстан, или Российская Федерация, либо торгующая страна неизвестна, страна-партнер определяется как неизвестная.
В таможенной статистике внешней торговли в экспорте не учитывается товар, вывозимый из Республики Беларусь, или Республики Казахстан, или Российской Федерации в государство - член Таможенного союза, сведения о котором содержатся в графе 17 (a; b) «Код страны назначения» ДТ. Такие товары подлежат учету в статистике взаимной торговли.
В таможенной статистике внешней торговли в экспорте учитывается товар, в отношении которого в соответствии с Классификатором решений, принимаемых таможенными органами, утвержденным Решением КТС № 378 (приложение 14) (далее - Классификатор решений, принимаемых таможенными органами), принято следующее решение (указывается в графе «C» ДТ): выпуск разрешен (код решения «10»), выпуск при условии обеспечения уплаты таможенных платежей (код решения «11»), условный выпуск (код решения «20»)»34.
Важно учитывать, что «в экспорте товаров учитываются также сведения о вывозе за пределы таможенной территории Таможенного союза товаров из магазинов беспошлинной торговли, собираемые таможенными органами государств - членов Таможенного союза.
Товар, при таможенном декларировании которого в первом подразделе графы 1 «Декларация» ДТ указано «ИМ», помещаемый под таможенную процедуру в целях завершения действия таможенной процедуры «свободная таможенная зона» (код таможенной процедуры «78») или «свободный склад» (код таможенной процедуры «77») и вывозимый в другие государства - члены Таможенного союза, учитывается в статистике взаимной торговли в экспорте. При этом особенности перемещения товара, указанные во втором подразделе графы 37 «Процедура» ДТ, не учитываются»35.
Относительно формирования таможенной статистики взаимной торговли при экспорте товаров необходимо указать, что «в статистике взаимной торговли при экспорте товаров страна-партнер определяется по стране назначения товара»36.
Что касается формирования таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли при импорте товаров, то основную информацию таможенные органы также получают из декларации на товары.
При этом по общему правилу «таможенной статистике внешней торговли при импорте товаров страна-партнер определяется по стране происхождения товара (подраздел «а» графы 34 «Код страны происхождения» ДТ).
…В таможенной статистике внешней торговли в импорте не учитывается товар, ввозимый в Республику Беларусь, или Республику Казахстан, или Российскую Федерацию из государства - члена Таможенного союза, сведения о котором содержатся в графе 15 (a; b) «Код страны отправления» ДТ. Такие товары подлежат учету в статистике взаимной торговли.
В статистике взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза при импорте товаров страна-партнер определяется по стране отправления товара.
В таможенной статистике внешней торговли в импорте учитывается товар, в отношении которого в соответствии с Классификатором решений, принимаемых таможенными органами, принято следующее решение (указывается в графе "C" ДТ): выпуск разрешен (код решения «10»), выпуск при условии обеспечения уплаты таможенных платежей (код решения «11»), условный выпуск (код решения «20»)»37.
В процессе формирования таможенной статистики важно установить момент учета товаров. Отметим, что данный момент отличается при формировании таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза.
Так, за исключение ряда случаев в таможенной статистике внешней торговли моментом учета товара является «дата выпуска товара, указанная под номером 2 в графе «C» ДТ»38.
В статистике взаимной торговли моментом учета товара при экспорте и импорте отличаются: при экспорте – это «дата отгрузки товара со склада, при импорте - дата поступления товара на склад»39.
Таким образом, методология таможенной статистики касается не только вопросов какие товары учитывать, а такие нет, но и в какой момент их учитывать и какую информацию при этом использовать. Только при соблюдении процедурных требований формирования таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли Таможенного союза возможно отразить реальную картины количества и объемов совершения экспортно-импортных операций.
В целях анализа состояния внешней торговли и взаимной торговли государств-участников Таможенного союза, контроля за распределением поступающих в консолидируемый бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли стран Таможенного союза, их торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и внутренние границы.
Поскольку таможенная статистика в Таможенном союзе ведется как в отношении внешней торговли Таможенного союза с другими странами, так и в отношении взаимной торговли внутри самого Таможенного союза, то выделяют два основных вида таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли государств-участников Таможенного союза.
Важность таможенной статистики обуславливает разработку и применение определенной методологии ведения таможенной статистики. Методология определяет порядок формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами – членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.
Можно выделить следующие правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли государств-участников Таможенного союза.
Так, исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам. Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле.
При ведении таможенной статистики внешней торговли учитываются товары на импорт и товары на экспорт. В свою очередь, при ведении статистики взаимной торговли учитываются все товары, ввезенные на территорию государства - члена Таможенного союза с территории других государств - членов Таможенного союза или вывезенные с территории государства - члена Таможенного союза на территории других государств - членов Таможенного союза, за исключением некоторых товаров.
Важно подчеркнуть, что не все категории товаров, например, товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года, учитываются при ведении статистики. Это вызвано тем, что их оборот не оказывает воздействие на характеристику товарооборота между странами.
Одним из правил является установление границ сферы статистического наблюдения, то есть незначительные товары не учитываются.
При формировании таможенной статистики учитывается ряд основных показателей. Причем для таможенной статистики внешней торговли и таможенной статистики взаимной торговли перечень основных показателей различен. Однако и в том и в другом случае особое внимание уделяют определению статистической стоимости товара, количественному учету товаров.
Для унификации ведения таможенной статистики определены правила установления момента учета товаров. Данный момент отличается при формировании таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза. В частности, за исключение ряда случаев в таможенной статистике внешней торговли моментом учета товара является дата выпуска товара, указанная под номером 2 в графе «C» ДТ. В статистике взаимной торговли моментом учета товара при экспорте и импорте отличаются: при экспорте учитывается дата отгрузки товара со склада, при импорте - дата поступления товара на склад.
Как представляется, решение задач ведения таможенной статистики без определенной единой методологии невозможно, поэтому установление объектов учета и порядка формирования таможенной статистики как внешней торговли, так и взаимной торговли государств-участников Таможенного союза является залогом отражения таможенной статистикой реальной картины товарооборота между странами.
Нормативно-правовые акты:
Специальная литература:
Интернет-источники:
1 Чалиев А.А., Овчаров А.О. Таможенная статистика. Н.Новгород, 2010. С. 14.
2 Молчанова О.В., Коган М.В.Таможенное дело: учебник. Ростов н/Д, 2008. С. 56.
3
Таможенная аналитика [Электронный ресурс]
// Режим доступа: http://customstat.ru/
4 Молчанова О.В. Таможенное дело: учеб. пособие. М., 2011. С. 146.
5 Богданова Е.Л., Чупланов А.Н. Таможенная статистика внешней торговли: учебное пособие. М., 2008. С. 10.
6 Методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза (утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525) [Электронный ресурс] // Режим доступа: Консультант Плюс