Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………….……….5
1.1. Исторический путь возникновения преференций………………………...5
1.2. Понятие и содержание преференциальной системы…………………….8
1.3. Формирование и функционирование системы преференций таможенного союза……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ…….26
2.1. Единая система преференций таможенного союза………………………26
2.2. Порядок определение страны происхождения товара………………….35
2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА………………………………46
3.1. Направления развития системы преференций таможенного союза……46
3.2. Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУР

Файлы: 1 файл

диплом Гучетль Microsoft Office Word (9).docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

Гибкость механизма введения ЕТТ заключается, во-первых, в том, что все решения принимаются  совместно, во-вторых, для сложных  вопросов предусматриваются переходные периоды. Скажем, ЕТТ будет включать небольшое количество исключений для  исполнения ранее принятых обязательств. Например, у России в связи с  подготовкой к Олимпиаде в Сочи, у Казахстана с выполнением ряда крупных инвестиционных проектов с иностранным участием. Отсюда вытекает необходимость создания наднациональных судебных органов, которые будут рассматривать спорные случаи.

Неясно, как будут распределяться платежи по ЕТТ. Есть три основных варианта решения этого вопроса: первый предполагает распределение  пошлин по объемам собираемых платежей, второй по объемам импорта, третий вариант объединяет два первых варианта, к которым добавляются некоторые макроэкономические показатели, в частности объем национального ВВП.

Непросто обстоят дела в плане формирования единого  таможенного пространства. Таможенное оформление между Россией и Беларусью  уже не действует, но, тем не менее, пока сохраняется таможенный контроль на российско-белорусской границе  для того, чтобы не происходило  несанкционированное перераспределение  грузов из третьих стран или направляемых в третьи страны. Но и этот контроль снят с 1 июля 2011 года. А вот присоединение к Таможенному союзу Казахстана создает ряд проблем, связанных с обустройством довольно протяженной границы между РФ и Казахстаном. С 1 июля 2010 года отменено таможенное оформление во взаимной торговле, но по причине сохранения льготных переходных режимов для ряда казахских товаров будут сохраняться определенные виды таможенного контроля до середины 2011 года.

Юридические возможности  для вступления в ВТО Таможенным союзом есть. Правда, не все вопросы  по присоединению регулируются Таможенным союзом, часть из них надо решать на уровне национального законодательства. Юридически вступление в ВТО каждая из трех стран членов таможенной «тройки» может оформить самостоятельно, по каким-то вопросам заключать двусторонние соглашения с международным торговым клубом. В любом случае приоритетом является вступление России, Беларуси и Казахстана на одинаковых условиях и одновременно.

В целях содействия эффективной  реализации таможенно-тарифной политики приоритетными являются следующие направления таможенного администрирования:

1. Совершенствование таможенных  операций, связанных с помещением  товаров под таможенную процедуру,  предусматривающее:

· сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;

· переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость  подачи таможенных документов на бумажных носителях;

· сокращение в таможенном законодательстве коррупциогенных норм, а также норм, требующих издания ведомственных нормативных актов.

2. Установление процедур  упрощенного оформления не облагаемых  экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд, предусматривающее расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции.

3. Переход на применение  порядка возмещения НДС по  экспортным сделкам исключительно  на информационной основе ФТС  России и ФНС России, исключающего  необходимость представления экспортерами  и транспортными организациями  для этих целей в ФНС России  бумажных носителей.

4. Совершенствование таможенного  администрирования при применении  таможенных процедур переработки  и свободной таможенной зоны. Другим, не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2011 году останется повышение конкурентоспособности российских производителей, защита их экономических интересов на внутреннем и внешних рынках.

В этих целях будет осуществляться:

· дальнейшее совершенствование  структуры ЕТТ и усиление его  регулирующей роли при одновременном  сохранении фискальной функции таможенно-тарифного регулирования при наличии экономической целесообразности.

 

· разработка при осуществлении  крупномасштабных экономических проектов долгосрочных графиков изменения пошлин, целевым образом привязанных к реализации отраслевых стратегий повышения конкурентоспособности, освоения новых продуктов и видов деятельности;

· сочетание применения инструментов таможенно-тарифной и нетарифной политики, что создаст возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов во внешней торговле;

· обеспечение стабильности и прозрачности регулирующей среды  во внешней торговле в соответствии с мировой практикой и нормами  ВТО, что должно создать элементы предсказуемости для экономических  операторов и инвесторов. Уровень  ставок ЕТТ, процедуры таможенного  администрирования должны обеспечивать соблюдение государственных интересов  во внешнеэкономической сфере и  одновременно быть необременительными для участников ВЭД;

· активное использование  специальных инструментов для регулирования  импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых  диапазонов, тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано  с мерами государственной политики в области сельского хозяйства  на основе постоянного мониторинга  производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции  и продуктов питания в целях  обеспечения баланса интересов  производителей и потребителей, недопущения  резких колебаний цен, в том числе  сезонного характера;

· совершенствование системы  тарифных преференций таможенного  союза. С 1 января 2010 г. вошли в действие Перечень развивающихся стран -пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденные Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130. Рассмотрение Комиссией таможенного союза в 2010-2011 годах предложений по корректировке указанных перечней будет учитывать перечень стран Всемирного банка, не классифицируемых как страны с высоким уровнем дохода, а также перечень наименее развитых стран ООН;

· рационализация системы  таможенных льгот, в том числе  сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного  тарифа. Это потребует проведения дальнейшей корректировки нормативной  правовой базы в этой области в  рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в направлении  унификации льгот и четкой регламентации  случаев их применения. Работа по дальнейшей рационализации системы таможенных льгот будет осуществляться в 2011 году на основе анализа практики их использования участниками внешнеэкономической  деятельности в предшествующие периоды  в каждой из стран;

· совершенствование правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. В 2011 г. будет продолжена работа по оптимизации Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, в том числе предстоит сформировать единую позицию государств-участников таможенного союза на переговорах по данному вопросу в рамках СНГ;

· усиление функций мониторинга  во внешнеэкономической сфере, связанное  с растущими рисками внешней  среды и быстро расширяющимся  вовлечением России в процессы международного обмена, что, наряду с очевидными преимуществами, может нанести при развитии кризисных  явлений и высокой волатильности рынков серьезный ущерб отечественной экономике. Новые, масштабные задачи, стоящие перед российской экономикой, требуют эффективного применения данного инструмента, позволяющего на основе комплексного оперативного анализа вырабатывать планы превентивных мер таможенно-тарифного регулирования, находить эффективные схемы включения российских экономических операторов в систему мирохозяйственных связей.

Не менее важным приоритетом  таможенно-тарифной политики в 2011 году будет являться совершенствование механизмов установления экспортных пошлин в целях сбалансирования фискального и конкурентного эффектов, чтобы меры, принимаемые в этой области, не привели к снижению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и, как следствие, потере рынков сбыта. Будут приняты меры по совершенствованию механизма установления экспортных пошлин в отношении нефтепродуктов. Комплексного изучения потребует вопрос выравнивания ставок вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.

В целом комплексная увязка таможенно-тарифных мер стимулирования экспорта с другими важнейшими инструментами рационализации экспортной деятельности (финансовыми, организационными, информационными, торгово-политическими, политико - дипломатическими и пр.) должна стать в 2011 году основой экспортной политики.

 

3.2. Решение проблем и  совершенствование предоставления  тарифных преференций

 

 Современная торговая  политика характеризуется возросшим  распространением льготных торговых  режимов. Они являются начальной  стадией создания интеграционных  группировок, служат решению как  экономических, так и политических  задач. Последний фактор часто  побуждает государства идти на  создание зон свободной торговли  и таможенных союзов даже в  тех случаях, когда их экономические  преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны  Центральной и Восточной Европы  в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

 Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие  применение преференциальных отношений  между развитыми странами, носят  достаточно жесткий характер. Они  позволяют исключать из льготного  режима "чувствительные" секторы  экономики лишь в течение периода  поэтапного создания зоны свободной  торговли или таможенного союза,  который, как правило, не должен  превышать 10 лет.

 Что касается преференций  в пользу развивающихся стран,  то здесь правовые возможности  для регулирования объема льгот  весьма широки, поскольку ГАТТ  выводит данный режим за пределы  действия общего обязательства  о наибольшем благоприятствовании  и не дискриминации.

 Применение льготного  режима к ввозу товара на  рынок создает экспортерам серьезные  преимущества по сравнению с  конкурентами и позволяет не  только избежать уплаты таможенных  пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но  и в ряде случаев даже выводит  такой импорт из-под действия  антидемпинговых пошлин и количественных  ограничений.

 В этих условиях  повышенное значение приобретает  создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование  преференциальных режимов, и,  в частности, сведение к минимуму  случаев их нарушения. ЕС не  только сам является таможенным  союзом, но и как уже было  отмечено, предоставляет преференции  (в договорной или односторонней  форме) подавляющему большинству  государств и территорий (за исключением  неевропейских членов ОЭСР), в  результате чего до половины  импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые  КЕС усилия по линии двусторонних  соглашений (стандартизация преференциальных  правил происхождения) и модификацию  схемы Общей системы преференций  (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

 Наиболее типичными  нарушениями такого рода в  практике ЕС являются: предоставление  недействительных или фальсифицированных  документов, заведомо неверная таможенная  классификация товара, декларирование  ложной таможенной стоимости,  нарушение правил определения  происхождения товара. По степени  серьезности выделяются нарушения  последнего типа, которые, как  правило, с наибольшим трудом  поддаются выявлению. Они, в  свою очередь, бывают двух основных  видов:

- предоставление подлинных  сертификатов происхождения, но  для товаров, в действительности  не происходящих из страны-бенефициара; 

- предоставление подлинных  сертификатов, но для товаров,  которые лишь частично произведены  в стране-бенефициаре и не содержат  необходимой для льготы доли  местной добавленной стоимости. 

 По наиболее серьезным  нарушениям расследования проводятся  непосредственно Комиссией ЕС (в  сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и  показатели взыскания недоплаченных  пошлин. Еще ниже эффективность  действий государств-членов ЕС, которые,  по оценкам КЕС, возвращают  в бюджет лишь около 10% противозаконно  недоплаченных пошлин. Приведенные  показатели косвенно свидетельствуют  о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие  методы контроля позволяют выявить  лишь незначительную часть нарушений,  а реальный ущерб многократно  превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том,  что даже при отлаженной системе  таможенного контроля, ЕС пока  не удалось взять под контроль  использование существующих таможенных  льгот.

Информация о работе Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза