Основные направления по борьбе с коррупцией в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Тема данного реферата – борьба с коррупцией в таможенной сфере. Данная проблема в настоящее время является особенно актуальной, поскольку в новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность коррупции и основных методов борьбы с коррупцией
1.1.Определение понятия коррупция и формы коррупции…………………..5
1.2.Методы борьбы с коррупцией………………………………………….….8
2.Основные направления по борьбе с коррупцией в России
2.1. Основные задачи антикоррупционной программы России…………….12
2.2. Мероприятия по борьбе с коррупцией………………………………….14
Заключение……………………………………………………………….……20
Библиографический список…………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

реферат борьба с коррупцией.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1.Сущность коррупции и основных методов борьбы с коррупцией

1.1.Определение понятия коррупция и формы коррупции…………………..5

1.2.Методы борьбы с коррупцией………………………………………….….8

2.Основные направления по борьбе с коррупцией в России

2.1. Основные задачи антикоррупционной программы России…………….12

2.2. Мероприятия по борьбе с коррупцией………………………………….14

Заключение……………………………………………………………….……20

Библиографический список…………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических  интересов  государства  принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно  пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

Тема данного реферата – борьба с коррупцией в таможенной сфере. Данная проблема в настоящее  время является особенно актуальной, поскольку в новых рыночных условиях,  когда российская  экономика стала          «открытой»,  а государственные границы «прозрачными» или во многих местах  «размытыми»,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной  ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

  Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации                    «О неотложных мерах  по организации таможенного контроля в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации   «О неотложных мерах  по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации»,  Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- обеспечение экономической  основы суверенитета и государственной  безопасности страны, защита интересов  народа Российской Федерации;

- пополнение федерального  бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов;

-   участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля;

- создание правовой законодательной  базы, обеспечивающей деятельность  таможенной службы.

  Возросла роль  Государственного  таможенного  комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства.  Внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991 г.  - 84),  503 таможенных поста (было 122).  Сегодня  таможенная служба России - это около 60 тыс. сотрудников. 

Цель данного реферата – изучить особенности борьбы с коррупцией в таможенной сфере. В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи: выявить основы борьбы с коррупцией в таможенной сфере, показать основные методы борьбы с коррупцией и способы  предупреждения возникновения коррупции  в таможенной сфере.

Объект исследования –  таможенная сфера, предмет исследования – коррупция в таможенной сфере.

Для детального изучения данного  вопроса мы обратились к основным положениям таможенного законодательства РФ, учебным пособиям по таможенному праву.

 Библиографический список  насчитывает около 15 основных  источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность коррупции и  основных методов борьбы с  коррупцией

 

1.1.Определение понятия  коррупция и формы коррупции

 

Коррупция - принятие государственными должностными лицами лично или через  посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных  законом, с использованием ими должностного положения, т.е. полномочий и связанных  с ними возможностей или подкуп данных лиц путем противоправного представления  им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Высокий уровень коррупции  во многих развивающихся странах  существенно  снижает эффективность  работы государственных  органов.

Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе  наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие  коррупции в таможенных органах  отрицательно влияет на темпы социального  и экономического развития страны и  перспективы национального развития, с учетом важности данной проблемы международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (ВТО) выработало стратегию борьбы с коррупцией.

Антикоррупционная стратегия  ВТО  изложена в Арушской декларации ВТО, одобренной сессией Совета ВТО в  июне 2003 года.

Она содержит 10 принципиальных направлений:

1. Четкое управление и приверженность  идее.

2. Наличие регулятивных стандартов.

3. Открытость и прозрачность.

4. Автоматизация.

5. Реформирование и модернизация  службы.

6. Аудит и расследование.

7. Кодекс чести.

 

8. Управление кадрами.

9. Моральная и организационная  культура.

10. Взаимодействие с бизнесом.

Новая редакция Арушской декларации ВТО разработана с учетом того, что таможенные службы ее государств-членов работают в разных социальных, политических и экономических условиях. Поэтому декларация намеренно не носит предписывающий характер. В ней предусматривается общий концептуальный базис, при этом фактическая реализация каждого ключевого элемента остается на усмотрение конкретной таможенной службы.

Борьба с коррупцией в  настоящее  время актуальна для  Федеральной таможенной службы России и выходит на более качественный уровень.

В условиях расширяющихся  международных  связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных  мер противодействия. Это предполагает более тесное международное  сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку  и закрепление антикоррупционных  мер в нормах международного права.

Концепция национальной безопасности России рассматривает коррупцию  как чрезвычайно опасное явление, т.к. в России негативная традиция взяточничества  была широко распространена в среде чиновников.

Для норм российского права, в том  числе и таможенного  законодательства, характерна высокая  степень неопределенности, противоречивости, благоприятствующая коррупции. В России имеется большое  количество административных и бюрократических  барьеров на пути реализации физическими  и юридическими лицами их прав, для  преодоления  которых им приходится искать покровительство  у должностных  лиц. На практике преодоление  правовых барьеров, созданных для  всех предпринимателей, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.

Нормы российского уголовного права  не охватывают деяния, признаваемые коррупционными кругами за рубежом. Не считаются  коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта  интересов, незаконное обогащение должностного лица.

Правовая ответственность  за подкуп не применяется к юридическим  лицам. Отсутствуют нормы, предусматривающие  ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход  государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого лица при исполнении им обязанностей государственной службы.

Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение  взяток и злоупотребление служебным  положением, можно выделить следующие  формы коррупционного поведения:

1) непосредственное участие  должностных  лиц таможенных  органов в коммерческой  деятельности  для извлечения  личной или корпоративной выгоды;

2) использование служебного  положения  для «перекачки»  государственных  средств в  «свои» коммерческие  структуры и обналичивание денег;

3) предоставление льгот  для своей  корпоративной группы  с отвлечением  государственных ресурсов;

4) злоупотребление служебным  положением  в процессе лицензирования, квотирования  экономической деятельности  и  при осуществлении других  форм  ведения рыночной экономики.

Трудность выявления данного  вида преступлений заключается в  их латентности  и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в  ликвидации сложившихся  между ними преступных связей.

2.1.Методы борьбы с коррупцией

 

В Федеральной таможенной службе России был проведен анализ ведомственных  нормативных правовых актов, регламентирующих отношения  в таможенной сфере, на коррупционность, а также хозяйственных  договоров, одной из сторон в которых  выступают таможенные органы.

Действенными мерами по противодействию  коррупции являются:

а)  широкое внедрение  электронного декларирования и отделение  таможенника от участников ВЭД в  процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров;

б)  ротация руководителей таможенных органов,

в)  повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов.

Наиболее распространенными  видами коррупционных преступлений, совершаемых  таможенниками, являются: получение  взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК России), превышение должностных полномочий (ст.286 УК России) и халатность (ст.293 УК России). Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений. Так, за 11 месяцев 2011 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов Российской Федерации возбуждено 233 уголовных дела по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения в отношении 137 должностных лиц таможенных органов, из них 219 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 122 должностных лиц таможенных органов. Всего за указанный период по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов возбуждено 390 уголовных дел, в том числе 40 уголовных дел по ст. 291 УК РФ в отношении 33 взяткодателя.

 

В 2011 году  по материалам подразделений по противодействию  коррупции (подразделений собственной  безопасности) таможенных органов следственными  органами возбуждались дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, в  частности  75 уголовных дел по ст. 290 УК РФ, 50 – по ст. 285 УК РФ, 38 – по ст. 286 УК РФ.

Кроме того, за совершение преступлений, в том числе коррупционной  направленности, осуждено 56 должностное  лицо таможенных органов и 18 взяткодателей.

Большая часть преступлений коррупционной  направленности, совершаемых  в таможенной сфере, выявляется подразделениями  по противодействию коррупции (подразделениями  собственной безопасности) таможенных органов. Так, за 11 месяцев 2011 г. этот показатель составил 92%  от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми  правоохранительными органами в  отношении должностных лиц таможенных органов.

Этому способствуют:

1)  отсутствие четкой  законодательной  базы для борьбы с коррупцией;

2) неисполнение законов  и низкий  уровень правосознания  и нравственного  климата в  стране, потеря нравственных  ориентиров, когда преступники выглядят  «образцами для подражания»;

3) высокий уровень коррумпированности  государственного аппарата и  бизнеса в целом;

4) недостатки в подборе,  изучении  и расстановке кадров;

5) недостаточная оплата  труда;

6) отсутствие четкой регламентации   действий таможенника и должного  контроля за его работой, способствующее  недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

7) низкий уровень воспитательно-профилактической  работы руководителей всех уровней;

 

8) недоработки в таможенном  законодательстве, позволяющие находить «лазейки»  для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения  таможенных технологий;

9) кадровый протекционизм  (родственный,  земляческий, приятельский, корпоративный,  национальный), позволяющий  недобросовестным  участникам ВЭД  и коррумпированным  таможенникам  продвигать на должности  своих  людей и с их помощью   выстраивать коррупционные схемы,  извлекая незаконные прибыли;

10) покровительство как  несправедливое  поощрение денежными  средствами, материальными или иными  благами  лиц или групп лиц  на основе  существующих отношений, а не  за заслуги в службе;

11) иные негативные явления  и  факторы.

Информация о работе Основные направления по борьбе с коррупцией в России