Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении положений, касающихся незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Данная цель определила постановку следующих задач:
- рассмотрение положений, касающихся административных правонарушений в области таможенного дела и определение незаконного перемещения товаров через таможенную границу как одного из вида таких правонарушений;
- изучение основных положений касающихся незаконного перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области таможенного дела…...……………...…………………………...……
1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела …..………………………………………………………………………....
1.2 Основные положения о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза…………………………………..
1.3 Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ……………………………………....
2 Анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела……………………………………………………………..….…………....
2.1 Сравнительный анализ законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан…………………………………………………………
2.2 Динамика административных правонарушений в РФ за период 2010-2013 гг…………………………………………………………………….
3 Проблемы производства дел об административных правонарушениях и пути их решения………………………………………………………………..
3.1 Проблемы предотвращения незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза …….……………………………
3.2 Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза…………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………
Административные правонарушения в сфере таможенного дела, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС по законодательству Республики Казахстан (КоАП РК)……...
Административные правонарушения в сфере таможенного дела, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС по законодательству Республики Беларусь (КоАП РБ)……….

4


7

7

10

13

18


18

21

27

27



30
34
37

Файлы: 1 файл

курсовая незаконное перемещение товаров.docx

— 112.11 Кб (Скачать файл)

 При сравнении составов административных правонарушений в области таможенного дела следует отметить наличие существенных расхождений в подходах, используемых в этих государствах.  
Объекты статей Кодексов России, Беларуси и Казахстана имеют существенное отличия.

Специфика субъекта административного правонарушения в области таможенного дела рассматривается как важный признак, элемент административного правонарушения. Как правило, субъектами выступают юридические и физические лица. Например, КоАП России в качестве субъекта ответственности рассматривает граждан, должностных и юридических лиц. КоАП Беларуси - физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом в санкции статей физические лица как субъекты ответственности обезличиваются, поскольку их упоминание при перечислении административных наказаний структурой статьи не предусмотрено. Кодекс Казахстана в качестве субъекта ответственности рассматривает физических, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. При этом ответственность юридических лиц разнится в зависимости от их статуса как субъектов малого (среднего) и крупного предпринимательства.

Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла (ч. 1 ст. 2.2) или неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП России). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП России).

По законодательству Казахстана формы вины физических лиц также установлены в форме умысла (ст. 29 КоАП) и неосторожности (ст. 30 КоАП). В отношении юридических лиц закреплено правило, в соответствии с которым юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса. При этом юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом (ст. 36 КоАП).

Наиболее четко формы вины прописаны в законодательстве Республики Беларусь. Так, в Кодексе Беларуси в ст. 3.1 содержится как определение вины, так и ее формы: умысел (ст. 3.2) и неосторожность (ст. 3.3). При этом умысел подразделяется на прямой (ч. 2 ст. 3.2) и косвенный (ч. 3 ст. 3.2), а неосторожность предусмотрена в форме легкомыслия (ч. 2 ст. 3.3) и небрежности (ч. 3 ст. 3.3). Вина юридического лица устанавливается в виде несоблюдения норм и правил, а также непринятия всех мер по их соблюдению (ст. 3.5).

Таким образом, подводя итог можно установить, что законодательные акты об административной ответственности России, Беларуси и Казахстана имеют серьезные отличия. Например, в Республики Беларусь действует два нормативных акта в области привлечения лиц к административной ответственности (материальные нормы закреплены в КоАП; процессуальные - в Процессуально-исполнительном кодексе). В России и Казахстане процессуальных кодексов об административных правонарушениях на сегодняшний день нет. Серьезные различия существуют и в Особенных частях кодексов, закрепляющих составы административных правонарушений в области таможенного дела. Это обусловлено тем, что таможенное законодательство этих стран также имеет ряд серьезных отличий.

В итоге, проведенный анализ свидетельствует о том, что процедура создания единого таможенного законодательства Таможенного союза не должна ограничиваться созданием только Таможенного кодекса. Возникла необходимость унификации норм и административного законодательства России, Беларуси и Казахстана.

 

 

2.2 Динамика административных  правонарушений в РФ за период     2010-2013 гг. на примере деятельности Оренбургской таможни

 

 

Важным вопросом перед Таможенным союзом, а в частности и перед РФ стоит вопрос об экономической безопасности. Она традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Среди всех экономических преступлений важную роль занимают таможенные правонарушения.

В Российской Федерации каждый год наблюдается большое количество перемещаемых товаров через таможенную границу Таможенного союза. На рисунке 1 представлена динамика внешнеторгового оборота Оренбургской области. В связи с этим большое количество и нарушителей определенных правил такого перемещения. По фактам незаконного перемещения товаров через таможенную границу каждый год возбуждается огромное количество административных дел.

 

Рисунок 1 – Динамика внешнеторгового оборота в Оренбургской области за период 2010 – 2013 гг.

 

Административные правонарушения в области таможенного дела в Российской Федерации присутствуют в немалом количестве. Для отображения полноценной картины наличия таких правонарушений были рассмотрены данные по количеству выявленных таможенных правонарушений должностными лицами таможенных органами Оренбургской таможни за период 2010 - 2013 гг.

 

Таблица 2 - Количество выявленных таможенных правонарушений в 2010-2013 гг. должностными лицами таможенных органов Оренбургской таможни [15]

(шт.)

Года

2010

2011

2012

2013

Уголовные дела

102

61

15

20

Дела об административных правонарушениях

1662

1095

801

735

Всего

3774

3167

2828

2768


 

Оценивая деятельность правоохранительных подразделений таможни, в сравнении с периодом работы до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, констатируется снижение количественных показателей.

По делам об административных правонарушениях назначено наказаний на сумму 14,5 млн. рублей.

Статистические данные свидетельствуют о значительном снижении количества выявляемых должностными лицами Оренбургской таможни правонарушений и преступлений. Снижение произошло в связи с изменением обстановки в регионе деятельности Оренбургской таможни, а именно в июне 2011 года отменен таможенный контроль на российско-казахстанской границе и как следствие отсутствие в 2012 году нарушений таможенного законодательства, характерных для 2011 года. Другой причиной снижения явилось изменение российского уголовного законодательства, в результате чего упразднена «товарная» контрабанда. Это снижение хорошо просматривается на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Динамика таможенных правонарушений, выявленных должностными лицами таможенных органов Оренбургской таможни за период 2010 – 2013 гг.

 

В отчетном периоде должностными лицами Оренбургской таможни выявлено 1095 административных правонарушений в области таможенного дела. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель по возбужденным делам снизился на 34,67% (за 12 месяцев 2010 года было возбуждено 1676 дел об административных правонарушениях) из них: 

-  с проведением административного  расследования 748 дел об административных правонарушениях;

-  без проведения административного  расследования 347 дел об административных правонарушениях.

Статистические данные свидетельствуют о значительном снижении количества выявляемых должностными лицами Оренбургской таможни административных правонарушений. Данная ситуация обусловлена происходящими изменениями, связанными с отменой таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации и Республики Казахстан.

Вместе с тем, отдельным подразделениям Оренбургской таможни удалось добиться в рассматриваемый период увеличения числа выявленных административных правонарушений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительная динамика достигнута должностными лицами таможенного поста Аэропорт Оренбург – возбуждено 497 дел об административных правонарушениях (а аналогично периоде прошлого года - 31).

Назначено наказаний по 883 делам об административных правонарушениях на сумму 20,6 млн. руб., из них таможенными органами по 361 делу об административных правонарушениях на сумму 4,1 млн. руб., судом и органом исполнительной власти по 522 делам об административных правонарушениях на сумму 16,4 млн. руб.

В отчетном периоде должностными лицами Оренбургской таможни выявлено 801 административное правонарушение в области таможенного дела. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель по возбужденным делам снизился на 27% (за 2011 год было зарегистрировано 1095 дел об административных правонарушениях) из них: 

-  с проведением административного  расследования 666 дел об административных правонарушениях (в 2011г. - 748);

-  без проведения административного  расследования 135 дел об административных правонарушениях (в 2011г. - 347).

Статистические данные свидетельствуют о значительном снижении количества выявляемых должностными лицами Оренбургской таможни административных правонарушений. Данная ситуация обусловлена произошедшими изменениями, связанными с отменой таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации и Республики Казахстан.

Основную долю дел (72% или 577 дел об административных правонарушениях) составляют правонарушения, связанные с недекларированием насвая, перемещаемого физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, которые выявляются на таможенном посту Аэропорт Оренбург.

Назначено наказаний по 925 делам об административных правонарушениях на сумму 14,5 млн.руб., из них таможенными органами  по 162 делам об административных правонарушениях на сумму 6,4 млн.руб., судом и органом исполнительной власти по 771 делу об административных правонарушениях на сумму 8,1 млн.руб.

В отчетном периоде должностными лицами Оренбургской таможни выявлено 735 дел об административных правонарушениях. Показатель, по отношению к прошлому году снизился на 8,24%. По-прежнему, основную долю дел (40,5% или 298 дел об административных правонарушениях) составляют правонарушения, связанные с недекларированием товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза. В 2012 году по данной категории было возбуждено 577 дел об административных правонарушениях. Снижение дел на 48% обусловлено уменьшением количества перемещения на таможенную территорию Таможенного союза  вещества – насвай. Если в 2012 году в отношении «насвая» было возбуждено 557 дел об административных правонарушениях, то в 2013 – 240. Также, в отчетном периоде предметами административных правонарушениях данной категории дел являлись: плодоовощная продукция, плиты древесноволокнистые, оргтехника, мебель, кастеты, дубинки.

На общем фоне снижения дел об административных правонарушениях, наблюдается устойчивое увеличение дел об административных правонарушениях по ч.1 ст.16.3 КоАП России. По сравнению с 2012 годом количество дел об административных правонарушениях выросло в 7,3 раза. Это связано, в большей части (177 дел об административных правонарушениях),  с ввозом на таможенную территорию Таможенного союза в международных почтовых отправлениях товаров, с несоблюдением установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза запретов. Предметами правонарушений являлись изделия, предназначенные для негласного получения информации в виде авторучек, USB-концентратора, брелоков к а/м сигнализации, зажигалок, наручных часов, солнцезащитных очков и др.

Всего назначено наказаний по 748 делам об административных правонарушениях на сумму 15,2 млн.руб., из них таможенными органами по 358 делам об административных правонарушениях на сумму 9,4 млн.руб., судом, органом исполнительной власти и иными органами по 390 делам об административных правонарушениях на сумму 5,8 млн.руб.

Таким образом, в заключение анализа можно сделать вывод о том, что зачастую бывает необходимым исполнить постановление о назначении административного наказания на территории другого государства в соответствии с законодательством этой страны. Поэтому будет полезным знать законодательство, регулирующее порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях каждой из страны-участницы Таможенного союза. Административные правонарушения регулируются нормами национального законодательства, а именно КоАП РФ, КоАП РБ и КоАП РК. Они достаточно похожие. Главным образом это объясняется общим корнем - Основами законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. С момента обретения независимости правовые системы наших государств не успели сильно разойтись. Наиболее близкой к Основам осталась Республика Беларусь.

Проанализировав таможенные правонарушения в Российской Федерации за период 2010-2013 гг., было выявлено, что большую их часть составляют административные правонарушения. Это отчетливо видно из рисунка 3.

 

Рисунок 3 - Динамика таможенных правонарушений, выявленных должностными лицами таможенных органов Оренбургской таможни за период 2010 – 2013 гг.

Они составляют более 90% от общего числа таможенных правонарушений (рисунок 4). Причем из общего количества дел об административных правонарушениях на всем протяжении исследуемого периода большинство приходится  на физических лиц.

 

 

Рисунок 4 – Процентное соотношение таможенных правонарушений в среднем за период 2010 – 2013 гг.

Информация о работе Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области