Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:46, реферат
Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..3
Понятие таможенного дела……………………………………..3
Источники таможенного дела в российской федерации…….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ………………..20
2.1. Таможенные органы в РФ……………………………………...25
2.2. Государственные служащие таможенных органов, а так же
учреждений и предприятий в сфере таможенного дела……...30
Список использованных источников и литературы…………………………...35
Оглавление
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ………………..20
2.1. Таможенные органы в РФ……………………………………...25
2.2. Государственные служащие таможенных органов, а так же
учреждений и предприятий в сфере таможенного дела……...30
Список использованных источников и литературы…………………………...35
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Процесс развития, интеграции
и глобализации мировой экономики
привел к тому, что на современном
этапе развития ни одна страна не способна
развиваться самостоятельно. Внешние
экономические связи стали
Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.
Зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. В III веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалузии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), которая систематизировала порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф.1
Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000 – летнем периоде существования в России таможенного дела. Первые упоминания о таможенных отношениях Киевской Руси с другими странами датируются IX веком. Именно тогда в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В XII-XV вв. во время удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым и сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII века взимание таможенных платежей осуществлялось уже как с определенного количества, так и в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбора»).
На развитие таможенного дела сильное влияние, приведшее, в частности, к значительному усложнению системы таможенных платежей, оказали монголы-завоеватели. В середине XIII века монголо-татары ввели свою пошлину – тамгу. Тамга (тюрк.) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие название таможенных, и на место их сбора, таможню.
Таможенная служба в ее
современном понимании как
По нормам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развитости таможенной администрации любого государства является развитая инфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.2
Из самого словосочетания
“таможенное дело” следует, что
в собственном смысле оно означает
деятельность, осуществляемую таможней
и взаимодействующими с нею другими
структурами. В современном представлении
термин “таможенное дело” охватывает
сложный комплекс отношений, непосредственно
связанный с внешней и
В рамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.
В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное дело – предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит к ведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).
Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Отнесение таможенного дела
к федеральной компетенции
Под таможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.
Таможенная граница совпадает
с Государственной границей Российской
Федерации, за исключением периметров
особых экономических зон, исключительной
экономической зоны, и континентального
шельфа, на которых находятся
Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.
Внутренние таможенные границы образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.
Для обеспечения единства
экономического пространства и единства
таможенного дела в стране Конституция
РФ предусматривает
Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно ст.106, п. “в” Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.
Основанное на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:
- таможенное регулирование;
- основные принципы перемещения
через таможенную границу
- деятельность в области таможенного дела;
- таможенные процедуры;
- таможенные режимы;
- специальные таможенные процедуры;
- таможенно-тарифное регулирование (страна происхождения товара и таможенные платежи);
- таможенное оформление;
- таможенный контроль;
- ведение таможенной статистики внешней торговли;
- борьба с контрабандой
и иными преступлениями в
- борьба с административными
правонарушениями в сфере
- информирование и
- обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- таможенные органы;
- регулирование прохождения службы в таможенных органах;
- информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
Приведенная система отражает
лишь современную структуру
Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.
Таможенное дело является
монополией государства. Главный смысл
государственной монополии
Монополия таможенного дела
решает две задачи: всемерное использование
внешнеэкономических связей для
решения вопросов развития экономики
страны и ограждение ее от неблагоприятного
воздействия
Российская Федерация
участвует в международном
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.
Источники таможенного дела включают в себя:
- международные принципы и нормы, подписанные РФ в сфере таможенного дела;
- конституционные нормы, регулирующие таможенное дело;
- законы (конституционные, федеральные, кодексы), регулирующие таможенное дело;
- нормативно-правые акты
Президента России, Правительства
России, ГТК России и иных
Также к источникам таможенного дела следует отнести:
1. Публикации Международной
торговой палаты, например, Правила
толкования международных
2. Документы комиссий ООН, например, общие условия поставок, контрактов и т.п.;
3. Обычное право (обычаи и обыкновения);
4. Судебно-арбитражную практику.
Также источником таможенного дела признается обычай.
Под обычаем понимаются сложившиеся и применяемые в таможенной сфере правила поведения, не предусмотренные законодательством. В некоторых случаях в нормативно-правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в Российской Федерации публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли.