Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 20:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ административных правонарушений и преступлений в области таможенного дела, а также выявление возможных путей совершенствования деятельности таможенных органов и законодательства РФ в работе по пресечению данных видов преступной деятельности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- определить понятие административного правонарушения в сфере таможенного дела;
- рассмотреть понятие административной ответственности за нарушение зоны таможенного контроля;
- дать характеристику преступлениям на таможне;
- выявить возможные пути совершенствования деятельности таможенных органов в борьбе с преступностью.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Административные правонарушения
в таможенной сфере…………………………………………………………...7
1.1.Общая характеристика административного
правонарушения в области таможенного дела…………………7
1.2. Административная ответственность
за правонарушения в сфере таможенного дела………………..12
ГЛАВА 2. Общая характеристика преступлений
в области таможенного дела………………………………………………...16
2.1. Виды преступлений в области таможенного дела…………….16
2.2. Проблемы борьбы с преступлениями на таможне,
пути ее совершенствования……………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………28
Список используемой литературы…………………………
2.2.Административная ответственность
за правонарушения в сфере таможенного дела.
Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния выступает юридическая ответственность.
Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, установленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)8 и в соответствии с ним в законах субъектов РФ и состоящий в претерпевании лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий назначенных административных наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП РФ 9.
Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.
Глава 16 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размер соответствующих санкций. Указанная глава состоит из 23 статей, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушения.
В качестве примера рассмотрим норму ст. 16.5 КоАП РФ "Нарушение режима зоны таможенного контроля", предусматривающую ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:
- перемещение товаров, транспортных
средств или лиц (в том числе
должностных лиц
- перемещение товаров
и транспортных средств или
указанных лиц в пределах зоны
таможенного контроля без
- ведение производственной
или иной коммерческой
Перечень противоправных действий, предусмотренный диспозицией ст. 16.5 КоАП РФ, является исчерпывающим, следовательно, все остальные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.
Предназначение и порядок функционирования зоны таможенного контроля определены ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .
Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, осуществляемая в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения 10.
В соответствии с ч.5 ст. 163 ФЗ № 311-ФЗ порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено п. 4 ст.163 ФЗ № 311-ФЗ, согласно которой:
- перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Ответственность по ст. 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.
Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ, например лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанности получения такого разрешения11.
Нарушение диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ влечет за собой применение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей.
В последние годы отмечается увеличение числа таможенных правонарушений. По линии административных расследований за 2011 г. таможенными органами возбуждено более 82 тысяч дел об административных правонарушениях, что на 8% больше, чем за 2010 год. Увеличилось и количество рассмотренных дел: более 77 тысяч (70,8 тысячи - в 2010 г.) 12.
В связи с этим борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) должна быть одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. Совершение таможенных правонарушений представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов РФ, в угрозе ее экономической безопасности.
Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны большого объема денежных средств. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы РФ, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.
Глава 2. Общая характеристика преступлений в области таможенного дела.
2.1. Виды преступлений в области таможенного дела.
Согласно ст.12 ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», к одной из основных функций таможенных органов относится выявление, предупреждение, пресечение преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений13.
Ответственность за таможенные преступления предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ). При этом общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законодательством, не может считаться преступлением.
К таможенным преступлениям относятся:
- контрабанда (ст. 188 УК РФ);
- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию
Российской Федерации
- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Контрабанда. Под контрабандой согласно п. 1 ст. 188 УК РФ понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Указанное преступное деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Более опасным видом контрабанды является перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, в отношении которых установлены специальные правила ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее14. Так, лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет (либо без такового) и с ограничением свободы на срок до 1 года (либо без такового) наказывается контрабанда, предметом которой являются:
- наркотические средства;
- психотропные вещества, их аналоги;
- растения, содержащие наркотические
средства или психотропные
- инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
- сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;
- огнестрельное оружие, взрывные
устройства, боеприпасы, оружие массового
поражения, средства его доставки,
иное вооружение, иная военная
техника, а также материалы и
оборудование, которые могут быть
использованы при создании
- стратегически важные
сырьевые товары или
Еще одной опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой. В соответствии с п. 4 ст. 188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание усиливается до лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового. Согласно п. 3 ст. 188 УК РФ такими обстоятельствами являются:
- совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- совершение контрабанды
с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный
Незаконный экспорт технологий, сырья, материалов, оборудования и информации, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Предметом преступления являются:
- технологии (чертежи, схемы
и иная технологическая
- научно-техническая информация
(информация, регламентирующая безопасность
производства продукции
Согласно ст. 189 УК РФ, незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации; незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Деяния, совершенные организованной группой, либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.15
Информация о работе Общая характеристика преступлений в области таможенного дела