Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Файлы: 1 файл

Нормы таможенного права.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

 

Учитывая последние разработки ученых-юристов, занимающихся теоретическим  анализом норм права См., напр.: Байтин М.И. Нормы права // Теория государства  и права. М., 1997. С.316-324., можно следующим  образом классифицировать элементы норм:

 

· в зависимости от их построения гипотезы бывают простые (эти гипотезы предполагают какое-то одно условие, посредством  которого реализуется норма таможенного  права); сложные (здесь необходимо выполнить  два и более условий для  применения данной нормы);

 

· в зависимости от формы  выражения - абстрактные (гипотеза указывает  на действия норм таможенного права  и акцентирует их внимание на общих, родовых признаках); казуистические (гипотеза связывает реализацию рассматриваемой нормы с отдельными случаями, которые трудно или невозможно отразить посредством абстрактной гипотезы).

 

Диспозиции в зависимости  от формы их выражения, как и нормы  таможенного права, можно классифицировать на: уполномочивающие (представляют субъектам  таможенных правоотношений право на совершение положительных действий); обязывающие (возлагают на этих субъектов  обязанность совершения определенных действий); запрещающие (содержат запрет на совершение противоправных действий или бездействие).

 

Санкции в таможенной сфере  можно классифицировать прежде всего  в зависимости от степени их определенности на: абсолютно-определенные (точно указывают  меру государственного принуждения, которая  должна быть применена в случае нарушения  норм таможенного права, например, указанный  выше восьмилетний срок лишения свободы); относительно-определенные (устанавливают  низшую и высшую меру государственного принуждения к правонарушителям норм таможенного права (допустим, наказывается штрафом) и альтернативными (позволяют  правоприменителю выбрать из двух, трех одну меру наказания к нарушителю таможенного законодательства (например, наказывается штрафом или исправительными  работами на определенный срок)).

 

Санкции в таможенной сфере  также различают по функциональности и отраслевой принадлежности. В этом контексте можно говорить о функциональных дисциплинарно-правовых санкциях (например, освобождение от должности, перевод  на другую работу), об административно-правовых санкциях (в частности, штраф, конфискация  товаров); о гражданско-правовых санкциях (изъятие транспортных средств, возмещение убытков, уплата неустойки и др.); об уголовно-правовых санкциях (например, обязательные работы, лишение свободы  нарушителя).

 

Применение норм таможенного  права

 

Для точного и правильного  применения норм таможенного права  к той или иной таможенной ситуации необходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемую  норму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл  и содержание. Каждая норма таможенного  права выражена в законах как  источниках таможенного права. В  законах отражается содержание норм таможенного права, их цели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами  т.д., поэтому для уяснения конкретной нормы таможенного права требуется  изучение самого закона, в котором  данная норма содержится, его анализ, исследование структуры, регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержание закона в  таможенной сфере выступает как  его толкование, так и непосредственное изучение в целях дальнейшего  применения на практике. К такому толкованию закона в таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать в процессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, при решении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.

 

Толкованию подлежит любой  источник таможенного права, то есть закон или иной акт таможенной направленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведения  субъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают  в себе специфические правила  поведения и регулируют типичные правовые ситуации, которые представляют практический интерес для субъектов  таможенных отношений. Эти нормы, так  или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельной ситуации, задачи, казуса, а характеризуют  лишь их основные, наиболее значимые черты. Например, ст. 174 ТК устанавливает, что  подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному  органу документов, необходимых для  таможенных целей. Таможенный орган  вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах и для иных таможенных целей. Перечень указанных документов и дополнительных сведений определяется ГТК. Ни статья кодекса, ни перечень иных документов и дополнительных сведений ГТК не могут предусмотреть всех данных фактов и коллизий, которые  могут возникнуть между этими  участниками правоотношений; и они  не могут отразить все виды информации, необходимые для реализации обозначенных таможенных целей. Поэтому в статье устанавливаются лишь наиболее общие  и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при  этом они отдельно не расписываются.

 

По этим и иным причинам применение конкретных норм права в  конкретной ситуации непременно предполагает уяснение смысла и содержание указанной  нормы, ее расширительного толкования, объяснения, увязки с поведением отдельных  людей. Прежде чем приступить к толкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного  права субъект права должен удостоверится  в наличии данного закона (или  статьи) и в подлинности текста. Наличие данного закона и его  текста должно быть установлено субъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданию конкретного  закона или кодекса, а не по перепечатке  последних в книге либо сборнике статей. Необходимо убедиться, действует  ли в этот момент исследуемый закон  и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились  ли в него какие-либо изменения и  дополнения. После установления наличия  интересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в нем содержится необходимое  вам правовое предписание (норма) и  что это предписание (норма) имеет  юридическую силу и является обязательной для исполнения.

 

В процессе применения нормы  таможенного права необходимо также  убедиться в том, что эта норма  может быть сориентирована на интересующие вас отношения и что она  принята органом, имеющим по закону право применять подобные нормы. Например, при применении законов, декретов или указов Президента Республики Беларусь в таможенной сфере такого вопроса  не возникает, поскольку компетенция  высшего законодательного органа и  Президента Беларуси, принимающих подобные акты, а также порядок издания  данных актов регламентированы в  Конституции Республики Беларусь либо других законах.

 

В ходе применения норм таможенного  права, содержащихся в актах ГТК, Совета Безопасности, министерств экономики, финансов, налогов и других органов  Республики Беларусь, часто возникает  необходимость выяснить, действовал ли тот или иной орган в соответствии с Конституцией и таможенным законодательством  и принял ли он именно тот акт, который  поможет эффективно регулировать таможенные отношения. Эти вопросы встают, когда  министерства и ведомства пытаются путем принятия своих актов жестко влиять на таможенную деятельность. После  того, как выявлено наличие закона или акта в рассматриваемой сфере, подлинность их текста и установлена  юридическая сила, тот или иной субъект таможенного права переходит  к непосредственному толкованию закона в прямом его значении, то есть характеризует смысл и содержание заключенных в нем норм и положений.

 

 Толкование норм таможенного  права

 

Среди ученых-юристов нет  единого подхода к проблеме видов  толкования законов: одни говорят о  нормативном толковании законодательных  актов, о судебном и доктринальном  их анализе, другие - об официальном, неофициальном  и грамматическом толковании правовых предписаний, третьи - обо всех вместе взятых О наиболее интересной классификации  видов толкования законов см., напр.: Осипов А.В., Толкование права. Теория государства  и права. М., 1997. С. 442-445.. Основываясь  на имеющихся исследованиях и  разработках, в таможенном праве  можно говорить, прежде всего, об официальном  и научном толковании законов.

 

Официальное толкование законов  в рассматриваемой сфере - это  прежде всего толкование их уполномоченными  на то государственными органами и  должностными лицами. Этот вид толкования закрепляется в законодательном  порядке и подлежит неукоснительному и бесспорному исполнению.

 

Официальное толкование бывает легальным и судебным.

 

Легальное толкование законов  в таможенной сфере дается уполномоченными  на то государственными органами и  является обязательным для их применения к конкретным ситуациям. Особым видом  официального толкования законов в  таможенной сфере является судебное толкование, которое может даваться судом в ходе разрешения конкретного  таможенного дела или случая, по которому этот закон применяется. Например, в Вестнике Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь разъясняется практика разрешения судебных споров с участием таможенных органов Республики Беларусь, а также обсуждаются  вопросы совершенствования порядка  проведения и контроля внешнеторговых операций Постановление № 13 от 07.12.2000 г. Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. «О практике разрешения споров с участием таможенных органов» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Минск. № 1. 2001. С. 19-25. Указ Президента Республики Беларусь № 7 от 04.01.2000 г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Минск. № 1. 2000 г. С. 34-43.. Здесь также освещаются проблемы применения таможенного законодательства Беларуси. Судебное толкование содержится в решениях или приговорах суда и обязательно лишь по рассмотренному таможенному делу (случаю) Серебрякова И., Ярусевич В. На повестке ООН: незаконный оборот оружия. Европа и Беларусь. Судебный вестник. Мн. № 2. 1997. С. 60-61.. Практике известны факты толкования норм таможенного законодательства и другими государственными органами (например, ГТК организации работы своих служб), однако самостоятельным видом толкования законов в таможенной сфере является в первую очередь судебное толкование, поскольку решение либо приговор суда по разрешению таможенного дела (случая) приобретает властные очертания и даже некую законодательную силу; и оно в этом смысле не может сравниться с толкованием норм таможенного законодательства иными министерствами и ведомствами.

 

Наиболее распространенным видом толкования законов таможенной направленности сейчас является научное  толкование, которое базируется на научных исследованиях, разработках  и публикациях в области таможенного  права, экономики таможенного дела, управления таможенными органами и  т.д. Толкование законов, осуществляемое в монографиях, комментариях, в учебных  пособиях по таможенному праву, играет большую роль для совершенствования  действующего таможенного законодательства, рационализации работы ГТК, его управлений, служб, таможенных постов и других и  укрепления законности и правопорядка в таможенной области. Этот вид толкования законов неофициальный, и он не имеет  обязательного юридического значения для таможенных и иных государственных  органов и должностных лиц, применяющих  нормы таможенного права. Представители  этих органов, сотрудники, юристы, таможенные агенты и другие в ходе своей правоприменительной  деятельности, безусловно, обязаны  знать последние достижения науки  и мнения ученых в таможенной сфере, но в процессе своей повседневной деятельности они должны опираться  на законы и иные акты, обязательные для исполнения всеми. Научное толкование указанных законов могут давать не только ученые-юристы, и оно может  отражаться не только в научных источниках, книгах и т.д. Научное толкование актов по таможенному праву и  таможенному делу в целом может  осуществляться начальниками таможенных служб, юристами, инспекторами, экспертами в их статьях, выступлениях и т.д. Например, в таможенных органах консультирование любых заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела (а в этом случае присутствует и толкование актов, документов…) осуществляют специально уполномоченные должностные лица таможенных органов. Консультирование является платным. Консультация производится в устной или письменной форме. Устные консультации производятся в порядке очередности в пределах отведенного для консультирования времени. Консультации в письменной форме - на основании поданной заявке установленного образца. Ответ дается не позднее 30 дней со дня получения  заявки. Срочные письменные консультации предоставляются в течении 7 дней. Должностное лицо таможенного органа при даче консультации не вправе вносить  изменения и дополнения в представленные документы, совершать на документах распорядительные надписи, давать разъяснения  по вопросам, связанным с привлечением лиц к административной и уголовной  ответственности, связанным с обжалованием решений таможенных органов, не входящим в компетенцию таможенных органов. При консультировании должностные  лица таможенных органов не проверяют  от имени таможенного органа декларации и иные документы, которые подлежат представлению в таможенный орган. Консультирование, связанное с заполнением  указанных деклараций и документов, оказывается только в устной форме, без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом Макаревич В.В. Интервью. Граница: пересечение интересов и проблем. С. 6.. Если подобное консультирование носит научный характер, основано на достоверном анализе норм права, фактов, то оно тоже может рассматриваться как научное толкование и использоваться в ходе применения норм таможенного права.

 

С точки зрения способов и  средств, используемых в ходе толкования, можно выделить еще и следующие  виды толкования законов в таможенной сфере: историческое, системное, логическое и грамматическое.

 

Историческое толкование рассматриваемых законов - это как  бы предварительный вид толкования, предшествующий применению того или  иного закона. Это толкование позволяет  в самом начале работы уяснить  смысл закона или нормы посредством  анализа обстоятельств и причин, в связи с которыми рассматриваемый  закон или норма в свое время  были приняты. Здесь могут анализироваться  и акты, которые действовали ранее, в другом историческом периоде.

 

Системное толкование законов  в таможенной сфере предполагает комплексное, взаимоувязанное изучение структуры, функций и возможного механизма применения данного закона. При этом исследуется среда возможного действия законодательного акта и его  результативность.

 

Логическое толкование выражается в изучении закона по тому или иному  вопросу таможенного дела с точки  зрения правил и средств логики, при этом детально характеризуется  с позиции логики гипотеза, диспозиция и санкция отдельных норм таможенного  права, их связь, виды, выясняется логический характер отраженного в законе правила  поведения участников таможенных правоотношений.

 

Грамматическое толкование выделенных законов - заключительный этап их толкования. На этом уровне характеризуются  словесные выражения в законе (норме) посредством использования  правил грамматики. Грамматическое толкование осуществляется путем разбора связи  слов законодательного акта, нормы, членов предложений, знаков препинания и т.д.

 

Обозначенные виды толкования законов не стоят особняком друг от друга, они взаимосвязаны и  взаимодействуют. Это как бы различные  ступени изучения законов, актов  перед их применением (или в ходе применения), и в то же время они  друг без друга не обходятся и  зачастую предполагают одновременное  либо последовательное их использование. Например, чтобы перед применением  ст. 113 ТК изучить различные аспекты  применения акцизов к товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь и  вывозимым с этой территории, порой  необходимо обратиться к самым различным  видам толкования и анализа норм права. Сначала нужно выяснить, применялись  ли до сегодняшнего времени, в прошлом  статьи или законы об акцизах и  как они применялись (историческое толкование); как связана рассматриваемая проблема с другими положениями действующего законодательства, в чем сущность исследуемых норм, их функции, механизм действия и как нужно применять данные нормы в связи с иными родственными нормами права (элементы системного толкования). Одновременно целесообразно также определить логическое содержание статьи, наличие в ней гипотезы и диспозиции и обозначить возможные меры ответственности за нарушение нормы (логическое толкование). Перед применением указанной статьи важно проанализировать ее словесные выражения, предложения, знаки препинания и другие (грамматическое толкование). Только после этого можно приступать к применению данной нормы. Иными словами, здесь можно (да и нужно) одновременно применять все четыре вида анализа, хотя бывают нередко и иные ситуации.

Информация о работе Нормы таможенного права: толкование, применение и действие