Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 13:06, курсовая работа
Актуальностью выбранной темы курсовой работы является, во-первых, важность квотирования для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными производителям товаров, поступающих на российский внутренний рынок. Так, во многом благодаря установлению квот на мясо птицы, уже с 2007 года импорт начал значительно сокращаться, а производство возрастать. Во-вторых, квотирование является важнейшим инструментом, позволяющим оградить национальный рынок от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров.
Аукционная же продажа квот производится российскими товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Для участия в аукционе подаются заявки, а затем проводятся торги, по результатам которых победителю аукциона вручается сертификат (не именной).
Таким образом, распределение квот на таможенной территории таможенного союза регулируется как соглашениями между странами-участницами ТС, так и национальными нормами законодательства, причем квотирование осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц ТС, для достижения взаимных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
Таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется в соответствии с Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» при наличии лицензии на экспорт и импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств ТС.
Причем сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля регламентирован решением КТС от 22 июня 2011 г. № 687 «О положениио едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров», а также приказом ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров», применяемым в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615.
Первое на что обращает внимание должностное лицо таможенного органа в отношении определения по квоте ввозится товар или нет при проверке таможенной декларации – это графа 39 Декларации на товары, в которой указывается остаток выделенной квоты, при этом декларируемые товары не учитываются в определении остатка квоты (вычитаются только раннее ввезенные/вывезенные товары в рамках установленной квоты).
В отношении квотируемых товаров до представления декларации на товары оригинал лицензии представляется владельцем для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии (рис.5), а именно:
Рис.5. Постановка лицензии на контроль в таможенные органы до ввоза/вывоза квотируемых товаров
Причем владелец лицензии либо уполномоченное надлежащим образом им лицо одновременно с оригиналом лицензии представляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии на контроль в произвольной форме с необходимыми сведениями, установленными решением КТС №687. Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. В случае отказа от постановки лицензии на контроль таможенный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, направляет ее владельцу письменный отказ в постановке лицензии на контроль с приложением оригинала лицензии и указанием основания такого отказа.
Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу ТС и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. Товары, в отношении которых установлены меры НТР, в том числе и квотируемые, допускаются к выпуску также в пределах срока действия лицензии.
Выпуск квотируемых товаров таможенными органами (структурными подразделениями) осуществляется в соответствии с наименованиями товаров, указанными в заверенной копии лицензии, и в количестве, не превышающем количество лицензируемого товара, указанное в заверенной копии лицензии.
Списание количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске в соответствии с первой заявленной таможенной процедурой, кроме таможенной процедуры таможенного транзита.
Таможенный орган (структурное подразделение) прекращает (не допускает) выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания количества квоты, указанной в заверенной копии лицензии.
Таким образом осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль квотируемых товаров, причем к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по лицензиям, которые поставлены на контроль в таможенных органах и в количестве, установленном в лицензии, разовой поставкой, либо разбитием на несколько поставок, с условием, что в сумме они не превысят установленной в лицензии квоты.
Тарифная квота (tariffquota) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке (withinquotarate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке (overquotarate)10, установленной в Едином таможенном тарифе ТС.
Перечень товаров, импорт которых ограничивается тарифной квотой на территории Таможенного союза, установлен Решением КТС №132 от 27 ноября 2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» в п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений» (прил.1).
Порядок осуществления импорта указанных в данном решении товаров определяется отдельным решением Комиссии таможенного союза в соответствии с Соглашением от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот». Тарифные квоты на перечень товаров из 2.27 решения КТС №132 на период 2011 года установлены решением КТС № 505 от 18 ноября 2010 г. (на мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину) и распределены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2010 года №1111 (прил.3). А на период 2012 годаПостановлением Правительства РФ от 27 июля 2011 года №616.
Помимо проблем, связанных с установлением размера тарифной квоты, необходимостью её увеличения или уменьшения, рассмотренные выше, в рамках функционирующего Таможенного союза возникают и другие не менее важные проблемы, связанные с квотируемыми товарами.
Одной из основных таких проблем сейчас является контрабанда квотируемых товаров, которая стоит остро особенно для таможенных органов.
Квоты вводятся с целью ограничить ввоз определённых товаров на территорию государства. Из-за высоких ставок таможенных пошлин, некоторые компании, которые не участвуют в распределении импортных пошлин, дающих право ввозить продукцию по пониженной ставке таможенной пошлины, либо не довольны размером своей квоты, пытаются провести квотируемый товар контрабандой, чтобы возместить денежные потери. Ещё одной проблемой является то, что товар ввозимый контрабандой часто достигает территории страны подпорченным, и в таком состоянии, в итоге, попадает на российской рынок.
Решение этой проблемы является одной из целей таможенных органов. Причем одной из главных задач для разрешения этой проблемы является: обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров. Для этого необходимо проведение:
-мероприятий, направленных
на повышение эффективности
-мероприятий по оснащению
таможенных органов
Но при этом в связи со вступлением России в ВТО требуется ускорять и упрощать таможенное оформление и таможенный контроль, а не усложнять его, поэтому нельзя в современных условиях переусердствовать с данными мероприятиями.
Для участников ВЭД серьезным препятствием в международной торговле могут быть решение КТС, постановления Правительства РФ и другие законодательные акты различных органов государственной власти, касающиеся импорта, экспорта, квотирования различных товаров. Нужно внимательно отслеживать все изменения в законодательстве, регулирующем внешнеторговую деятельность.
К одной из важных проблем для участника ВЭД можно также отнести длительные сроки оформления тех или иных документов, необходимых для таможенного оформления квотируемых товаров, закрепленные в законодательстве. Но им тоже необходимо с этим смириться и делать все в сроки, иначе не смогут провести необходимый им товар, даже по предоставленной им квоте.
Кроме того, интересен факт, что в России тарифная квота установлена только мясо, но проблемным стал вопрос о квотировании и других товаров. Так, Союз сахаропроизводителей России предложил Минсельхозу рассмотреть вопрос квотирования импорта сахара-сырца. Попытка квотировать рынок сахара первая в своем роде. Сейчас его поставки регулируются с помощью таможенных пошлин, размер которых привязан к мировым ценам на сахар-сырец. Механизм квотирования импорта сахара-сырца сегодня успешно работает практически во всех странах, имеющих собственное производство сахара, в частности США, страны Евросоюза, Мексика11.
Таким образом, все рассмотренные проблемы можно разделить на 3 группы: во-первых, связанные с тарифной квотой, во-вторых, связанные с контрабандой квотируемых товаров, а, в-третьих, возникающие у участников ВЭД при перемещении через таможенную границу Таможенного союза квотируемых товаров. Причем в настоящий момент остро стоит проблема: изменится ли и насколько квотирование товаров при вступлении России в ВТО, которое неминуемо приближается, и каким образом оно отразится на отечественном производителе.
Таким образом, в данной курсовой работе проанализировано квотирование экспорта и импорта товаров и применение его в условиях функционирования Таможенного союза. На основании материала, изложенного в трех главах курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что квотирование как инструмент нетарифного регулирования играет важную роль в условиях функционирования Таможенного союза.
Информация о работе Особенности применения квотирования для регулирования внешней торговли