Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:30, реферат
В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных).
Цены товаров, обращающихся на сложившихся мировых рынках, характеризуются рядом особенностей.
Во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило, мировая цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Таким образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно уровня мировой цены. Переход от внутренних цен к мировым состоит, как правило, из целой цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы) или "отслаивающихся" при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и другие льготы, субсидии).
Второй особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.
Вот почему при абсолютном значении цены необходимо подробно указать следующие реквизиты: качественные характеристики или происхождение товара, условия поставки, сроки поставки, упаковка.
Например, информацией о том, что цена тонны соевых бобов составляет 200 долл., невозможно воспользоваться при совершении сделки купли-продажи. На фоне множественности цен каждый абсолютный показатель необходимо прокомментировать: 200 долл., за тонну соевых бобов: американских с содержанием белка 44%; CIF; с поставкой через 3 месяца. Цена на соевые бобы другого качества и происхождения, например аргентинские с содержанием белка 38%, с иными условиями (FOB) и сроками (чем они отдаленнее, тем цена, как правило, ниже) поставки будет выше или ниже.
Третьей особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.
Принимая во внимание специфические признаки мировых цен, можно выделить основные особенности организации ценовой работы.
На фоне множественности цен
на один и тот же товар важным
становится вопрос в выборе ориентира,
основы для определения цены сделки,
то есть мировой базисной цены. Цены,
соответствующие понятию
Первое требование означает, что в качестве мировых можно рассматривать только цены обычных торговых операций, характеризующиеся следующими признаками:
• раздельность, то есть несвязанность экспортных или импортных поставок;
• регулярность их осуществления;
• платеж в свободно конвертируемой валюте;
• осуществление в условиях свободного
торгово-политического режима. Торговые
сделки, совершаемые на этих условиях,
можно рассматривать как
• они типичны для мировой торговой практики и распространяются на значительную часть мирового товарооборота;
• цена формируется при сравнительно высокой конкуренции, выравнивание цен осуществляется в большей степени, чем по операциям, которые носят специальный характер.
К категории специальных
Необходимо учитывать, что количественный размер оборота, то есть объем закупок по рассматриваемой цене, имеет решающее значение для ее представительности не при всех условиях. В некоторых случаях представительной может считаться цена, действующая на рынке, уступающем по объему торговли другому рынку, если по остальным критериям, в частности доступности, она в большей степени отвечает понятию мировой цены.
На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров. В принципе в международном товарном обмене, так же как и во внутренней торговле, окончательное выравнивание цен и, следовательно, формирование конечной цены по любому товару осуществляются с ориентацией на покупателя. Поэтому для того, чтобы оценить приемлемость уровня цены и ее представительность, необходимо пользоваться ценой наиболее крупных импортеров рассматриваемого товара.
Однако по некоторым товарам, прежде
всего машинам и оборудованию,
в качестве информации о мировых
ценах используют данные по ценам
основных экспортеров. Информация о
ценах поставщиков готовой
По некоторым (преимущественно массовым) товарам мировыми ценами могут считаться цены крупнейших центров торговли: бирж, аукционов, торгов.
Таким образом, мировые базисные цены
- это цены важнейших экспортеров
или импортеров, или цены основных
центров мировой торговли, относящиеся
к обычным, крупным, регулярным, раздельным
операциям, осуществляемых в условиях
открытого торгово-
В реальной практике современной
международной торговли проявляется
множественность цен, причинами
которой являются ценовая политика
конкретных корпораций, воздействие
на цены международной торговли со
стороны государств и осуществление
самими государствами некоторых
внешнеторговых операций (например, поставка
продукции в счет помощи или в
счет покрытия долговых обязательств)
и др. При этом на одни и те же товары
существуют различные уровни цен. Это
могут быть: цены по обычным коммерческим
сделкам с платежом как в конвертируемой,
так и в неконвертируемой или
ограниченно конвертируемой валюте;
цены во встречной торговле (когда
продажа товара увязывается с
закупкой товаров либо закупка товаров
обусловливается
Иными словами, множественность
цен в международной торговле отражает
факт многообразия условий реального
совершения актов купли-продажи товаров.
Однако в основе этой системы
множественности цен лежат так называемые
мировые цены (world prices), под которыми понимают
цены крупномасштабных экспортно-импортных
сделок, заключаемых на мировых товарных
рынках, в основных центрах мировой торговли.
К основным характеристикам мировых цен
относятся следующие:
Мировые цены устанавливаются
в свободно конвертируемой валюте (поскольку
оплата в неконвертируемой или ограниченно
конвертируемой валюте ведет к
Это цены на товары ведущих
производителей и поставщиков (продавцов),
имеющих существенную долю в общем объеме
данной продукции и постоянно воспроизводящих
(сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных
Это цены крупномасштабных
сделок, предусматривающих раздельные,
не связанные между собой экспортные и
импортные операции (в противном случае
при осуществлении встречных или бартерных
сделок партнеры по торговым соглашениям
могут пойти на значительные отклонения
в ценах).
Применительно к рынкам
топливно-сырьевых товаров речь идет о
ценах в регионах мира, где сосредоточены
их производство и/или торговля (это цены
так называемых базисных или п
Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен:
1. Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.
Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.
Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.
Использование твердой
фиксированной цены с возможностью
последующей корректировки
Использование цен
с последующей фиксацией
Использование скользящих
цен связано с осуществлением
продавцами и покупателями соответствующих
расчетов по принятой в контракте
формуле, первую часть которой составляет
базовая цена, аналогичная по своей
сути твердой фиксированной цене,
а вторая часть представляет соотношение
долей основных видов издержек по
производству товара. Особое значение
приобретает учет в формуле именно
тех издержек, по которым в период
исполнения контракта возможны существенные
изменения. Как правило, скользящие
цены используются в контрактах, связанных
с поставкой сложных и
Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая — скользящей ценой.
Контрактные цены являются
коммерческой тайной и поэтому не
публикуются. Однако на практике контрактные
цены на определенный товар в конкретном
регионе и при наличии
Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с ценовыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связанные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных видов ценовых скидок и накидок.
К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся:
Количественные скидки продавца (экспортера), они даются покупателю, например, за значительный объем единовременной покупки (когда покупатель приобретает, в частности, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20—30 % от первоначальной цены.
Бонусные скидки —
предоставляются крупным