Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 13:06, курсовая работа
Актуальностью выбранной темы курсовой работы является, во-первых, важность квотирования для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными производителям товаров, поступающих на российский внутренний рынок. Так, во многом благодаря установлению квот на мясо птицы, уже с 2007 года импорт начал значительно сокращаться, а производство возрастать. Во-вторых, квотирование является важнейшим инструментом, позволяющим оградить национальный рынок от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров.
Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в%)5.
Рис.1. Расчет экспортной квоты
Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны и для её отдельных отраслей промышленности. Рассчитывается как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объемувнутреннего потребления в стране, равному сумме отечественного производства и импорта соответствующей продукции6(рис.2).
Рис.2. Расчет импортной квоты
Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%7. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспортвысококачественной наукоемкой продукции.
Внутри импортных квот можно выделить следующие подвиды:
Рис.3. Расчет глобальной квоты
а. пропорциональная – товары в рамках глобальной квоты распределятся между странами поставщиками пропорционально их доле в импорте за предыдущий период (исторический принцип);
б. двусторонняя квота на договорной основе – при распределении квоты предпочтение отдается государству, которое берет на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны
3. Сезонная квота – устанавливается в период пика производства внутри страны аналогичного товара.
4. Тарифная квота – (Соглашение от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот») это мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара в натуральном или стоимостном выражении по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом.
Вид импортной квоты |
Характеристика |
Глобальная квота |
Устанавливается общее количество импорта или экспорта какого-либо товара, размер импорта каких-либо товаров в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени |
Индивидуальные квоты |
Устанавливают распределение общих квот между разными странами-поставщиками |
Сезонные квоты |
Устанавливаются в период сезонного сбора сельскохозяйственных продуктов, что позволяет экономить бюджетные средства при закупе ввозимых продуктов |
Тарифные квоты |
Устанавливаются для определенного объема товаров. При превышении этого объема тарифы увеличиваются, что может сделать импорт или экспорт невыгодным |
Рис.4. Виды импортных квот и их краткая характеристика8
Тарифные квоты устанавливаются решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 ноября 2012 года №229, которое определяет перечень товаров, на которые устанавливаются тарифные квоты на 2013 г.: мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину. Тарифная квота является индивидуальной (по отношению к странам).
Более общая классификация квот, не связанная с направлением движения товаров и с целью введения квот, включает такие виды квот, как:
При этом следует сказать, что у всех видов квот есть как преимущества, так и недостатки.9 К преимуществам квот относятся:
Недостатки: повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (т.к. местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту,они в условиях достаточного спроса взвинчивают цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.
Таким образом, представленные выше различные классификации видов квот, раскрытые сущности каждого из них, а также выделенные преимущества и недостатки их использования, говорят о многообразии задач, выполняемых квотами в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом.
Правовое регулирование квотирования товаров в Таможенном союзе определяется соглашениями стран-членов Таможенного союза. Во-первых, Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран». Данное Соглашение о мерах затрагивающих внешнюю торговлю устанавливает порядок применения квот:
Перечень квотируемых товаров и размер квот в рамках действующего Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России определяется КТС.
Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товара с территории какой-либо третьей страны или экспорта товара, предназначенного для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны. То есть работает принцип недискриминации.
Товары, в отношении которых могут вводиться количественные ограничения экспорта, должны содержаться в перечне товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные ограничения или запреты экспорта. Перечень таких существенно важных товаров утверждается КТС не позднее 30 дней с даты передачи ей полномочий по применению мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на основании предложений государств-участников ТС.
КТС распределяет объемы экспортной и импортной квот между государствами ТС и определяет метод распределения долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств ТС, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.
Распределение объемов экспортной и импортной квот между государствами ТС осуществляется КТС в зависимости от задач, которые предполагается решить введением количественных ограничений с учетом предложений стран-участниц ТС исходя из объемов производства и потребления товаров в каждом из государств ТС.
Распределение импортных квот между третьими странами, в случае если КТС принято такое решение, осуществляется, как правило, КТС на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран. Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю 5 процентов и более в импорте данного товара на единую таможенную территорию.
В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение о распределении квот между третьими странами должно приниматься КТС с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.
Выбор предшествующего периода для товара, в отношении которого вводятся экспортная и импортная квоты, осуществляется КТС. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и импорта. Под реальными объемами экспорта и импорта понимаются объемы экспорта и импорта в условиях отсутствия их ограничений.
Распределение долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности осуществляется государствами-участниками ТС методом, определяемым КТС, и основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения долей экспортной и импортной квот и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Причем в рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям. Порядок лицензирования определен Соглашением от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Квоты же распределяются двумя методами:
Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено Постановлением Правительства РФ №1299 от 31 октября 1996 г. В соответствии с положением проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот происходит в пределах общей квоты, введенной решением КТС.
Целью данного положения является организация согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ и решений КТС в рамках действующего Таможенного союза о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности, защита их прав и законных интересов при проведении конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Таким образом, решением КТС определяется конкурсом или аукционом будут распределяться квоты. Схема же самого распределения импортных квот – поставщикам участникам внешнеэкономической деятельности представлена в прил. 2.
При этом конкурсы бывают открытые и закрытые. Открытый конкурс - конкурс, в котором могут принимать участие любые участники внешнеторговой деятельности; закрытый конкурс - конкурс, в котором могут принимать участие только участники внешнеторговой деятельности, получившие официальное приглашение.
Организуется конкурс Минпромторгом и включают в себя следующие этапы:
Информация о работе Особенности применения квотирования для регулирования внешней торговли