Организация таможенного дела в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..3
Понятие таможенного дела……………………………………..3
Источники таможенного дела в российской федерации…….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ………………..20
2.1. Таможенные органы в РФ……………………………………...25
2.2. Государственные служащие таможенных органов, а так же
учреждений и предприятий в сфере таможенного дела……...30
Список использованных источников и литературы…………………………...35

Файлы: 1 файл

реферат по там.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..3

      1. Понятие таможенного дела……………………………………..3
      2. Источники таможенного дела в российской федерации…….15

ГЛАВА  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА В РФ………………..20

2.1.   Таможенные органы  в РФ……………………………………...25

2.2.   Государственные  служащие таможенных органов,  а так же   

         учреждений и предприятий в  сфере таможенного дела……...30

Список использованных источников и литературы…………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Понятие таможенного дела

Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики  привел к тому, что на современном  этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние  экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в  важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической  деятельности, а именно перемещения  товаров и услуг, транспортных средств  через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.

Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.

Зарождение таможенного  дела относится к глубокой древности. В III веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалузии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), которая систематизировала порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф.1

Многочисленные факты  истории позволяют утверждать о 1000 – летнем периоде существования  в России таможенного дела. Первые упоминания о таможенных отношениях Киевской Руси с другими странами датируются IX веком. Именно тогда в  Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В XII-XV вв. во время удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым и сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII века взимание таможенных платежей осуществлялось уже как с определенного количества, так и в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбора»).

На развитие таможенного  дела сильное влияние, приведшее, в  частности, к значительному усложнению системы таможенных платежей, оказали  монголы-завоеватели. В середине XIII века монголо-татары ввели свою пошлину  – тамгу. Тамга (тюрк.) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие название таможенных, и на место их сбора, таможню.

Таможенная служба в ее современном понимании как единая государственная структура, регулирующая торгово-экономические отношения  государства с другими странами, появилась лишь в XVII веке.

По нормам, признанным Всемирной  таможенной организацией, показателем  степени развитости таможенной администрации  любого государства является развитая инфраструктура, применение современных  информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил  в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций  мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.2

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что  в собственном смысле оно означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с нею другими  структурами. В современном представлении  термин “таможенное дело” охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно  связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства.

В рамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов  и потребностей.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело – предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит к ведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).

Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию  таможенного дела в стране.

Под таможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.

Таможенная граница совпадает  с Государственной границей Российской Федерации, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны, и континентального шельфа, на которых находятся искусственные  острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация  осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принято различать внешнюю  и внутреннюю границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.

Внутренние таможенные границы образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.

Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция  РФ предусматривает соответствующие  ограничения в деятельности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Единство таможенного  дела гарантируется и особенностями  законодательного процесса в отношении  федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно ст.106, п. “в” Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.

Основанное на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:

- таможенное регулирование;

- основные принципы перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств;

- деятельность в области  таможенного дела;

- таможенные процедуры;

- таможенные режимы;

- специальные таможенные  процедуры;

- таможенно-тарифное регулирование (страна происхождения товара и таможенные платежи);

- таможенное оформление;

- таможенный контроль;

- ведение таможенной статистики  внешней торговли;

- борьба с контрабандой  и иными преступлениями в сфере  таможенного дела, дознание и  оперативно-розыскная деятельность  таможенных органов;

- борьба с административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела (нарушениями таможенных правил) и применение мер ответственности  за эти нарушения, производство  по делам об административном  правонарушении и их рассмотрение;

- информирование и консультирование;

- обжалование решений,  действий (бездействия) таможенных  органов и их должностных лиц;

- таможенные органы;

- регулирование прохождения  службы в таможенных органах;

- информационные системы  и информационные технологии  в таможенном деле.

Приведенная система отражает лишь современную структуру российского  таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенного регулирования могут  потребовать новых средств его  осуществления, а их изменение и  дополнение получит адекватное отражение  в содержании таможенной деятельности. Однако каким бы ни был набор компонентов  таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они  всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.3

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.

Таможенное дело является монополией государства. Главный смысл  государственной монополии таможенного  дела состоит в обеспечении централизованного  регулирования внешнеторгового  обмена.

Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование  внешнеэкономических связей для  решения вопросов развития экономики  страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических  факторов– спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.

 

    1. Источники таможенного дела в российской федерации

 

Российская Федерация  участвует в международном сотрудничестве в целях гармонизации и унификации национального законодательства с  международными нормами и практикой (ст. 1 ч.4 ТК РФ).

Таможенное дело тесно  связано с международными отношениями. Оно зависит от международных  договоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает, что при  осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в  Таможенном кодексе РФ и других законодательных  актах Российской Федерации по таможенному  делу содержатся другие правила.

Источники таможенного дела включают в себя:

- международные принципы  и нормы, подписанные РФ в  сфере таможенного дела;

- конституционные нормы,  регулирующие таможенное дело;

- законы (конституционные,  федеральные, кодексы), регулирующие  таможенное дело;

- нормативно-правые акты  Президента России, Правительства  России, ГТК России и иных государственных  органов по вопросам таможенного  дела.

Также к источникам таможенного  дела следует отнести:

1. Публикации Международной  торговой палаты, например, Правила  толкования международных торговых  терминов - “Инкотермс-2000”, “Унифицированные  обычаи и практика для документарных  аккредитивов”;

2. Документы комиссий  ООН, например, общие условия поставок, контрактов и т.п.;

3. Обычное право (обычаи  и обыкновения);

4. Судебно-арбитражную практику.

Также источником таможенного  дела признается обычай.

Под обычаем понимаются сложившиеся и применяемые в таможенной сфере правила поведения, не предусмотренные законодательством. В некоторых случаях в нормативно-правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в Российской Федерации публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли.

Информация о работе Организация таможенного дела в РФ