Нетарифные барьеры в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, играя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО), ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации.

Содержание работы

Введение
1. Внешняя торговля и внешнеторговая политика
Внешняя торговля в системе международных экономических отношений
Цели и основные направления внешней политик
2. Нетарифные барьеры внешней торговли
Количественные ограничения
Финансовые ограничения
Прочие формы ограничения внешней торговли
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Внешняя торговля и внешнеторговая политика

  • Внешняя торговля в системе международных экономических отношений
  • Цели и основные направления внешней политик

2. Нетарифные барьеры внешней торговли

  • Количественные ограничения
  • Финансовые ограничения
  • Прочие формы ограничения внешней торговли

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, играя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Таможенно-тарифные ограничения  остаются важнейшими инструментами  внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи  с регулированием внешней торговли соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО), ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера.

Применение нетарифных методов государственного регулирования  международной торговли обусловлено  тем, что на национальной территории государство может устанавливать  специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны, которые уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, Европейский Союз. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Нетарифные методы регулирования  являются наиболее эффективным элементом  осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

1) нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем, и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

2) нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

3) нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

4) нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

Целью курсовой работы является анализ различных видов нетарифных ограничений.

Задачи курсовой работы:

- изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;

- разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;

- определить эффективность применения нетарифных ограничений;

 

 

  1. Внешняя торговля и внешнеторговая политика

 

    1. Внешняя торговля в системе международных экономических отношений

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего  объема международных экономических  отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса: "...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы".

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технических революций, специализация  и кооперирование промышленного  производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10 % роста мирового производства приходится 16 % увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином "внешняя  торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой  продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей  называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля»  употребляется и в более узком  значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Внешняя торговля занимает одно из первых мест в системе всемирных экономических отношений. В послевоенное время, объемы внешней торговли резко увеличились, в результате чего, международная торговля стала одним из мощнейших факторов экономического роста. Таким образом, зависимость стран от внешнего товарообмена резко увеличилась.

Для такого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являются международные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля, международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развивается иностранный туризм и т.д.

Внешняя торговля - это главное звено в огромной системе экономических связей. Она объединяет все страны в одну единую экономическую систему.

Современная внешняя  торговля - это торговые отношения между странами, предполагающие ввоз и вывоз товаров. В этих отношениях участвуют целые корпорации, государства. С помощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повышать производительность своих же ресурсов, а так же увеличить объем производства. Географические, аналитические и национальные факторы обуславливают экономические и политические риски во внешней торговле. Характер современной внешней торговли очень динамичен.

На устойчивый и стабильный рост внешней торговли влияние оказывает ряд факторов:

- стабильность межгосударственных отношений в условиях мира;

- развитие МПТ, а так же капитала;

- обновление основного капитала (НТР);

- деятельность корпораций на международном рынке;

- возникновение коммерческой реальности;

- принятие международных, торговых соглашений;

- деятельность финансово - экономических организаций;

- стабильность Мирового Банка в отношении международной экономики;

- свобода внешней торговли;

- получение политической независимости, ранее колониальными странами.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики  в том, что благодаря ей:

1. преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

2. интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень разгрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

3. увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

4. на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

5. повышается уровень международной специализации страны.

Внешнеторговая политика — государственная экономическая  политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели и основные направления внешней политики

 

Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

Конкуренция иностранных  товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной  зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебания валютных курсов и цен на мировом рынке.

Существуют два основных направления внешнеторговой политики - политика свободной торговли (либерализация) и протекционизм.

Политика свободной  торговли в чистом виде означает, что  государство воздерживается от непосредственного  воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного  регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется  от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Принцип свободы торговли появился и совершенствовался как  реакция на протекционистские мероприятия  государства в разные периоды развития национальной экономики, начиная от эпохи первоначального накопления капитала и кончая временем создания национальной промышленности в отсталых странах. Естественно, что в этом принципе наряду с критикой протекционизма содержатся доказательства преимуществ свободы торговли. Свободная торговля сулит существенные материальные и социальные выгоды, включая не только более высокий уровень, но и качество жизни.1

Преимущества свободы  торговли достаточно многогранны и  доказываются как теорией, так и  практикой.

Во-первых, свободная  торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает  возможности международной специализации  производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.

Во-вторых, свободная  торговля облегчает развитие конкуренции  и поддерживает дух новаторства  не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими  странами. Это, в конечном счете, способствует повышению качества выпускаемой продукции.

Информация о работе Нетарифные барьеры в международной торговле