Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, играя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО), ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации.
Введение
1. Внешняя торговля и внешнеторговая политика
Внешняя торговля в системе международных экономических отношений
Цели и основные направления внешней политик
2. Нетарифные барьеры внешней торговли
Количественные ограничения
Финансовые ограничения
Прочие формы ограничения внешней торговли
Заключение
Список используемой литературы
Политика государственных закупок. Государственная политика регламентации закупок, в соответствии с которой для национальных компаний создаются льготные условия, представляет собой еще одну форму нетарифных ограничений во внешней торговле.
Политика государственных закупок играет особенно важную роль в тех странах, которым свойственна большая доля государственной собственности в промышленности и в других отраслях экономики. Если правительство страны ведет политику закупок, создающую льготные условия для местных компаний, иностранным компаниям путь к проникновению на большую часть рынка этой страны закрыт.
Требования закупок у местных поставщиков. Правительства стран могут воспрепятствовать экспорту продукции иностранных компаний или деятельности этих компаний на их территории, требуя от них осуществления закупок товаров или услуг у местных поставщиков.
Нормы правового регулирования
и контроля. Нетарифные ограничения
могут принимать форму
Валютное регулирование. Правительства многих стран, в особенности развивающихся стран и стран с плановой экономикой, сдерживают международную торговлю с помощью валютного регулирования. В таких странах компании, занимающиеся экспортом товаров, получают право обменивать иностранную валюту по выгодному курсу, что должно повысить привлекательность иностранных рынков для отечественных производителей. Напротив, компании, занимающиеся импортом товаров, вынуждены покупать иностранную валюту в центральном банке страны по невыгодному курсу, что приводит в результате к повышению местных цен на иностранные товары. Туристам, путешествующим в таких странах, приходится обменивать иностранную валюту по особому обменному курсу. Этот курс, как правило, устанавливается таким образом, чтобы получить как можно больше валюты от иностранцев, свободно расходующих достаточно большие суммы денег. Валюты компаниями, которые импортируют в страну второстепенные товары.
Регулирование инвестиций. Государственное регулирование иностранных инвестиций и иностранной собственности — явление широко распространенное, особенно в ключевых отраслях экономики, таких как телевидение и радиовещание, коммунальные услуги, авиаперевозки, заключение контрактов с предприятиями оборонного комплекса и предоставление финансовых услуг. Контроль со стороны государства в этих отраслях затрудняет выход иностранных компаний на соответствующие рынки страны.
Одним из широко используемых способов создания искусственных барьеров на пути импортной продукции в страну является введение внутренних налогов и сборов с целью повышения внутренней цены импорта и снижения тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке страны. Налоги, которые при этом накладываются на импортную продукцию как центральными, так и местными властями, могут быть либо прямыми (например, акцизный налог), либо косвенными (например, портовые сборы). Однако и в том, и в другом случае, являясь дискриминационными, они снижают объемы импорта в пользу менее конкурентоспособной отечественной продукции. Последствия внутренних налогов особенно негативны в тех нередких случаях, когда их ставка превышает по стоимости размер соответствующей импортной пошлины. Контроль же обоснованности размера внутренних налогов практически невозможен, так как они в отличие от таможенных тарифов законодательно, как правило, не регламентируются.
Заключение
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью как тарифных, так и нетарифных методов. На практике эти методы сводятся к взиманию государством таможенных пошлин с экспортно-импортных операций. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.
Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики.
Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и добровольное ограничение экспорта.
Квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на в неценовой основе.
Добровольное ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования добровольных ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших добровольные ограничения на его экспорт.
Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры не таможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить.
Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии и демпинг. Субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта, — бывают внутренние и экспортные. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой торговой политики по сравнению с импортным тарифом или квотой. Экспортные субсидии нередко приобретают форму субсидированных кредитов национальным экспортерам, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной, либо государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит). Крайним случаем субсидирования экспорта выступает демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Для защиты от преднамеренного демпинга страны используют антидемпинговые пошлины.
Национальные правительства стремятся поддерживать интересы отечественных компаний в сфере международной торговли также посредством реализации других программ, таких как предоставление субсидий, создание зон свободной торговли и содействие в вопросах финансирования экспорта. Правительства могут субсидировать местное производство товаров и предоставление услуг, чтобы повысить конкурентоспособность этих товаров и услуг на международном рынке. Кроме того, для стимулирования экспорта продукции отечественных компаний правительства могут санкционировать создание зон свободной торговли. Разработка и реализация программы финансирования экспорта также имеет своей целью оказание помощи экспортным компаниям в вопросах сбыта их продукции на внешнем рынке.
Список используемой литературы
Информация о работе Нетарифные барьеры в международной торговле