Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:45, реферат
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
3. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
4. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Типология нетарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность…………………………………………………………………….5
1.1.Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие, сущность и классификация…………………………………………….5
1.2.Эффективность использования нетарифных ограничений………………...6
Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………16
2.1.Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ…………………………………………………………………………………16
2.2.Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Типология нетарифных
мер регулирования внешней
1.1.Нетарифные ограничения
как часть протекционистской
политики: понятие, сущность и
классификация……………………………………………
1.2.Эффективность
Глава 2. Нетарифные ограничения
в регулировании внешней
2.1.Анализ использования
нетарифных ограничений во
2.2.Эффективность
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В течение последних лет в сфере международной торговле наметилась тенденция к расширению практики применения мер регулирования с целью защиты отдельных отраслей национальной экономики. Во многом это связано с процессами либерализации внешней торговли в рамках присоединения стран к ВТО или членства стран в этой организации.
По существующим оценкам, развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами.
Мерами нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ называются административные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, такие, как, например, лицензирование, квотирование и т.п.
Объектом исследования являются квотирование, лицензирование и специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Информационная база исследования включает в себя международные правовые акты, федеральное законодательство, нормативные акты, статистические данные.
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности
применения нетарифных
2. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
3.проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
4.рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике.
Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – нетарифные ограничения.
Очевидно, что в процессе вступления
в ВТО, тема нетарифных
Глава 1. Типология нетарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность
1.1.Нетарифные
ограничения как часть
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений.
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива, какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата.
Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
1.2.Классификация нетарифных ограничений
Как известно, в
мире действуют официальные
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортерами-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности;
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров).1
Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме (см. табл. 1).
Таблица 1. Система нетарифных ограничений
Система нетарифных ограничений | ||||||
I.Финансовые меры: | ||||||
1.Сборы |
дополнительные сборы |
внутренние (уравнит-ые) налоги и сборы |
пограничные налоги и сборы |
скользящие сборы |
импортные депозиты | |
2.Налоги | ||||||
3.Пошлины | ||||||
II. Административные меры: | ||||||
1.Количественные |
2.Скрытые методы |
3.Финансовые | ||||
Квотирование (контингентирование) |
экспортная квота |
Технические барьеры |
соблюдение нац. стандартов качества |
Субсидирование |
прямая субсидия | |
импортная квота |
требования к упаковке |
косвенная | ||||
индивидуальная квота |
санитарно-гигиенич. нормы |
внутренняя | ||||
глобальная квота |
требования к рекламе |
экспортная | ||||
Лицензирование |
разовая лицензия |
Внутренние налоги |
прямые |
Демпинг |
спорадический | |
генеральная |
косвенные |
преднамерен | ||||
глобальная |
Политика в рамках государственных закупок |
постоянный | ||||
автоматическая лицензия |
обратный | |||||
взаимный | ||||||
"Добровольное" ограничение экспорта |
Требование о содержании местного компонента |
Экспортное кредитование |
субс.кредиты экспортерам | |||
гос.кредиты импортерам | ||||||
страхование эксп. рисков |
Меры финансового воздействия
Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностранных товаров. Часто они не имеют фиксированной ставки, изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка, и экономической политики государства.
1.Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический, так и комбинированный характер, повышая внутреннюю цену импортного товара и снижая его конкурентоспособность. В их числе следует назвать внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, действующие в периоды повышения уровня мировых цен по отношению к внутренним аналогичным товарам.
Разновидности сборов:
- Дополнительные сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);
- Внутренние налоги и сборы, которые эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера. Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке;
- Пограничные налоги и сборы, которые взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;
- Скользящие сборы – дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами;
К финансовым
мерам воздействия также
- Импортные депозиты – требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств.
Административные меры
Административные инструменты, появившиеся в начале XX века в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.