Общий порядок и особенности уплаты таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в том, что регулирование внешнеторговых отношений – неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. Таможенное законодательство начало активно развиваться в связи с правоведение рыночных реформ в Российской Федерации, которые выразились, в частности, в децентрализации внешнеэкономической деятельности, в интегрировании экономике в мировое хозяйство, в процессе освоения выгодных рынков в западных и восточных странах. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требует нормальное функционирование экономики и развитие гражданского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ и ТС 5
1.1. Понятие и виды таможенных платежей 5
1.2. Общие условия уплаты таможенных платежей 14
1.3. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов 17
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ТАМОЖНИ 20
2.1. Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2007 – 2011 гг. 20
2.2. Статистический анализ таможенных платежей в период 2007 – 2011 гг. 22
2.3. Проблемы, выявленные при статистическом анализе таможенных платежей в период 2007 – 2011 гг. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

Тамож. дело Общий порядок и особ уплаты таможенных платежей.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

На первые 6 месяцев  указанным Соглашением предусмотрены  переходные положения, позволяющие  ранее внесенные авансовые платежи  использовать в счет уплаты ввозной  таможенной пошлины. Соответственно с первого января 2011 г. ввозная таможенная пошлина может быть уплачена только в качестве таковой по отдельно выделенному коду бюджетной классификации.

Также указанным Соглашением  и гл. 9 ТК ТС не предусмотрена возможность  проведения зачета сумм излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных таможенных платежей. В свою очередь, при наличии остатка авансовых платежей на уплату вывозных пошлин, налогов, сборов и недостаточности средств, уплаченных в качестве ввозной таможенной пошлины, у таможенных органов нет оснований и возможностей для осуществления зачета. Это усложнение не только для участников ВЭД (плательщиков пошлин и налогов), которые должны будут вести и контролировать два финансовых потока на уплату таможенных платежей, причем в достаточном количестве денежных средств. Для таможенных органов это усложнение, связанное с необходимостью администрирования двух лицевых счетов каждого участника ВЭД [16. С. 133.].

НДС, взимаемый при  ввозе товаров на таможенную территорию ТС.

Лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в соответствии с нормами ТК ТС. При этом под лицами понимаются: как организации, являющиеся коммерческими организациями, так и относящиеся к некоммерческим организациям; как российские организации, так и иностранные организации; как индивидуальные предприниматели, так и любые иные физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, фактически находящиеся на территории ТС не менее 183 дней в календарном году. Не имеет при этом значения, является ли физическое лицо гражданином РФ, иностранным гражданином или относится к лицам без гражданства: в той мере, в какой они реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги, не упомянутые в ст. 149 НК РФ, - все эти физические лица являются плательщиками НДС (этот вывод основан на анализе ст. 11, 143, 149 НК РФ, п. 6 - 8 ст. 18 ТК ТС). Необходимо учитывать и правила ст. 118 ТК ТС о том, что плательщиками НДС являются непосредственно декларанты либо любые заинтересованные лица, которые вправе уплатить НДС.

Освобождение организаций  и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ТС, подлежащих налогообложению.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее  письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту  своего учета.

Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством РФ по налогам и сборам. [20. С. 348.]

Акциз, взимаемый при  ввозе товаров на таможенную территорию ТС.

К лицам, признаваемым налогоплательщиками  акциза, в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, относятся: декларанты (т.е. лица, перемещающие товары и транспортные средства) либо таможенные брокеры. По общему правилу декларантом может быть только российское юридическое лицо; любое иное заинтересованное лицо, которое воспользовалось правом уплатить таможенные пошлины (в т.ч. и акцизы), если иное не установлено ТК ТС.

Ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию ТС. При этом необходимо также учитывать: правила ст. 191 НК РФ об определении налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию ТС.

Первичная реализация (т.е. продажа или иная передача, приравненная для целей налогообложения акцизом к реализации подакцизных товаров) подакцизных товаров; а) происходящих и ввезенных на территорию ТС с территории любого из государств, входящих в ТС (например, с территории Белоруссии); б) ввезенных на территорию ТС без таможенного оформления (при наличии соглашения между РФ и участником ТС о едином таможенном пространстве). Иначе говоря, в случае, если такое соглашение еще не заключено (и не ратифицировано в установленном порядке).

Нужно также обратить внимание на то обстоятельство, что  в них не случайно употребляется  словосочетание «на территорию ТС», а не словосочетание «на таможенную территорию ТС»: дело в том, что законодатель в данном случае (путем применения термина «на территорию ТС») подчеркнул, что речь идет и о первичной реализации подакцизных товаров, ввезенных на территорию свободных таможенных зон и свободного склада.

Таможенные сборы.

К таможенным сборам относятся: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение.

Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение, являются лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит либо на международный таможенный транзит. Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за хранение, являются лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа, а в случаях, лица, которые приобрели имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе таможенного органа[19. С. 156.].

Исполнение обязанности  по уплате таможенных сборов лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, осуществляется по правилам, предусмотренным ТК ТС для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные сборы исчисляются  лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также  таможенными органами при выставлении  требований об уплате таможенных платежей.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие  на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

1.2. Общие условия уплаты таможенных платежей

В ст. 75 ТК ТС определен объект обложения таможенными пошлинами, налогами - это товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, а также обозначена основа налогооблагаемой базы, которая применяется при исчислении пошлин и налогов.

Положения ст. 75 ТК ТС не расходятся с определением видов ставок пошлин, утвержденных ст. 4 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»[6], в соответствии с которым применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах  от таможенной стоимости облагаемых  товаров;

- специфические, начисляемые в  установленном размере за единицу облагаемых товаров, т.е. от их количества;

- комбинированные, сочетающие оба  вышеназванных вида ставок.

Уплата ввозных таможенных пошлин осуществляется с учетом норм, установленных  Соглашением об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, а также решением КТС о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин[9].

Согласно итоговым расчетам экспертов  государств-членов ТС, нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства следующие: Республика Беларусь - 4,70%; Республика Казахстан - 7,33%; Российская Федерация - 87,97%.

По вопросам установления, исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин применяются нормы, установленные  Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран[11], которым определено, что установление ставок производится в соответствии с национальным законодательством государств-членов ТС. КТС ведет сводный перечень. Если товар, произведенный на территории одного государства-члена ТС, применяющего в отношении этого товара вывозные пошлины, поставляется в третью страну с территории другого государства-члена ТС, не применяющего в отношении этого товара вывозные пошлины либо применяющего меньшие ставки, это другое государство обязано обеспечить взыскание вывозных пошлин по ставкам, действующим в государстве, на территории которого произведен товар[17. С. 60.].

При оформлении вывоза товаров с  территории России на территорию третьих  стран в части регулирования  вопросов установления вывозных таможенных пошлин, определения ставок вывозных таможенных пошлин действуют нормы законодательства РФ.

Согласно гл. 11 ТК ТС налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов ТС. Установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему регулируются нормами НК РФ.

Статьей 160 НК РФ установлен порядок  определения налоговой базы при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Согласно положениям НК РФ при ввозе  товаров на таможенную территорию налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Это определение налогооблагаемой базы для исчисления НДС также не противоречит положениям гл. 11 ТК ТС.

Действующие в настоящее время  ставки акцизов по подакцизным товарам, согласно НК РФ, также зависят от количественных характеристик товаров.

В тексте гл. 11 ТК ТС раздела «Таможенные платежи» термин «лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов» заменено термином «плательщик таможенных пошлин, налогов».

Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств-членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, ТК ТС, как и ТК РФ, не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в зависимости от заявленной таможенной процедуры (ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 ТК ТС).

До вступления в действие ТК ТС согласно п. 1 ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникала:

- при ввозе товаров на таможенную  территорию - с момента пересечения  таможенной границы;

- при вывозе товаров с таможенной  территории - с момента подачи  таможенной декларации либо совершения  действий, непосредственно направленных на вывоз товаров[21.С. 41.].

Пунктом 2 ст. 80 ТК ТС по сравнению с ТК РФ расширен перечень случаев прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (к моментам, определенным в ТК РФ, добавлены случаи, которые в законодательстве РФ относились к возможности неуплаты пошлин и налогов).

Пунктом 3 ст. 80 ТК ТС установлены общие случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. В том числе прекращение обязанности по уплате при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена ТС, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров. По ТК РФ таможенные пошлины и налоги не уплачивались, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышала 5000 рублей[22.С. 209.].

Статьей 81 ТК ТС установлена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, которая возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, а также пошлин при вывозе товаров ТС с таможенной территории.

1.3. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

Согласно главе 11 ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. ст. 82, 83 ТК ТС) устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен до выпуска товаров.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со ст. 194 ТК ТС определяются законодательством государств-членов ТС, устанавливаются законодательством такого государства-члена ТС.

Согласно ст. 194 ТК ТС в  зависимости от категорий товаров  и лиц, их перемещающих, могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

Информация о работе Общий порядок и особенности уплаты таможенных платежей