Осуществление таможенными органами валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, цели и объект валютного контроля.
2. Узнать основы валютного законодательства в РФ.
3. Выявить методы осуществления валютного контроля.
4. Изучить процесс формирования валютного контроля в РФ.
5. Выявить особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3

Глава I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления.

1.1.Понятеие, цели и объект валютного контроля……………….4

1.2. Органы и агенты валютного контроля………………………7

1.3. Методы осуществления валютного контроля……………….11

Глава II Осуществление таможенными органами валютного контроля.

2.1. Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14

2.2. Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза………………………..27

Заключение………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая Гос регулирование.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Существуют различные  методы валютного регулирования: дисконтная политика, девизная политика, валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование  степени конвертируемости валюты, регулирование  валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика - маневрирование учетной ставкой (ставкой  рефинансирования) центрального банка, направленное на регулирование валютного  курса и платежного баланса путем  воздействия на международное движение капиталов. Повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка. Понижение официальной ставки может привести к уходу иностранных капиталов.

Девизная политика осуществляется преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты (девизов).

Валютная интервенция - это прямое вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке  с целью воздействия на курс национальной валюты. Ради повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Своей деятельностью на валютном рынке центральный банк способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и тем самым ограничивает пределы колебаний валютного курса.

Проведение валютной интервенции предполагает наличие  в руках центральных банков значительных валютных резервов и возможно тогда, когда неуравновешенность платежного баланса незначительна и характеризуется  периодической сменой пассивного сальдо активным. В противном случае проведение валютных интервенций грозит полным исчерпанием валютных резервов (при хронически пассивном сальдо платежного баланса) или расстройством денежного обращения внутри страны (при хронически активном сальдо платежного баланса). Кроме того, валютная интервенция оказывает лишь временное воздействие на валютный курс. В силу этого степень воздействия валютной интервенции на курс валюты ограниченна.

Диверсификация валютных резервов позволяет уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов.

К другим мерам валютного  регулирования относятся: продажа  или покупка золота с целью  оказания желательного воздействия на конъюнктуру рынка золота; изменение режима обратимости валют; ужесточение или ослабление валютных ограничений; получение или предоставление кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах; регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Центральные банки регламентируют деятельность коммерческих банков по ведению валютных операций, лицензируя ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Осуществление таможенными органами валютного контроля

 

§2.1. Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации

 

В истории валютного  регулирования России можно выделить следующие этапы развития:

V  I этап (до 1986г.) – валютная монополия.

V  II этап (1986г. – 1991г.) – модель жесткого валютного регулирования.

V  III этап (1991г. –1998г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования.

V  IV этап (1998г. – 2001г.) – модель жесткого валютного регулирования.

V  V этап (2001г. – июль 2006г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования

V  VI этап (с июля 2006г. По настоящее время) – либеральная модель валютного регулирования.

Исследуем подробнее выделенные этапы  становления и развития системы  валютного регулирования в советской  и постсоветской России.

I этап (1925г. – 1986г.)

Основой валютной системы СССР являлась валютная монополия государства, обладавшего исключительными правами владения и распоряжения иностранной валютой. Валютная монополия представляла собой составляющую монополии государства на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Основными целями и задачами валютной монополии декларировались: защита экономики от неблагоприятных воздействий  извне; обеспечение рационального  распределения иностранной валюты, планирование и регулирование состояния  платежного баланса, повышение эффективности внешних связей страны. Правовое регулирование сферы валютных отношений осуществлялось по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено законом». В условиях исключительного права государства на осуществление всех операций с иностранной валютой это означало полный запрет для резидентов и нерезидентов на осуществление валютных операций (ряд исключений касался лиц, работавших за границей или получавших гонорары, наследство и имевших право открывать определенные виды счетов во Внешторгбанке).

В условиях административно-командной системы в СССР использование валютных средств (доходов от экспорта, привлеченных кредитов и иностранной валюте, валютных резервов) осуществлялось государством на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР.  Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах Внешторгбанка СССР (с 1988г. – Внешэкономбанка СССР) – банка-монополиста, обслуживавшего все международные расчеты СССР. Валютные планы государства, содержавшие данные об источниках и объемах поступлений, а также направлениях и суммах расходов валютных средств, утверждались в составе системы народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Органы государственной власти СССР, местные органы власти, предприятия и организации расходовали выделенные им через единую валютную кассу государства валютные средства в пределах установленных лимитов.

Существование валютной монополии  в СССР фактически изолировало страну от воздействия большинства внешних  негативных факторов и позволило без внутренних потрясений пережить крах двух мировых валютных систем – Генуэзской и Бреттон-Вудской, при этом изменения в мировом порядке регулирования валютных отношений и валютные кризисы в развитых странах не игнорировались и находили отражение в валютной политике Госбанка СССР в форме периодических девальваций рубля и изменении порядка расчета валютного курса. В то же время, изолированность от внешнего мира не позволяла экономике своевременно адаптироваться к изменениям, происходившим в механизмах регулирования международных валютно-финансовых отношений, характер управления валютной сферой страны был законсервирован на многие десятилетия. Учитывая, что Кодекс либерализации движения капитала был принят ОЭСР еще в начале 1960-х гг., СССР к 1986г. Категорически отстал от бурно развивавшихся в мировой экономике с середины XX века процессов интернационализации и глобализации.

II этап (1986г. – 1991г.)

Период с августа 1986г. По август 1991г. Стал переходным и переломным в  истории нашего государства. В сфере регулирования валютных отношений, в связи с начавшейся децентрализацией внешнеэкономической деятельности, руководством страны также была продемонстрирована готовность отменить государственную валютную монополию. Однако, отсутствие четкой программы реформирования экономики, распределения компетенции в области регулирования валютной сферы, единого нормативного документа, регламентирующего осуществление валютных операций на данном этапе выразилось в попытках реформировать существовавший механизм управления валютными потоками вместо создания принципиально новой валютной системы.

Фактически, органами реализации валютной политики на данном этапе являлись несколько государственных учреждений – Государственная внешнеэкономическая  комиссия (далее – ГВК) Совета Министров СССР, созданная в 1986г., Госплан СССР, Минфин СССР, Внешэкономбанк, Министерство внешнеэкономических связей СССР (МВЭС), Госбанк СССР.

В связи с децентрализацией внешнеэкономической деятельности в 1986г. Более 20 министерств и ведомств, а также первоначально около 70 крупнейших объединений, предприятий  и организаций получили право  непосредственного осуществления  экспортно-импортных операций. Уже к концу 1988г. Количество предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, превысило 200. В процессе дальнейшего развития реформы с 1 апреля 1989г. Право выхода на внешние рынки получили все предприятия, хотя они имели право торговать только продукцией собственного производства. Важным элементом внешнеэкономической реформы стал допуск иностранного капитала в экономику СССР: было принято решение о создании совместных предприятий с организациями социалистических стран, а также фирмами капиталистических и развивающихся стран.

В 1986г. Было принято решение разрабатывать  сводный валютный план (платежный  баланс) страны на пятилетку, валютная выручка с 1987г. Стала плановым показателем  для предприятий. В августе 1986г. Для  стимулирования экспорта правительство предоставило предприятиям право на использование части заработанной ими иностранной валюты. Была создана система валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента.

С марта 1989г. Ограничения по текущим операциям приняли форму лицензирования. Четкие ограничения по финансовым операциям отсутствовали, но все они без исключения требовали получения лицензий у Внешэкономбанка. Что касается физических лиц, то Внешэкономбанк открывал гражданам валютные счета двух типов: «Б» - для зачисления алиментов, наследств, пенсий с ограничением размера сумм, которые могут быть сняты единовременно для вывоза за границу; «В» - для зарплаты, гонораров без ограничений. В 1988-1989гг. по текущим счетам граждан начали платить небольшие проценты при условии внесения определенной минимальной суммы. Валюта с указанных счетов могла использоваться для покупки дефицитных товаров, обмена на рубли. Наличная валюта, легально ввезенная из-за границы, могла свободно храниться и вывозиться в течение года. Нигде юридически не было зафиксировано запрещение физическим лицам держать иностранную валюту не во Внешэкономбанке, но на практике его монополия на проведение операций с валютой советских граждан сохранялась.

С целью стимулирования экспорта в 1987г. Были введены дифференцированные валютные коэффициенты (далее –  ДВК) – внутренние расчетные курсы, призванные компенсировать ценовые  диспропорции и завышенность официального курса. Данное нововведение заменило систему индивидуальных дотаций и скидок. Всего ввели около 3000 коэффициентов, дифференцированных по группам валют и товаров, по экспорту и импорту от 0,2 до 6,6. На практике ДВК затронули только 30-40% товаров, входивших до реформы в номенклатуру Министерства внешней торговли. Отсутствие положительного эффекта от введения ДВК вынудило правительство отменить эти коэффициенты, с 1 января 1990г. По торговым операциям была введена 100%-ая премия к официальному курсу. Фактически это означало 50%-ую девальвацию рубля по торговым операциям.

С конца 1989г. В стране стала практиковаться множественность валютных курсов. По неторговым операциям с 1 ноября 1989г.  Госбанк СССР приступил к установлению специального курса рубля, который применялся банковскими учреждениями при продаже свободно конвертируемых валют гражданам, выезжавшим за границу по личным делам, и при выплате рублей с валютных счетов советских граждан, а также государственным, кооперативным и иным предприятиям на цели, связанные с поездками их работников по служебным делам за границу. Специальный курс рубля к доллару США на 01.11.1989 составлял 6 руб. 26 коп., тогда как официальный – 63 коп. за доллар США.

Переход к рыночному курсообразованию был осуществлен введением на территории СССР с 02.11.1990 коммерческого курса рубля, по которому осуществлялась большая часть валютных операций: обязательная продажа 40% экспортной валютной выручки в Союзно-республиканский валютный фонд РСФСР; расчет рублевого эквивалента остатков средств на инвалютных счетах предприятий и организаций во Внешэкономбанке; расчеты по торговым, неторговым и кредитным операциям; учет и составление отчетности участниками внешнеэкономической деятельности. На 02.11.1990 коммерческий курс рубля составлял 1,66 руб. за доллар США, в то время как официальный – 55 коп. за доллар США.  В этот период также происходило формирование свободного рынка наличной иностранной валюты: с 24.07.1991 Госбанк СССР приступил к установлению туристского курса рубля, который определялся на основе соотношения объемов покупки и продажи наличной иностранной валюты коммерческими банками у советских и иностранных граждан. Будучи наименее зарегулированным сегментом внутреннего валютного рынка, рынок наличной иностранной валюты сформировал туристский курс на уровне 32 руб. за доллар США на 24.07.1991, т. е. почти в 60 раз выше официального курса.

Среди особенностей реализации модели в рассматриваемом периоде можно  назвать следующие:

1)  Преобразования в экономике СССР были инициированы без должной глубокой предварительной проработки и проводились «в режиме реального времени», отсутствие единой концепции реформирования, недостаток специалистов и инертность системы управления экономикой, отлаженной за десятилетия, привели, в частности, в валютной сфере к попыткам наложения рыночных подходов к регулированию валютных отношений на существовавшую в предшествовавший период валютную монополию. Поэтому модель жесткого валютного регулирования сформировалась в данном периоде не за счет необходимости преодоления серьезных валютно-финансовых проблем в экономике, а вследствие неготовности оперативно создать принципиально новую валютную систему, отличную от валютной монополии государства;

2)  На данном этапе «методом проб и ошибок» формировалось общее понимание специфики и сложившихся принципов функционирования рыночной экономики, механизмов и особенностей регулирования валютных отношений. Результатом приобретенного в годы перестройки опыта государственного управления валютными потоками стал Закон СССР 1991г. «О валютном регулировании», положивший начало формированию новой валютной системы страны, однако ввиду распада СССР имевший юридическую силу весьма непродолжительное время и вошедший, в переработанном и обновленном виде, в Закон РФ 1992г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля