Нетарифные ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
3. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
4. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Типология нетарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность…………………………………………………………………….5
1.1.Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие, сущность и классификация…………………………………………….5
1.2.Эффективность использования нетарифных ограничений………………...6

Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………16
2.1.Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ…………………………………………………………………………………16
2.2.Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Временные запреты  иногда вводятся на экспорт продукции  из России, например, мазута в связи  с невыполнением компаниями обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок.

2.2.Эффективность  использования нетарифных ограничений в российской экономике

Россия несет убытки в размере свыше $5 млрд. в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая.

Анализ ситуации с использованием нетарифных барьеров, проведенный ЮНКТАД, показывает, что с 1995 года произошло практически 30-процентное увеличение масштабов использования мер технического регулирования. Озабоченность вызывают также таможенные и административные процедуры ввоза, правила обращения товаров на рынке. По состоянию на 1 сентября 2013 г. 17 стран применяют 74 ограничительные меры в отношении российских товаров (среди них 40 антидемпинговых пошлин). В их числе Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, США, Украина и ЕС как единая таможенная территория.

На сегодняшний  день проводятся 7 новых расследований, из них 3 антидемпинговых и 4 специальных  защитных, а также 10 пересмотров  введенных ранее антидемпинговых  мер. Наиболее подвержены антидемпинговым мерам топливно-энергетический и металлургический сектора, а также сектор удобрений. Пока российская экономика не может предложить зарубежным покупателям ничего, кроме нефти, газа, металлов и минеральных удобрений, и конкурировать с другими поставщиками Россия может только по цене. Поэтому присутствие российских игроков на рынке вызывает недовольство других поставщиков. Формально антидемпинговые меры выражаются в виде дополнительных пошлин, накладываемых на ввозимые товары. Эти пошлины заставляют российскую сторону либо нести убытки, либо повышать цену на товар. Последнее полностью противоречит стратегии поведения России на внешних рынках и внутри ВТО и не позволяет получать приемлемую прибыль. Ответные меры, как правило, порождают шквал критики в адрес России, в связи с чем вместо введения пошлин власти вводят санитарные ограничения по зарубежным товарам.

И Россия логично  защищает своих производителей, иначе  бы западные концерны до сих пор  поставляли нам машины из-за рубежа, тогда как сейчас они вынуждены запускать производства здесь с локализацией комплектующих.

Выявление и пресечение таких мер является весьма сложным процессом, зависящим от слаженности совместной работы с бизнесом. По итогам работы Минэкономразвития в 2012 году прекратили свое действие 16 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки, по экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила более 1 млрд долларов. За первое полугодие 2013 года – 5 мер и более 155 млн долларов соответственно.

 

 

 

 

Заключение

В современной  практике регулирования внешней  торговли нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран  мира активно применяют такие  меры, следуя идее протекционизма. Исследователи  насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

  В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми.

  Как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм.

Однако, сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в  России и во многих других странах  с помощью нетарифных ограничений  продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.

 

Список литературы:

1. Федеральный  Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» 

2. Постатейный  комментарий к Федеральному Закону  «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности»  / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ. – 2011.

3. Аконова Е.С.  Международная экономика и МЭО.  – Ростов н/Д: Феникс. – 2010.

4. Доклад руководителя  Департамента нетарифного регулирования  Минэконоразвития РФ Буйкина  Ю.А. от 18.02.2011.

5. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2012.

6. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции. // МЭ и МО. - 2012, №3.

7. Идрисова В.В., «Анализ влияния нетарифных мер регулирования внешней торговли на российский импорт» // Российское предпринимательство №5 (1), 2011, с.146-150

8. http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)

9. http: //www.есоnomy.gov.ru/ (Минэкономразвития и торговли РФ)

10. http://www.consultant.ru

11. http://www.customs.ru

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Приложение 2 

 

 

 

  Утверждены  Решением Коллегии ЕЭК 
от 16 августа 2012 г. № 134 

 

 

  

Единый  перечень товаров, к которым применяются  запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений 

 

 

 

(в ред. решений Коллегии Евразийской экономической Комиссии 
от 23.08.2012 № 142, от 18.09.2012 № 158, от 25.09.2012 № 169, ​​ 
02.10.2012 № 177, 18.10.2012 № 184,от 04.12.2012 № 242, от 04.12.2012 № 243  
от 25.12.2012 № 260, от 25.12.2012 № 303, от 05.03.2013 № 33, от 05.03.2013 № 30, 
от 24.04.2013 № 95, от 24.04.2013 № 96,от 14.05.2013 № 103, от 25.06.2013 № 140 

 

 

 

1.

Товары, запрещенные к перемещению через  границу таможенного союза

1.1

Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и вывозу с таможенной территории Таможенного союза 
(в ред. Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, 
от 18.09.2012 № 158, от 05.03.2013 № 30)

1.2

Опасные отходы, ввоз которых  на территорию Таможенного союза  запрещен  
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 25.06.2013 № 140)

1.3

Информация    на   печатных, аудиовизуальных   и   иных   носителях    информации, запрещенная   для ввоза на таможенную  территорию  Таможенного союза, вывоза  с таможенной  территории  Таможенного  союза  и  транзита  по таможенной территории таможенного союза

1.4

Средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, попадающие под действие приложений А и В  Стокгольмской Конвенции о стойких  органических загрязнителях, подписанной  в Стокгольме 22 мая 2001. 
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 25.06.2013 № 140)

1.5

Лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, запрещенные  к вывозу с таможенной территории Таможенного союза 
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 05.03.2013 № 33)

1.6

Служебное и гражданское  оружие, его основные части и патроны  к нему, запрещенные для  ввоза  на  таможенную  территорию  Таможенного  союза,  вывоза  с   таможенной территории  Таможенного союза  и  транзита  по таможенной территории Таможенного союза

1.7

Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные  к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза 

1.8

Изделия из гренландского  тюленя и детенышей гренландского  тюленя, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного  союза

2.

Товары, ограниченные к перемещению через границу таможенного союза

2.1

Озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через  таможенную границу Таможенного  союза при ввозе и вывозе 
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 18.09.2012 № 158)

2.2

Средства защиты растений, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импорте

2.3

Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную  границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе

2.4

Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе

2.5

 

2.6

Дикие живые животные и  отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при  экспорте 

2.7

Виды дикой фауны и  флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза  

2.8

Редкие    и    находящиеся    под    угрозой    исчезновения   виды   диких  животных  и дикорастущих  растений  их  частей  и  (или) дериватов,  включенных в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе  

2.9

Драгоценные металлы и  драгоценные камни, ограниченные к  перемещению через таможенную границу  Таможенного союза при экспорте 

ПОЛОЖЕНИЕ 
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 03.10.2012 № 177)

2.10

Необработанные драгоценные  металлы, лом и отходы драгоценных  металлов, руды и концентраты драгоценных  металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте

ПОЛОЖЕНИЕ  
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 03.10.2012 № 177)

2.11

Виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через  таможенную границу Таможенного  союза при вывозе 

2.12

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и  вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается  на основании лицензии  
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 24.04.2013 № 95, от 25.06.2013 № 140) 

2.13

Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе  
(в ред. Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 03.10.2012 № 177, от 25.06.2013 № 140)

2.14

Лекарственные средства и  фармацевтические субстанции, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при  ввозе  

2.15

 

2.16

Радиоэлектронные   средства   и   (или)   высокочастотные   устройства    гражданского назначения,   в   том  числе   встроенные   либо   входящие   в  состав  других товаров, ограниченные к ввозу на территорию Таможенного союза  
 
ПОЛОЖЕНИЕ 
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 04.12.2012 № 242)

2.17

Специальные технические  средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых  на таможенную территорию Таможенного  союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограничен  
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 04.12.2012 № 243

2.18

 

2.19

Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза и  вывоз  с таможенной территории Таможенного союза ограничен 
(в ред. Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 04.12.2012 № 243, от 25.12.2012 № 303, от 25.12.2012 № 260)

ПОЛОЖЕНИЕ 
 (в ред. Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии 
от 18.10.2012 № 184, от 04.12.2012 № 242, от 14.05.2013 № 103)

2.20

Культурные ценности, документы  национальных архивных фондов, оригиналы  архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе

2.21

Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе


1 Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Экономистъ. – 2012, с.158


Информация о работе Нетарифные ограничения