Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:50, курсовая работа
В условиях глобализации экономики, более интенсивного включения российской экономики в мирохозяйственные связи, завершающего этапа переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенно-тарифного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Главной особенностью таможенной политики государства является её многофункциональность, основными частями которой являются поддержка целесообразного для внутренних интересов страны соотношения импорта и экспорта товаров, защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции для отечественных производителей.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Таможенные преференции в международной торговли, их характеристика и роль.................................................................................................5
1.1. Характеристика тарифных преференций........................................................5
1.2. Роль международных организаций в формировании политики в сфере международной преференциальной торговли..........................................................9
2. Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем........................................................................................13
2.1. Опыт применения преференциальных систем в зарубежных странах......13
2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья...................................22
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………….....…………
Высшими органами Всемирной таможенной организации являются Совет, представленный руководителями таможенных служб всех стран-членов этой организации, Политическая комиссия (в составе 24 стран-членов) и Финансовый комитет (в составе 17 стран-членов), а также постоянно орган, действующий на постоянной основе - Секретариат Всемирной таможенной организации (г. Брюссель). Рабочие органы Совета - комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, Гармонизированная система описания и кодирования товаров, правоохранение). Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время данная организация является депозитарием 16 международных таможенных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности.
Кроме того, Всемирная таможенная организация осуществляет техническую работу по разработке методов определения таможенной стоимости и Правил определения происхождения товаров. Важнейшим этапом деятельности таможенной организации за последние годы стала разработка обновленной версии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 года.
Россия присоединилась к четырем международным конвенциям, разработанным под эгидой Всемирной таможенной организации: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», «О карнете ATA для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров». В перспективе планируется присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в ее обновленной редакции.
Глава 2. Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем.
2.1. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья.
В данном параграфе последовательно рассматриваются три зарубежных схем Общей системы преференций: Евросоюза, США и Японии. Выбор указанных стран не случаен. Во-первых, российские экспортеры являются действующими пользователями преференциальных схем ЕС, США , для поиска возможностей расширения российского экспорта в указанные страны. Во-вторых, часть инструментов регулирования преференциальных систем избранных автором стран можно внедрить и в нашей стране.
Изучение японской системы преференций принесет методологическую пользу, а также будет способствовать выбору оптимальной модели регулирования преференциального импорта в Россию. Начнем с общей системы преференций Европейского Союза.
В рамках содействия развитию и диверсификации структуры товарного экспорта из развивающихся стран и стран с переходной моделью экономики Европейское экономическое сообщество (прообраз Европейского Союза) в 1971 году под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) предоставило в одностороннем порядке преференциальный режим импорта некоторых сельскохозяйственных и промышленных товаров. Данный преференциальный режим, предоставляемый в отношении отдельных товаров, происходящих более чем из полусотни государств и территорий, получил название Общая система преференций ЕС.
С момента создания в 1992 году Европейского Союза (ЕС) Комиссия Европейского Союза (КЕС) на ежегодной основе готовила регламент с поправками в систему преференций, который, в случае одобрения Советом Европейского Союза (CEC), вводился в действие со следующего календарного года. В основном ежегодные регламенты затрагивали вопросы по изменению:
С того времени было много изменений , новый регламент № 732/2008 , который действует без изменений с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года. Таким образом, данное решение ЕС призвано обеспечить преемственность курса ЕС на десятилетний период. Новая схема тарифных преференций ЕС охватывает 56 товарных групп Единого Таможенного Тарифа ЕС (далее - ЕТТ) и еще 548 отдельных товарных позиций тарифа (от 4 до 8 ТН ВЭД). Конечно же, новая схема не распространяется на товары, ввозимые в страны ЕС беспошлинно в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Рассмотрим принятые в действующем регламенте CEC № 732/2008 более подробно.
Пять применявшихся ранее категорий стран-пользователей тарифных преференций в рамках предыдущей редакции схемы ОСП ЕС были сокращены до трех:
Каждая из перечисленных категорий стран-
Для наименее развитых стран (НРС) с 2001 года действуют наиболее льготные условия (режим «Все, кроме оружия»), которые предполагают предоставление беспошлинного и без количественных ограничений режима преференциального импорта почти всех товаров из наиболее бедной группы стран.
«ОСП Плюс» осуществляется беспошлинная
торговля развивающихся стран со странами-членами таможенного
Преференциальная система Соединенных Штатов Америки.
В соответствии с Законом США «О торговле» 1974 года Президент США наделен правом предоставлять преференциальный режим в рамках Общей системы преференций на определенные товары, экспортируемые на американский рынок из развивающихся стран. Основной задачей данной системы является стимулирование экономического роста в развивающихся странах путем предоставления более благоприятных условий для экспорта товаров из этих стран.
Американская программа по предоставлению
тарифных преференций развивающимся
Президент уполномочен принимать решения по предоставлению преференциального режима тем или иным развивающимся странам, устанавливать перечень преференциальной продукции, одобрять критерии и правила происхождения.
Президент США при предоставлении преференциального режима должен принимать во внимание:
в какой мере другие развитые
страны предоставляют аналогичный
Для ввоза товаров в США на преференциальных условиях должно также соблюдаться правило прямой поставки товара непосредственно из страны- бенефициара.
Торговая политика США на сегодняшний день является регрессивной и не отвечает чаяниям бедных стран
Регрессивность американской политики заключается в том, что чем беднее страна, тем выше средневзвешенные ставки импортного Тарифа США в отношении её импорта. В соответствии с данными таможенной статистики за 2006 год. Общая система преференций некоторым странам- бенефициарам порою обеспечивает лишь мнимые преимущества. Некоторые беднейшие страны, в нашем примере — это Бангладеш и Камбоджа, заплатили таможенных пошлин в размере сопоставимом с таможенными платежами за импорт в США ведущих мировых индустриальных держав - Великобритании и Франции. Причем Великобритания и Франция импортировала товарной продукции по стоимости превышающей в разы объемы Камбоджи и Бангладеш. Весь парадокс ситуации заключается в том, что только треть продукции из развитых стран в нашем примере облагалась пошлиной. Напротив, почти вся продукция из наименее развитых стран облагалась пошлиной со средним значением ставки более 15% от таможенной стоимости. В результате получилось, что товары, происходящие из наименее развитых стран, облагаются наибольшими пошлинами, в сравнении со средневзвешенной ставкой пошлины в 23 % в отношении товаров из развитых стран.
Полностью очевидно, что импорт из беднейших стран с ВНП на душу населения не превышающим 2000 долларов за год не должен облагаться пошлинами со столь высокими ставками.
Общая система тарифных преференций Японии.
Для Японии, являющейся третьей внешнеторговой державой мира, торговля с зарубежными странами традиционно являлась одним из важнейших источников роста экономики. Вследствие этого Япония всегда выступала за развитие многосторонних торговых организаций, цель которых заключается в либерализации международной торговли. Послевоенное экономическое развитие страны в немалой степени было обеспечено за счет либерализации торговли в рамках ВТО и её предшественника - ГАТТ.
Японская система регулирования
Действующий таможенный тариф Японии, в основу которого положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, в связи с чем, коды товаров по японскому таможенному тарифу соответствуют кодам ТН ВЭД Таможенного тарифа Таможенного союза на уровне первых 6 знаков, содержит четыре категории ставок тарифов:
Базовые ставки ввозных таможенных
пошлин Таможенного тарифа Японии предусмотрены национальным
законодательством и
Временные ставки пошлин применяются вместо
базовых ставок в течение определенного
оговоренного ранее периода времени, когда возникает такая
Ставки ВТО, называемые также
"договорными", предусматривают снижение
ставок пошлин на ряд категорий товаров в
силу международных договоренностей. Страны,
имеющие право на применения этих ставок
пошлин, пользуются в Японии режимом наибольшего
Ставки ВТО имеют приоритет перед базовыми и временными ставками таможенного тарифа (если только ставки ВТО не окажутся более высокими, чем базовые и временные ставки Таможенного тарифа Японии).
В настоящее время Япония заключила
с рядом стран (среди них Россия), не являющихся
членами ВТО, двусторонние соглашения,
по которым эти страны получают статус
наибольшего