Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 02:01, практическая работа
Целью работы является рассмотреть методы обеспечения инновационного развития страны в условиях членства России в ВТО. Задачи исследования:
– рассмотреть понятие инновационного развития;
– определить инновационные системы РФ;
– проанализировать инновационную деятельность России в условиях ВТО;
– рассмотреть недостатки и предложения по совершенствованию инновационного развития страны.
С одной стороны, некоторые реализуемые и планируемые меры государственной политики по переводу экономики на инновационный путь развития входят в противоречие с нормами ВТО. Даже федеральный бюджет на 2008-2010 гг. составлен без учета планируемых условий присоединения России к этой организации. Некоторые из предусмотренных в нем мер поддержки отечественных товаропроизводителей и стимулирования экономического роста прямо противоречат нормам ВТО и могут быть оспорены после присоединения.
С другой стороны, правительство почти не применяет предусмотренный ВТО арсенал методов защиты национальных интересов во внешней торговле в части защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин. Вместо того, чтобы выращивать свои локомотивы инновационного развития, правительство систематически снижает импортный тариф на наукоемкую технику и, в ущерб отечественным товаропроизводителями, предоставляет незаконные льготы по ее импорту. Утрачен контроль над качеством импортируемых товаров и одновременно ужесточены методы экспортного контроля, что ухудшает условия конкуренции российских производителей наукоемкого машиностроения по сравнению с зарубежными предприятиями. Слабо ведется работа по устранению дискриминационных для российских экспортеров барьеров на основе принятых в ВТО процедур разрешения международных торговых споров.
Хотя, как было показано выше, вступление в ВТО существенно ограничивает возможности использования мер торговой и бюджетной политики, у государства остается почти полная свобода применения мер денежно-кредитной, антимонопольной, налоговой, институциональной и структурной политики. В нынешней ситуации для развития отечественной промышленности особенно важно обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, создание которых возможно без нарушения норм ВТО. Это, в частности:
– снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
– снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, включая отмену НДС, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий с замещением выпадающих бюджетных доходов за счет введения дополнительного налогообложения рентных доходов от эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов;
– регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях предотвращения инфляции издержек, пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства.
– активизацию созданных институтов развития, включая Банк развития, инвестиционный и венчурный фонды, госкорпорации, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;
– создание современной информационной инфраструктуры научно- исследовательской и предпринимательской деятельности;
– расширение государственных программ стимулирования инновационной активности при соблюдении обязательного в ВТО принципа неспецифичности.
Продолжающиеся споры в отношении целесообразности присоединения России к ВТО во многом являются отражением борьбы интересов, определяющих внутреннюю экономическую политику. С одной стороны, главы государства заявили о переводе экономики на инновационный путь развития. На этом пути нужно научиться обходить ограничения, диктуемые нормами ВТО и условиями присоединения России к этой организации.
2.2 Оценка показателей
инновационной деятельности
Инновационный курс развития страны требует разработки соответствующей политики как основные принципы стратегических и программных документов, предусматривающих глобальные тенденции развития, свои конкурентоспособные плюсы и недостатки.
Нами предлагается концептуальный подход к формированию политики инновационного развития, учитывающей глобальные тенденции развития и ориентированной на переход страны к постиндустриальному обществу с учетом ее членства в ВТО.
В результате глобальных трансформаций последних десятилетий формируется новый мировой порядок, основу которого составляет разделение государств по степени их участия в глобальной экономике и уровню потребления.
Одновременно с экономико-политическими трансформациями происходит формирование новой системы ценностей, в основе которой лежит признание абсолютной ценности человеческой жизни. В соответствии с этим целью современного формирования является развитие человека, а экономический, технологический рост направлены на достижение этой цели, что соответствует концепции постиндустриального общества. Так, следует представить актуальный мировой порядок в порядке последующих групп стран.
«Золотой миллиард» — постиндустриальные страны, пользующиеся абсолютно всеми благами цивилизации, формирующие перспективный технологический уклад, характеризующие функционирование мирового рынка, притягивающие внешние ресурсы с целью собственного развития. Общий экономический, технологический, политический и военный потенциал этих стран дает возможность определять правила игры на всем мировом пространстве, включая глобальный рынок.
Индустриальные доноры — страны, обеспечивающие мировой рынок технологиями и продукцией, основанной преимущественно на результатах исследований и разработок стран «золотого миллиарда».
Продуктово-ресурсные доноры — страны, обладающие значительными природными ресурсами, прежде всего углеводородными энергоносителями, и обеспечивающие свое развитие за счет их продажи на мировом рынке, а также за счет реализации своей продукции, выпускаемой по «отверточной технологии» (индустриально-ресурсные страны).
Страны низшего цивилизационного порядка — страны с низким уровнем жизни, неспособные к самостоятельному выходу на траекторию современного развития (доиндустриальные страны).
Инновационная политика как институт государственного управления сформировалась во второй половине ХХ века и к нынешнему времени стала неотъемлемым атрибутом стран — технологических лидеров, а также индустриально развитых стран. Ее возникновение было обусловлено активным технологическим развитием и потребностью в ускорении передачи итогов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Сущность инновационной политики заключается в формировании единого цикла «наука – создание – производство – потребление».
Инновационная политика свойственна для стран, пребывающих на завершающей фазе индустриального развития, и служит изначальной стадией перехода к постиндустриальному обществу.
Суть постиндустриализма — преобладание интеллектуального труда над индустриальным, что является результатом освобождения человека от рутинных производственных операций. При этом логика формирования постиндустриального общества опирается на приоритет развития человеческого потенциала, то есть человеческая жизнь признается как абсолютная ценность, главной целью является повышение качества жизни, а экономический рост, равно как и технологическое развитие, должны рассматриваться в контексте достижения этой цели.
Развитие постиндустриального общества приводит к пересмотру многих положений индустриальной экономики, в том числе понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» как главных факторов экономического развития. Учитывая общепринятые подходы, конкуренция рассматривается как процесс, в основе которого лежит эволюция конкурентных преимуществ. В условиях индустриального общества конкурентоспособность определяется как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений». При этом «единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне — это производительность».
Данное утверждение, объективное в условиях индустриального общества, ценностью которого является экономическое развитие, не так очевидно, когда речь идет о главном приоритете постиндустриального общества — повышении качества жизни. Допускается продемонстрировать, что при переходе к постиндустриальному обществу в условиях глобализации победителем в конкурентной борьбе получается тот, кто смог достичь максимального развития человеческого потенциала и привлечь лучшие средства с целью осуществления собственных целей.
Россия, вступив в ВТО, обладает историческим шансом и потенциалом для реализации этой стратегии, и отталкиваясь от этого, понятие «конкурентоспособность» в постиндустриальном обществе может быть сформулировано дальнейшим способом: конкурентоспособность — это умение привлечь внешние ресурсы с целью своего собственного формирования и возможность полноправного участия в функционировании рынков.
При этом собственно концепция конкурентоспособности должна заключаться в развитии человеческого потенциала, в повышении качества жизни, а экономический рост рассматривается как фактор, обеспечивающий такое развитие.
Сформулируем наименьший список условий, обусловливающих качество жизни: пищевые продукты, здравоохранение, жилье, образование, экология, транспорт, энергосистема, ЖКХ, безопасность, управление. Приведенные факторы есть не что иное, как ценности общественно-финансового формирования, которые обладают многофункциональным характером и применимы и к формированию государственной политики, и к решению задач развития конкретных территорий, и даже к составлению жизненных планов конкретным человеком.
Стратегический приоритет социально-экономического развития государства определим как подъем уровня жизни населения до международных стандартов. Тогда разработка государственной стратегии социально-экономического развития обязана брать свое начало с выполнения прогнозных изучений, в ходе которых обнаруживаются типы продукции и услуг, необходимых для достижения главной цели.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
3.1 Недостатки инновационной деятельности страны в условиях членства России в ВТО
Для решения задачи перехода к постиндустриальному обществу необходимо сформулировать новую политику, отвечающую глобальным вызовам и тенденциям развития, другими словами — политику инновационного развития (ПИР). Она, в свою очередь, представляет собой совокупность политики социального развития, научной, образовательной и промышленной политики, и в максимальной степени использует конкурентные преимущества государства — человеческий потенциал, природные, географические, финансовые, энергетические ресурсы, которые направляются на развитие науки, образования, наукоемкого производства. Особую значимость приобретает момент перехода политики «знаний» к политике инновационного развития, составляющие части которой представлены на рисунке.
Рисунок 1 – Переход от знаний к политике инновационного развития
Все эти составляющие в условиях членства России в ВТО наоборот могут получить наиболее полную реализацию, и существенная роль будет принадлежать государству, которое должно и обрести политическую волю, и разработать инструментарий реализации промышленной инновационной политики, направленной на всемерное повышение национальной и международной конкурентоспособности России в современных условиях.
Главные угрозы таятся не столько в членстве России в ВТО, сколько в проведении собственно политики имитационного национального развития, которая включает следующие составляющие:
– отказ от конструктивного взаимодействия с научным сообществом (основная угроза);
– приглашение зарубежных советников для разработки стратегических документов;
– отсутствие четких и конкретных стратегических и тактических приоритетов развития;
– концентрацию усилий на процессе, а не на результате;
– проведение институциональных преобразований в отрыве от технологических инноваций;
– разрушение эффективных научных, образовательных и производственных организаций и создание гипотетических инновационных структур с перераспределением в их пользу финансовых потоков;
– отсутствие корректировки проводимой социально-экономической политики путем отказа от устаревших экономических теорий и не оправдавших ожиданий механизмов социально-экономического развития.
Для увеличения конкурентоспособности компаний реального сектора экономики России при вхождении в ВТО первоначально нужны эффективные инвестиционные проекты, что может быть только лишь при высоком уровне управления проектами, где одним из основных блоков представляется анализ их экономической эффективности.
Из такого разнообразия методических инструментов оценки экономической эффективности, требующих полного изучения, остановимся на наиболее принципиальных и напрямую воздействующих на итоги оценки.
1. Определение продолжительности жизненного цикла инвестиционного проекта (периода времени от момента появления инвестиционного проекта до его реализации), который определяет период расчета приведенной стоимости денежного потока.
Формально завершением инвестиционного проекта имеют все шансы являться:
– введение в деятельность предметов, основа их эксплуатации и применение итогов исполнения проектов;
– достижение проектом установленных результатов;