Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Файлы: 1 файл

Нормы таможенного права.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

 

С точки зрения границ правового  действия толкование законов в таможенной сфере может быть: строго обусловленным  законом, ограничительным и расширительным.

 

Толкование, строго обусловленное  законом, предполагает следующее: содержание нормы таможенного права строго вычленяется точно в таком  виде, в каком оно расписано  в тексте закона. В этом случае применяется  буквальное толкование нормы, то есть ее характеристика в соответствии с  точным текстом закона. Этот вид  толкования осуществляется с помощью  любых иных обозначенных видов толкования, он никогда ни уже, ни шире выражения  нормы в законе. Например, ч. 2 ст. 114 ТК гласит: «За таможенное оформление товаров и транспортных средств  вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются  в двойном размере». Выраженное в  этой статье положение именно таково, как оно буквально расписано  в тексте закона. Здесь строго и  ясно сказано, что за указанное таможенное оформление товаров и транспортных средств таможенные сборы взимаются  таможенным органом в двойном  размере. Иного толкования здесь  не дано, оно строго обусловлено  законом.

 

Ограничительное толкование - это такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенного  права сужается, то есть оно в  ходе анализа оказывается уже, чем  расписано в самом законодательном  акте. Оно зафиксировано в самом  тексте закона и используется в том  случае, если формулировка закона шире, нежели сама его идея или мысль. И  чтобы правильно понять эту идею или мысль, необходимо ограничить ее, несмотря на содержание закона. Так, в  ст. 28 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» указывается лишь на три  основных критерия достаточной переработки  товаров: а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, происходящее в результате переработки товара; б) выполнение производственных или технических операций, достаточных  или недостаточных для того, чтобы  товар считался происходящим из той  страны, где эти операции имели  место; в) изменение стоимости товара (правило адвалорной доли), когда  процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости  достигает фиксированной доли цены поставляемого товара. Из буквального  текста статьи может быть понятно, что  речь идет лишь об этих и больше ни о  каких иных критериях достаточной  переработки товаров в данной стране. В этом случае текст статьи в связи с предстоящим правоприменением сужается.

 

Расширительное толкование законов в таможенной сфере есть такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенного права  оказывается шире, нежели оно расписано  в тексте закона, то есть в этом случае сам закон толкуется широко и  его применение предполагает более  широкий охват объектов и явлений. Расширительное толкование в таможенном праве используется тогда, когда  по смыслу законодательного акта оно  обязано быть шире того, что зафиксировано  в тексте нормативного акта. Например, ст. 199 ТК устанавливает, что таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Беларуси, за исключением  периметров свободных таможенных зон  и свободных складов, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через  указанную границу товаров и  транспортных средств. По смыслу этой статьи объем компетенции таможенных органов в области валютного  контроля не является полным, исчерпывающим  и подробно расписанным. В случае рассмотрения каких-либо вопросов и  споров Президент или Правительство  могут учесть и иные обстоятельства: работу таможенных органов страны с  национальным банком, коммерческими  банками, финансовыми органами и  т.д. Следовательно, данная статья может  быть подвергнута расширительному  толкованию.

 

Ограничительное и расширительное толкования законов в таможенной сфере должно быть научно обосновано, подтверждено необходимостью практической реализации и самое главное -- не должно вредить интересам участников таможенных правоотношений, государства  и общества. Эти два вида толкования возможны, если несут всеобщую пользу и не ведут к произволу и  правонарушениям в таможенной сфере.

 

Нормы таможенного права  как правила поведения людей  в таможенной сфере реализуются  на практике в процессе регулирования  разнообразных правовых отношений. При этом ими руководствуются  все субъекты права, сообразуя с  ними свои действия и поступки, и  в ходе правоприменительной деятельности достигают стоящих перед ними целей и задач. А само применение норм таможенного права выступает  как специфическое действие данного  права, как реализация его норм, положений, статей; оно характеризует осуществление  тех предписаний и правил, которые  устанавливает таможенное законодательство. Задачей применения норм таможенного  права является в первую очередь  полная реализация законов, актов, положений  и т.д. таможенного характера в  точном соответствии с их содержанием  и смыслом, без малейшего отступления  от закона. Применение норм таможенного  права - это, прежде всего, форма их реализации, под которой в теории права  понимается «претворение, воплощение предписаний юридических норм в  жизнь путем правомерного поведения  субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных  лиц, общественных организаций, граждан)»  См.: Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Применение права /Теория государства и права. М., 1997. С. 412.. Реализация норм таможенного  права всегда связана с правомерным  поведением участников таможенных правоотношений, то есть таким поведением, которое  не предполагает совершения правонарушений (преступлений) в таможенной сфере. Это правомерное поведение может  выступать как в форме активных действий (скажем, желание перевозчика  перевезти детское питание через  таможенную границу), так и форме  бездействия (допустим, воздержание  названного перевозчика от своих  целей). Само применение норм таможенного  права как особая форма их реализации тоже выступает в виде активных действий субъектов права и их бездействия и характеризуется рядом специфических черт.

 

Во-первых, применение таможенно-правовых норм, являясь одним из видов организующе-властной деятельности соответствующих таможенных органов, постов и прочего, связано  с конкретными способами разрешения ситуаций на таможенной границе, споров в суде и т.д., оно требует от участников таможенных правоотношений специальных знаний в области  права, подготовки и компетенции. Для  этого законодатель наделяет их всем этим, имея в виду, что правоприменительная  деятельность в таможенной сфере  обладает повышенной социальной экономической  значимостью.

 

Во-вторых, применение норм таможенного  права осуществляется в рамках таможенно-правовых отношений, и правомочия участников этих отношений весьма различны и  нередко плохо урегулированы  законом. Особенно это касается проблем  экономической безопасности Беларуси, внешнеэкономической деятельности таможенных органов, таможенных режимов, валютного регулирования и т.д.

 

В-третьих, таможенная правоприменительная  деятельность - весьма сложная деятельность, и ее реализация на практике производится в самых разных видах и формах. Это может быть и организационная  работа в области таможенного  дела, и работа, связанная с исполнением  законодательства о платежах, таможенных тарифах, и расследование преступлений в таможенной области, и т.д.

 

В-четвертых, применение норм таможенного права не всегда завершается  в строго установленных правовых рамках. Здесь применение норм часто  может сопровождаться лишь констатацией реализации каких-то юридических фактов, экономических событий, не предполагать наказание виновных.

 

Применение норм таможенного  права есть один из видов государственной  деятельности, направленный на укрепление экономической безопасности той  или иной страны и на наполнение государственного бюджета необходимыми средствами. В ходе этой деятельности государство организует строгое  и неукоснительное соблюдение рассматриваемых  таможенно-правовых предписаний, охрану и защиту таможенных прав и интересов  всех участников таможенных правоотношений.

 

Как вид государственной  деятельности применение норм таможенного  права осуществляется в различных  формах. Основной формой применения норм таможенного права является точное и неукоснительное их соблюдение всеми участниками таможенно-правовых отношений (прежде всего сотрудниками таможенных органов и гражданами). Нормы таможенного права - это  общеобязательные правила социально-экономического поведения. Они применяются в обществе таким образом, что указанные субъекты правоотношений в большинстве своем добровольно подчиняются и следуют данным нормам, действуют так, как того требуют последние и воздерживаются от правонарушений в таможенной сфере. Так же поступают и участники иных правоотношений (гражданских, административно-правовых, уголовно-правовых), которые реализуют конкретные таможенно-правовые функции. Другой формой применения норм таможенного права является реализация соответствующими органами государства или должностными лицами социальных актов, которые позволяют претворить в жизнь норму таможенного права в конкретном, индивидуальном случае. При этой форме правоприменения государственный орган либо должностное лицо в пределах своих полномочий разрешает какую-то ситуацию либо задачу, используя соответствующие законы и юридические предписания в области таможенного дела. Таможенный орган в ходе рассмотрения дела (например, дела о контрабанде по законодательству Беларуси), производство по которому входит в его компетенцию, на основе соответствующих норм принимает решение о возбуждении по этому факту уголовного дела в отношении подозреваемых и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального права, производит все неотложные следственные действия.

 

В приведенных и иных примерах применение норм таможенного права  выражается в осуществлении государственным  органом либо должностным лицом (таможенный орган, дознаватель, суд) специальных  действий, актов, которыми анализируемый  тот или иной случай, казус подводится под действие соответствующей нормы  и определяются меры к нарушителям  либо таковые не применяются.

 

Применение норм таможенного  права основано на строгом соблюдении законов и норм права. Из этого  следует, что в каждой конкретной ситуации подлежит применению именно та норма таможенного права, которая  и регулирует эту ситуацию. Другая норма, которая регулирует иные правоотношения, здесь не может быть применена. Кроме  того, данная норма таможенного права  применяется в этом случае не по усмотрению кого-то, а в строгом  и точном соответствии с ее смыслом  и содержанием и так, чтобы  она в будущем не вызывала возражений со стороны заинтересованных субъектов  права и жалоб. ГТК, их работники, декларанты, предприятия, фирмы и  т.д. не могут отступать от норм таможенного  права, изменять и по-своему толковать  их, то есть они в своей правоприменительной  деятельности должны строго придерживаться принципа законности. Субъекты таможенных правоотношений также призваны соблюдать  специальные стадии правоприменительной  деятельности, которые представляют собой некий целостный процесс, предполагающий решение организационных, правовых, экономических и иных задач  по реализации норм таможенного права. Этот процесс включает следующие  стадии: постановка целей правоприменения; сбор, обработка и оценка информации по возникшей ситуации (или по делу); принятие определенного решения  по ситуации (делу); передача принятого  решения для реализации. На первой стадии, например, инспекторы таможенного  поста, имея правовые основания для  отказа в выпуске товара через  таможенную границу (законодательство о таможенном тарифе), ставят перед  собой цель: применить к нарушителям  указанное положение закона и  добиться устранения выявленных нарушений  о порядке выпуска товаров  через границу. Для этого инспекторы таможенного поста беседуют с  лицами, перемещающими товар через  таможенную границу, получают у них  сведения о стране происхождения  товара, о том, как ими оформлен сертификат, уплачена ли таможенная пошлина и др. При этом таможенники ведут свой анализ и исследование через призму своих обязанностей, квалифицируют действия указанных лиц; одновременно подбираются соответствующие нормы таможенного права, иные акты, которые предполагается применить к нарушителям, если таковые появятся. На следующей стадии сотрудники таможенного поста (начальник, инспекторы и др.) на основе обработанной и тщательно проанализированной информации о ситуации выносят решение. И это решение может касаться самых разных вопросов, урегулированных и не урегулированных нормами таможенного права: например, конкретного порядка выпуска или невыпуска указанных товаров, наказания нарушителей, применения льгот по уплате платежей и т.д. На этой стадии субъект права - таможенный орган, таможенники и другие - осуществляет свои полномочия и непосредственно применяет законодательство о таможенном тарифе. Через ее действие во властной форме реализуются на практике требования нормы таможенного права и устанавливается окончательная связь нормы с казусом, подлежащим разрешению. Сотрудники таможенного органа, поста и т.д. доводят до заинтересованных лиц принятое решение (либо решения) и добиваются, основываясь на законе, его выполнения. В исполнении принятого решения проявляется и исполнение закона, и конкретной нормы таможенного права. Применение норм таможенного права может включать лишь установление фактической основы дела, анализ юридической ситуации и принятие решения по делу. Однако не в этом смысл анализа, а в том, чтобы показать, что применение норм таможенного права представляет собой цельный и в то же время развивающийся процесс, который предполагает исследование и других, и в первую очередь пространственно-временных характеристик правоприменения в рассматриваемой сфере.

 

Действие таможенно-правовой нормы во времени и пространстве

 

Нормы таможенного права, как и все остальные юридические  нормы, применяются на определенном пространстве и в течение определенного  времени, то есть в процессе правоприменительной  деятельности в таможенной сфере  необходимо четко представлять себе действие указанных норм в пространственном и во временном измерениях. Проблема применения норм таможенного права  в пространстве решается обычным  способом. Например, законы и иные акты таможенного характера, принятые соответствующими государственными органами страны и  в установленном порядке, действуют  на всей территории Беларуси. В законе или ином акте таможенной направленности может быть прямо записано, что  их применение возможно лишь на территории определенной местности, например, Брестской  области Беларуси.

 

Применение норм таможенного  права во времени несколько усложнено. В первую очередь нужно иметь  в виду начало и окончание действия данной нормы либо закона или акта в целом. Основополагающим при этом является правило, согласно которому в  таможенной сфере применяются нормы  таможенного права, действующие  на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенных органов, причем действующими нормативными актами признаются акты, вступившие в силу. Например, законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. В данных законах, в постановлениях о введении в действие закона могут  устанавливаться конкретные даты вступления закона в силу, разное время начала действия отдельных норм, содержащихся в одном законе. Декреты и указы  Президента, постановления Правительства вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования, если в указанных актах не установлен срок вступления их в силу.

 

Нормативные правовые акты ГТК  подлежат обязательному опубликованию  в течение десяти дней после их регистрации в Министерстве юстиции. Нормативные акты ГТК вступают в  силу по истечении 30 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда акты законодательства обязывают  ГТК ввести в действие нормативные  акты по таможенному делу в более  краткие сроки.

 

Нормативные акты ГТК (кроме  актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну или сведения конфиденциального  характера), не прошедшие государственную  регистрацию или прошедшие ее, но не опубликованные в установленном  порядке, считаются не вступившими  в силу и не могут применяться  для регулирования таможенных правоотношений. По общему правилу нормативные акты других таможенных органов вступают в силу немедленно, если в них  не установлен иной срок.

Информация о работе Нормы таможенного права: толкование, применение и действие