Международная интеграция в области таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями

Содержание работы

1. Направления интеграции в области таможенного дела (15 мин.).
2. Участие России во Всемирной таможенной организации (15 мин.).
3. Двустороннее сотрудничество в области таможенного дела (10мин.).
4. Зона свободной торговли и таможенный союз СНГ (10 мин.).
5. Перспективы развития ЕврАзЭС в области таможенного дела. Становление Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. (20 мин.).

Файлы: 1 файл

2_Mezhdunarodnaya_integratsia_v_oblasti_tamozhenno.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Международная интеграция в области таможенного дела

 

  1. Направления интеграции в области таможенного дела (15 мин.).
  2. Участие России во Всемирной таможенной организации (15 мин.).
  3. Двустороннее сотрудничество в области таможенного дела (10мин.).
  4. Зона свободной торговли и таможенный союз СНГ (10 мин.).
  5. Перспективы развития ЕврАзЭС в области таможенного дела. Становление Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. (20 мин.).

 

Введение

 

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение  экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

 

1. Направления интеграции в области таможенного дела

Вторая половина XX - начало XXI в. характеризуются  все более возрастающей интернационализацией экономических связей и выходом производительных сил за пределы национальных границ государств. В настоящее время есть все основания утверждать, что Международная экономическая интеграция осуществляется на двух основных уровнях: глобальном уровне в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и региональном уровне в рамках региональных интеграционных объединений. Как в первом, так и во втором случае государства - участники интеграционных процессов преследуют следующие наиболее важные цели: 1) обеспечение международного мира и безопасности посредством проведения согласованной внешнеэкономической политики; 2) повышение своего благосостояния путем осуществления более свободной внешнеэкономической деятельности, а следовательно, путем расширения масштабов производства, повышения производительности труда и улучшения конкурентоспособности.

Участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, транспарентность экономической политики торговых партнеров, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, а также возможность реализации своих экономических интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли.

Региональные интеграционные объединения  можно подразделить на две основные формы: простые, создаваемые в виде зон преференциальной торговли и зон свободной торговли, и продвинутые (таможенный союз, общий рынок и экономический союз).

Зона преференциальной торговли является самой простой формой региональных интеграционных объединений, составляет 8 процентов от их общего количества, смысл ее заключается в том, что страны-участницы предоставляют друг другу определенные преференции во взаимной торговле, выражающиеся прежде всего в снижении и (или) устранении тарифов на определенную группу товаров.

Следующим этапом в развитии международной  экономической интеграции является создание зоны свободной торговли, что подразумевает сохранение каждым из государств-членов, как и в зоне преференциальной торговли, своих национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами. В то же время создание зоны свободной торговли, в отличие от зоны преференциальной торговли, влечет за собой отмену, как правило, всех таможенных пошлин и ограничений в торговле между ее государствами-членами. Наиболее известным примером зоны свободной торговли является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). В общей сложности на долю простых форм региональных интеграционных объединений приходится до 92 процентов всех интеграционных группировок. Небольшая доля их продвинутых форм (не более 8 процентов от общего количества) объясняется тем обстоятельством, что в отличие от простых форм продвинутые формы предполагают безусловную "верность" только одному определенному блоку (т.е. одно и то же государство может быть членом только одного блока, например таможенного союза), который сам может являться участником простых форм интеграционных объединений. Кроме того, как показывает международно-правовая практика, продвинутые формы региональных интеграционных объединений создаются только политическими союзниками, которые преследуют глубокую интеграцию не только в экономической сфере, но также в сфере формирования основных направлений внешней и внутренней политики вплоть до построения политического союза.

Первоначальная ступень продвинутой  интеграции - создание таможенного союза, который, в отличие от зоны свободной торговли, предполагает осуществить не только отмену таможенных пошлин в торговле между ее государствами-членами, но и учреждение единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Следовательно, таможенные союзы преследуют цель создания единого экономического пространства путем глубокой интеграции всех сфер экономики, а не только либерализации взаимных внешнеэкономических связей. Европейские сообщества, которые были созданы шестью западноевропейскими государствами на основе Парижского договора 1951 г. и Римских договоров 1957 г. (нынешний Европейский союз, в настоящее время объединяющий 27 государств) и, положив начало таможенному союзу, эволюционировали к 1992 г. в общий рынок, а к 1999 г., после введения единой валюты - евро, - в экономический союз, на 1 января 2008 г. охватывающий уже 15 государств-членов.

Таким образом, можно констатировать, что создание таможенного союза является не самоцелью, а одним из этапов дальнейшей интеграции. Как показывает опыт Европейского союза, устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее, следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создания экономического союза путем введения единой валюты. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Европейский союз хотя и очень медленно, но идет к построению политического союза, стремясь проводить на основе единого экономического фундамента скоординированную внутреннюю и внешнюю политику.

 

2. Участие России во Всемирной таможенной организации

Российская Федерация  участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой (п.4, ст. 1 ТК РФ).

Глобализация хозяйственной  жизни определяет приоритеты таможенного дела. Рост внешнеторгового оборота, необходимость его ускорения диктуют определенные требования к организации таможенного дела в стране, а также являются импульсом к сотрудничеству между таможенными органами различных государств.

Закономерно отметить не только влияние экономической интеграции на таможенное дело, но и обратный процесс. Так, интеграция таможенных органов, в основном, направлена на унификацию и стандартизацию таможенных процедур. Данные мероприятия позволяют снизить издержки обращения участников ВЭД, увеличить скорость обращения капитала во внешнеторговом секторе, способствуют развитию международной кооперации. От организации таможенного дела в значительной степени зависит эффективность интеграционных процессов.

Интеграция в таможенном деле является также ответной мерой  мирового сообщества на интернационализацию криминальных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков, оружия, контрафактной продукции и т.д. Противодействие экономическим формам контрабанды может быть оказано только при объединение усилий таможенных органов разных стран.

Всемирная таможенная организация (далее ВТО) – это независимая  межправительственная организация, миссией которой является повышение действенности и эффективности таможенных служб мира.

История Всемирной таможенной организации уходит в 1947 год, когда 13 государств, представленных в Европейском комитете экономического сотрудничества, договорились об организации исследовательской группы. Эта группа изучала возможность создания одного или нескольких межъевропейских таможенных союзов, основанных на принципах Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1948 году исследовательская группа создала два комитета - экономический и таможенный комитеты. Экономический комитет являлся предшественником Организации экономического сотрудничества и развития, а таможенный комитет преобразовался в Совет таможенного сотрудничества.

Всемирная таможенная организация (ВТО) учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года, вступившей в силу 4 ноября 1952 года. В настоящее время ВТО объединяет 168 государств, в том числе все государства-участники СНГ. Российская Федерация в качестве правопреемника СССР является членом ВТО с 1992 г.  Официальные языки - английский и французский, в работе некоторых комитетов используются испанский и русский языки.

Общая сумма взносов  остается (с поправкой на инфляцию) неизменной с 1993 г. и составляет 11 960 863 евро. Членский взнос России в 2003/2004 финансовом году - 117 216  евро (15-ый по величине).

Высшими органами ВТО  являются Совет, представленный руководителями таможенных служб всех стран-членов ВТО, Политическая комиссия (в составе 24 стран-членов) и Финансовый комитет (в составе 17 стран-членов). Постоянно действующий орган - Секретариат ВТО (г. Брюссель).

Ежегодно на сессиях  Совета избираются Председатель и 6 вице-председателей, одновременно являющихся региональными представителями. Европейский регион, являясь крупнейшим в ВТО, имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этом регионе состоят все страны СНГ.

Рабочие органы Совета - комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, Гармонизированная система описания и кодирования товаров, правоохранительная деятельность).

Всемирная таможенная организация  осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время является депозитарием 16 международных таможенных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности. По  поручению Всемирной торговой организации осуществляет технические функции по вопросам разработки методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров.

Для России наиболее значимыми вехами участия в ВТО стали:

  • закрепление России в качестве постоянного (де-факто) члена Политической Комиссии и Финансового комитета ВТО;
  • включение всех государств СНГ в состав Европейского региона ВТО;
  • признание СНГ в качестве субрегиона Европейского региона ВТО;
  • использование русского языка в качестве рабочего языка ВТО в целях Гармонизированной системы кодирования и описания товаров;
  • обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета;
  • образование регионального узла связи ВТО по правоохранительной деятельности в Москве.
  • создание Регионального учебного центра ВТО на базе Российской таможенной академии.

25 ноября 2002 г. в Москве  состоялось подписание Меморандума  о понимании между Всемирной таможенной организацией и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации относительно создания в Москве Регионального учебного центра ВТО.

Необходимость подписания данного меморандума обусловлена  тем, что процессы формирования единого  таможенного пространства в рамках ЕврАзЭС предполагают наличие хорошо подготовленных, высокопрофессиональных таможенных кадров.

Наличие в Российской Федерации  Регионального учебного центра ВТО позволяет организовывать в Российской таможенной академии (РТА) крупные международные семинары, форумы и иные мероприятия, проводимые  под эгидой ВТО, направленные на содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭС, присоединению к Конвенции Киото в редакции 1999 года.  Пропаганду  новейших направлений развития таможенного дела в мире, которые разрабатываются Всемирной таможенной  организацией, таких  как содействие и развитие электронной торговли, применение методик анализа рисков в таможенном контроле товаров и транспортных средств, применение унифицированных таможенных документов и др.

Работа Центра будет направлена на разработку межгосударственного образовательного стандарта по специальности "Таможенное дело", концепции профильной подготовки кадров для таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС, а также на систематизацию, изучение и анализ законодательной базы и практики деятельности таможенных служб.

Предполагается, что Центр  будет способствовать реализации межгосударственных программ в таможенной сфере с привлечением международных финансовых организаций и институтов.

Информация о работе Международная интеграция в области таможенного дела