Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:22, реферат
В последнее время вступило в силу большое количество нормативных правовых актов Таможенного союза. При этом положения национального законодательства применяются в части, не противоречащей положениям актов Таможенного союза. Это вызывает некоторые сложности в изучении и применении субъектами хозяйствования на практике норм таможенного законодательства. В связи с этим наглядное представление вопроса предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, будет интересно для широкого круга пользователей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Справочно. В соответствии с п. 130 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 67, банковская гарантия должна содержать следующие обязательные условия: наименование принципала; наименование бенефициара; наименование гаранта; ссылку на договор или иной документ, в которых предусмотрена необходимость выдачи гарантии; максимальную сумму денежных средств, подлежащую уплате; срок, на который выдана банковская гарантия, или обстоятельство (событие), при наступлении которого прекращается обязательство гаранта по банковской гарантии; условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа). В банковской гарантии может также содержаться положение, направленное на сокращение суммы выплат по банковской гарантии.
Однако не каждое банковское учреждение может гарантировать уплату платежей. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают только банковские гарантии, которые выданы банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ст. 264 ТмК (с учетом того что данный документ применяется в части, не противоречащей ТмК ТС)).
3.2 Поручительство
Порядок предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в виде поручительства определен ст. 268 ТмК. Поручительство оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченных поручительством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем своих обязательств таможенные органы вправе взыскать с него причитающиеся к уплате суммы таможенных пошлин, налогов, пеней.
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр, а также иные лица.
Порядок признания лиц поручителями регламентируется Положением об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 N 1374 (далее - Положение N 1374).
Положением N 1374 оговорено, что в качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать лица при выполнении следующих условий:
осуществление
деятельности не менее трех лет со
дня государственной
представление гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме:
банковской гарантии либо поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
денежных средств, внесенных на текущий (расчетный) счет, открываемый Министерству финансов Республики Беларусь в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь для зачисления платежей в бюджет, контроль за которыми осуществляется таможенными органами;
отсутствие не исполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней на день подачи заявления о признании поручителем.
Решение о признании лица поручителем может быть приостановлено по решению таможенного органа в следующих случаях:
поручитель по требованию таможенных органов не уплатил таможенные платежи, проценты, пени в соответствии с заключенным договором поручительства;
поручитель
имеет неисполненную обязанност
поручитель перестал удовлетворять требованиям подп. 2.2 п. 2 Положения N 1374;
у таможенных органов
не имеется информации об исполнении
в установленные сроки
3.3 Залог имущества
Нормативную базу для заключения договоров залога между таможенными органами и лицами, предоставляющими обеспечение уплаты таможенных платежей, составляют:
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (далее - ГК);
Закон Республики Беларусь от 24.11.1993 N 2586-XII "О залоге" (далее - Закон о залоге);
Декрет Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3 "О некоторых вопросах залога имущества" (далее - Декрет N 3);
Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.1997 N 389 "Об упорядочении залога государственного имущества";
Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 N 345-З "Об ипотеке";
другие законодательные акты.
В соответствии
со ст. 315 ГК в силу залога кредитор по
обеспеченному залогом
Залог возникает в силу договора. В силу норм статьи 391 ГК таможенные органы и лица, предоставляющие обеспечение уплаты таможенных платежей, свободны в заключении договора. Данной статьей определено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Нормами законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь не предусмотрено обязательное заключение таможенными органами договоров залога. Таким образом, таможенные органы в силу норм ГК обладают правом воздерживаться от вступления в договорные отношения в случае недостижения сторонами согласия по всем существенным условиям договора.
Следует заметить, что подпунктом 1.6 Декрета N 3 установлено, что организации, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать в залог имущество, находящееся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, а имущество, находящееся в частной собственности, - с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица. Данный порядок определен Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 N 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом".
Кроме того, ст. 326 ГК допускает замену предмета залога с согласия залогодержателя, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Если предмет залога утрачен или поврежден либо право собственности (хозяйственного ведения) на него прекращено по основаниям, установленным законодательством, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 6 Закона о залоге предусматриваются следующие виды залога:
) залог, при
котором предмет залога
) залог недвижимости (ипотека);
) залог товаров в обороте;
) залог с
передачей предмета
) залог прав и ценных бумаг.
При этом допускается и комбинированный залог, сочетающий в себе разные виды залога.
Очевидно, что
в подавляющем большинстве
4. Погашение отсрочки (рассрочки) уплаты платежей
таможенный платеж товар импорт
До 01.01.2011 действовал следующий механизм отражения факта погашения отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей. Пунктом 17 Инструкции о порядке заполнения некоторых таможенных документов, используемых для отражения сумм таможенных платежей, процентов, утвержденной Постановлением N 11, было определено, что не позднее последнего дня срока предоставления отсрочки, налогового кредита (при единовременной уплате таможенных платежей в счет его погашения) либо последнего дня срока, установленного для поэтапной уплаты сумм таможенных платежей по предоставленной рассрочке, налоговому кредиту (при поэтапной уплате таможенных платежей в счет его погашения), плательщик обязан был представить в таможенный орган свидетельство по отсрочке или рассрочке. Данный механизм продолжает действовать и в настоящее время в отношении отсрочек (рассрочек), которые были предоставлены до 2011 года и погашаются, например, в 2012 году.
В 2011 году данный порядок претерпел серьезные изменения. Теперь факт погашения отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей отражается путем внесения изменений в декларацию.
Первоначально представляется декларация, в которой в графах 47 и "В" отражается факт получения отсрочки (рассрочки) уплаты платежа:
┌─────────────────────────────
│47 Исчисление платежей │Вид │ Основа │Ставка │ Сумма │СП│
│┌────────────────────────────
││Таможенные
сборы за таможенное│
├────┼───────────┼───────┼────
┌─┼┤оформление
(курс евро равен ├────>│1010│
│ ││4000 руб.) │ ┌──>│2010│ 10000000 │ 20% │2000000│ИУ│
│ │└─────────────────────────
│ │┌─────────────────────────
│ ││Ввозная
таможенная пошлина │ │
│ │Всего:
┌─┼─┼┤(ставка пошлины 20%) ├─┘ │ │ │ │
│ │ │└──────────────────────────
│ │ │┌──────────────────────────
│ │ ││Предприятием
заявляется ├───┘ │
│ │ ││отсрочка уплаты НДС
│ │
│ │ │└──────────────────────────
│ │ └───────────────────────────
│┌┼───────────────────────────
│││ В ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА │ │Платеж уплачен наличными денежными │
││└>1010-140000-974-548265-
└┼─>2010-2000000-974-24-
└─────────────────────────────
В соответствии с подпунктом 2.4.4 Постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2011 N 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары" корректирующая декларация рассматривается в качестве мотивированного письменного обращения декларанта или от его имени и по поручению таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары (ДТ) в случае подачи корректирующей декларации в целях изменения и (или) дополнения в ДТ сведений об уплате сумм таможенного платежа в отношении товаров, по которым была использована отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.
В указанных случаях решением таможенного органа об изменении и (или) дополнении сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров является решение, принятое по результатам рассмотрения корректирующей декларации и указанное в графе "С" корректирующей декларации.
В этом случае корректирующая декларация заполняется с учетом следующих особенностей:
в третьем подразделе графы 1 "Декларация" указывается буквенный код "ПВ", что означает "После выпуска";
в графе "А"
указывается регистрационный
в колонке "СП" графы 47 "Исчисление платежа" указываются следующие коды в соответствии с Классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 378:
в случае, если исчисленная сумма таможенного платежа, процентов, пеней уплачена (взыскана) после выпуска товаров полностью, в том числе в рамках погашения отсрочки (рассрочки), - "ВУ";
в случае, если исчисленная сумма таможенного платежа, процентов уплачена после выпуска товаров частично, в том числе в рамках погашения отсрочки (рассрочки), - "УМ", а после полной уплаты (взыскания) - "ВУ".
Таким образом,
после полного погашения
┌─────────────────────────────