Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:55, реферат
Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.
С точки зрения границ правового
действия толкование законов в таможенной
сфере может быть: строго обусловленным
законом, ограничительным и
Толкование, строго обусловленное законом, предполагает следующее: содержание нормы таможенного права строго вычленяется точно в таком виде, в каком оно расписано в тексте закона. В этом случае применяется буквальное толкование нормы, то есть ее характеристика в соответствии с точным текстом закона. Этот вид толкования осуществляется с помощью любых иных обозначенных видов толкования, он никогда ни уже, ни шире выражения нормы в законе. Например, ч. 2 ст. 114 ТК гласит: «За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере». Выраженное в этой статье положение именно таково, как оно буквально расписано в тексте закона. Здесь строго и ясно сказано, что за указанное таможенное оформление товаров и транспортных средств таможенные сборы взимаются таможенным органом в двойном размере. Иного толкования здесь не дано, оно строго обусловлено законом.
Ограничительное толкование
- это такое толкование, в ходе
которого содержание нормы таможенного
права сужается, то есть оно в
ходе анализа оказывается уже, чем
расписано в самом
Расширительное толкование законов в таможенной сфере есть такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенного права оказывается шире, нежели оно расписано в тексте закона, то есть в этом случае сам закон толкуется широко и его применение предполагает более широкий охват объектов и явлений. Расширительное толкование в таможенном праве используется тогда, когда по смыслу законодательного акта оно обязано быть шире того, что зафиксировано в тексте нормативного акта. Например, ст. 199 ТК устанавливает, что таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Беларуси, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. По смыслу этой статьи объем компетенции таможенных органов в области валютного контроля не является полным, исчерпывающим и подробно расписанным. В случае рассмотрения каких-либо вопросов и споров Президент или Правительство могут учесть и иные обстоятельства: работу таможенных органов страны с национальным банком, коммерческими банками, финансовыми органами и т.д. Следовательно, данная статья может быть подвергнута расширительному толкованию.
Ограничительное и расширительное толкования законов в таможенной сфере должно быть научно обосновано, подтверждено необходимостью практической реализации и самое главное -- не должно вредить интересам участников таможенных правоотношений, государства и общества. Эти два вида толкования возможны, если несут всеобщую пользу и не ведут к произволу и правонарушениям в таможенной сфере.
Нормы таможенного права
как правила поведения людей
в таможенной сфере реализуются
на практике в процессе регулирования
разнообразных правовых отношений.
При этом ими руководствуются
все субъекты права, сообразуя с
ними свои действия и поступки, и
в ходе правоприменительной
Во-первых, применение таможенно-правовых
норм, являясь одним из видов организующе-властной
деятельности соответствующих таможенных
органов, постов и прочего, связано
с конкретными способами
Во-вторых, применение норм таможенного
права осуществляется в рамках таможенно-правовых
отношений, и правомочия участников
этих отношений весьма различны и
нередко плохо урегулированы
законом. Особенно это касается проблем
экономической безопасности Беларуси,
внешнеэкономической
В-третьих, таможенная правоприменительная деятельность - весьма сложная деятельность, и ее реализация на практике производится в самых разных видах и формах. Это может быть и организационная работа в области таможенного дела, и работа, связанная с исполнением законодательства о платежах, таможенных тарифах, и расследование преступлений в таможенной области, и т.д.
В-четвертых, применение норм таможенного права не всегда завершается в строго установленных правовых рамках. Здесь применение норм часто может сопровождаться лишь констатацией реализации каких-то юридических фактов, экономических событий, не предполагать наказание виновных.
Применение норм таможенного права есть один из видов государственной деятельности, направленный на укрепление экономической безопасности той или иной страны и на наполнение государственного бюджета необходимыми средствами. В ходе этой деятельности государство организует строгое и неукоснительное соблюдение рассматриваемых таможенно-правовых предписаний, охрану и защиту таможенных прав и интересов всех участников таможенных правоотношений.
Как вид государственной
деятельности применение норм таможенного
права осуществляется в различных
формах. Основной формой применения норм
таможенного права является точное
и неукоснительное их соблюдение
всеми участниками таможенно-
В приведенных и иных примерах
применение норм таможенного права
выражается в осуществлении
Применение норм таможенного
права основано на строгом соблюдении
законов и норм права. Из этого
следует, что в каждой конкретной
ситуации подлежит применению именно
та норма таможенного права, которая
и регулирует эту ситуацию. Другая
норма, которая регулирует иные правоотношения,
здесь не может быть применена. Кроме
того, данная норма таможенного права
применяется в этом случае не по
усмотрению кого-то, а в строгом
и точном соответствии с ее смыслом
и содержанием и так, чтобы
она в будущем не вызывала возражений
со стороны заинтересованных субъектов
права и жалоб. ГТК, их работники,
декларанты, предприятия, фирмы и
т.д. не могут отступать от норм таможенного
права, изменять и по-своему толковать
их, то есть они в своей
Действие таможенно-правовой нормы во времени и пространстве
Нормы таможенного права,
как и все остальные
Применение норм таможенного права во времени несколько усложнено. В первую очередь нужно иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо закона или акта в целом. Основополагающим при этом является правило, согласно которому в таможенной сфере применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенных органов, причем действующими нормативными актами признаются акты, вступившие в силу. Например, законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. В данных законах, в постановлениях о введении в действие закона могут устанавливаться конкретные даты вступления закона в силу, разное время начала действия отдельных норм, содержащихся в одном законе. Декреты и указы Президента, постановления Правительства вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования, если в указанных актах не установлен срок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты ГТК подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в Министерстве юстиции. Нормативные акты ГТК вступают в силу по истечении 30 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда акты законодательства обязывают ГТК ввести в действие нормативные акты по таможенному делу в более краткие сроки.
Нормативные акты ГТК (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию или прошедшие ее, но не опубликованные в установленном порядке, считаются не вступившими в силу и не могут применяться для регулирования таможенных правоотношений. По общему правилу нормативные акты других таможенных органов вступают в силу немедленно, если в них не установлен иной срок.
Информация о работе Нормы таможенного права: толкование, применение и действие