Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:50, курсовая работа
В условиях глобализации экономики, более интенсивного включения российской экономики в мирохозяйственные связи, завершающего этапа переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенно-тарифного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Главной особенностью таможенной политики государства является её многофункциональность, основными частями которой являются поддержка целесообразного для внутренних интересов страны соотношения импорта и экспорта товаров, защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции для отечественных производителей.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Таможенные преференции в международной торговли, их характеристика и роль.................................................................................................5
1.1. Характеристика тарифных преференций........................................................5
1.2. Роль международных организаций в формировании политики в сфере международной преференциальной торговли..........................................................9
2. Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем........................................................................................13
2.1. Опыт применения преференциальных систем в зарубежных странах......13
2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья...................................22
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………….....…………
По данным Японской тарифной Ассоциации средний уровень ставок таможенного тарифа Японии в последние годы является одним из самых низких в мире. Следуя решениям Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, импортные пошлины на многие сельскохозяйственные товары были уменьшены. Пошлины на такие важные виды продукции как автомашины, автозапчасти, программное обеспечение, компьютеры, промышленное (включая станочное) оборудование, равняются нулю. Вместе с тем ставки таможенных пошлин на некоторые готовые продовольственные и промышленные товары остаются высокими.
В соответствии с принятой 1 августа 1971 года Общей системой преференций Японии (ОСП Японии), товары, ввозимые из развивающихся стран, облагаются пошлиной по более низкой ставке, чем товары, ввозимые из развитых стран. Целью такого снижения ставок является активизация экспортно-импортной торговли с развивающимися странами для ускорения их индустриализации и экономического развития. При такой системе к определенным товарам из стран установленного списка применяются более низкие тарифные ставки (ниже ставок, чем для стран, имеющих режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле).
Страна-пользователь японской системы тарифных преференций должна соответствовать следующим условиям:
В связи с тем, что преференциальный режим оказывает влияние на ряд отраслей японской национальной промышленности, в схеме предусмотрен ряд механизмов, которые позволяют быстро реагировать на резкий рост объема импорта. Одним из таких механизмов является установление верхнего предела объема импорта, облагаемого пошлиной по преференциальным ставкам, в отношении ряда промышленных и сырьевых товаров. Преференциальные квоты, предусмотренные схемой ОСП Японии в отношении ввозимой промышленной продукции, распространяются на товарный перечень из 81 позиции.
Для некоторых квотируемых
Верхние стоимостные пределы и
Кроме «порога конкурентосопосбности»
Определенный товар может быть
лишен тарифных преференций для отдельной
2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья.
Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, установления мер экономического и административного характера, способствующих развитии внешнеторговой деятельности. Указанные методы регулирования включают в себя установление и отмену импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин, применение в исключительных случаях временных ограничений и запретов экспорта и/или импорта товаров, заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, приграничной торговле. Установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта согласно действующему национальному законодательству, а также в соответствии с международными обязательствами России не должно носить дискриминационного характера.
Таможенно-тарифная политика, являясь одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики, направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей. В рамках выполнения договоренностей по вступлению России в ВТО государственные органы, ответственные за формирование внешнеторговой политики, осуществляют работу по дальнейшей либерализации импортного и экспортного тарифа, а именно снижение его фискальной функции. Таможенно-тарифная политика после присоединения России к ВТО будет призвана выполнять роль регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защищать максимально возможными способами интересы отечественных экспортеров на внешнем рынке.
По имеющимся расчетам, доходы от экспортных и импортных пошлин (в пересчете на текущие объемы импорта и экспорта) в результате достигнутых в ВТО договоренностей сократятся. Ставки импортного тарифа России будут связаны на согласованном с партнерами уровне и не смогут быть повышены без консультаций с членами ВТО (за исключением строго определенных случаев). Таким образом, при проведении тарифной политики России можно будет маневрировать в пределах достаточного узкого коридора значений ставок тарифа. В таких условиях возрастет роль преференциальных инструментов защиты рынка, таких как: специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры.
Эффективно действующее таможенно-тарифное
регулирование является необходимым условием
обеспечения экономической безопасности
государства, защиты его экономических интересов
на внутреннем и внешнем рынках, а также способствует
повышению конкурентоспособности
Далее рассмотрим структуру национальной
системы преференций России(
В первом блоке представлены страны СНГ. Преференциальная торговля внутри Содружества Независимых Государств осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений государств-участников СНГ.
В состав СНГ входят 11 бывших советских республик, а ныне независимых государств: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Основными направлениями деятельности Содружества в экономической сфере являются сотрудничество государств-участников в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, формирование единых принципов таможенной политики в рамках Содружества.
Товары, происходящие из стран СНГ и ввозимые в Российскую Федерацию с их таможенных территорий при осуществлении торговых операций между резидентами этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются в соответствии с положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли (подписано в Москве 15 апреля 1994 г.).
Происхождение товара с таможенной
территории стран СНГ и возможность применения
к нему режима свободной торговли определяются
специальными Правилами определения страны
происхождения товаров, утвержденными Решением
Совета глав правительств Содружества Независимых
Государств от 30 ноября 2000 г. Для использования
преференциального
Следующим блоком национальной преференциальной системы России является Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС), сформированное в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. ЕврАзЭС — международная организация, в состав которой входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан1. ЕврАзЭС создан в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном
союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.
Соглашение о свободной торговле
Основой для трехсторонних
Со стороны Сербии и Черногории перечень российских товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли, содержит 16 товарных позиций, с российской стороны - 42 товарные позиции.
В следующий блок национальной преференциальной системы, который носит односторонний характер, включены Особые экономические зоны.
В соответствии со статьей 2
Федерального закона «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации» (далее -
Закон об ОЭЗ) особая экономическая зона
- определяемая Правительством Российской
Федерации часть территории Российской
Федерации, на которой действует особый
режим осуществления
Юридическое содержание понятия "оффшорный бизнес" выражается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект хозяйственных отношений.
Таким образом, особые экономические зоны в Российской Федерации имеют самостоятельные таможенные режимы, в их числе и преференциальные.
Концептуально разработчики Закона об ОЭЗ исходили из того, что создание ОЭЗ позволит обеспечить:
На территории ОЭЗ не допускается добыча
и переработка полезных ископаемых, ломопереработка,
производство и переработка продукции черной
и цветной металлургии (за исключением производства
особо чистых металлов и сплавов, соединений
и изделий из них, материалов для электроники),
производство и переработка подакцизных
товаров (за исключением легковых автомобилей
и мотоциклов).
Заключение
После выполнения курсовой работы можно придти к выводам и заключениям: