Осуществление таможенными органами валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, цели и объект валютного контроля.
2. Узнать основы валютного законодательства в РФ.
3. Выявить методы осуществления валютного контроля.
4. Изучить процесс формирования валютного контроля в РФ.
5. Выявить особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3

Глава I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления.

1.1.Понятеие, цели и объект валютного контроля……………….4

1.2. Органы и агенты валютного контроля………………………7

1.3. Методы осуществления валютного контроля……………….11

Глава II Осуществление таможенными органами валютного контроля.

2.1. Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14

2.2. Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза………………………..27

Заключение………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая Гос регулирование.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

На валютном рынке  также были предприняты попытки  стабилизировать ситуацию. Сокращение объемов поступления экспортной валютной выручки привело к снижению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и вызвало резкие биржевые колебания валютного курса рубля и дезорганизацию механизма курсообразования, приведшие к нарушению функционирования всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.. 17 августа 1998г. Было введено требование 100%-го депонирования рублевых средств на торгах с установлением фиксинга по доллару США. Однако уже 27 августа фиксинг был приостановлен. Был отменен валютный коридор (в результате к сентябрю рубль обесценился почти на 50%) и с 6 октября введены две торговые сессии в день: дневная и специальная торговая сессии ММВБ, с целью отделить торговлю иностранной валютой по внешнеторговым сделкам от спекулятивных операций. На специальной торговой сессии экспортеры были обязаны продавать 50% валютной выручки. Указанием ЦБ РФ от 10.11.1998 N407-У «О запрете зачисления средств от продажи иностранной валюты на рублевые счета нерезидентов» банкам было запрещено осуществлять конверсионные операции по покупке у нерезидентов иностранной валюты за валюту Российской Федерации для последующего зачисления рублевых средств на счета нерезидентов типа «С».

Положениями статей 18 и 20 Федерального закона РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области  бюджетной и налоговой политики»  был сокращен срок исполнения текущих  валютных операций со 180 до 90 дней, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ отнесены к валютным операциям, норматив обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности увеличен с 50% до 75%, при этом срок ее продажи на внутреннем валютном рынке сокращен с 14 до 7 календарных дней с момента поступления.

Основными задачами системы  валютного регулирования и валютного  контроля на данном этапе стали: преодоление  валютного кризиса и обеспечение стабилизации валютно-финансового положения страны; восстановление платежеспособности и кредитоспособности страны; противодействие спекулятивному перемещению капитала; обеспечение полноты и своевременности поступления на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров с целью обеспечения стабильного и прогнозируемого предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Доминирование административно-правовых инструментов валютного регулирование на данном этапе было обусловлено пониманием того, что в условиях валютно-финансового кризиса и разбалансированности отдельных сегментов валютного рынка управление сферой валютных отношений при помощи только или преимущественно экономических инструментов (таких как валютные интервенции, варьирование учетной ставкой и уровня нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования) оказывается недостаточным и не приводит к оперативной корректировке возникших диспропорций в экономике. Введение ряда ограничений на осуществление текущих валютных операций (в том числе ограничение срока осуществления экспортно-импортных операций 90 днями, ограничение в конце 1990-х гг. возможностей нерезидентов переводить фонды с их счетов типа «С») явилось фактически нарушением принятых страной обязательств по ст. VIII Соглашения о МФВ, валюта РФ продолжала оставаться ограниченно конвертируемой.

V этап (2001г. – июль 2006г.)

Начиная с 2001г., в России вновь наметилась тенденция либерализации  сферы валютных отношений. Постепенный  переход к реализации модели умеренно-либерального валютного регулирования был обусловлен относительной стабилизацией социально-экономического положения в стране, стабильным состоянием внутреннего валютного рынка в 2000г., благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на основные статьи товарного экспорта страны – нефть, черные и цветные металлы), все еще действовавшим эффектом девальвации рубля 1998г., повысившим конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Немаловажными факторами, стимулировавшими постепенное ослабление действовавших валютных ограничений, являлось стремление руководства страны ускорить процесс приведения законодательства России в соответствие с международными требованиями и правилами ВТО, а также отвечать современной тенденции либерализации движения капитала в мире. Основная же цель либерализации виделась в коренном улучшении инвестиционного климата в стране, повышении привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов.

Федеральным законом  от 31.05.2001 №72-ФЗ в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» было установлено, что без ограничений осуществляются следующие операции движения капитала: расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТНВЭД РФ при условии, что срок возврата валютной выручки не превышает 3 года с даты фактического пересечения таможенной границы; расчеты за производимые резидентами за пределами РФ строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые превышают 90 дней при условии, что срок возврата валютной выручки не превышает 5 лет с даты заключения договора; переводы физическими лицами – резидентами иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 000 долл. США в целях приобретения физическим лицом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте; переводы иностранной валюты физическими лицами резидентами РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, переводы из РФ на текущие расходы, кроме осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности или приобретения прав на недвижимое имущество, при условии, что эти переводы не могут превышать 2000 долл. США и осуществляются не более одного раза в один операционный день через один уполномоченный банк; переводы из РФ и в РФ иностранной валюты в качестве арендной платы за арендуемые резидентами у нерезидентов или наоборот воздушные или морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, при условии, что предоставление арендатору указанных объектов осуществляется не позднее 180 дней со дня перевода иностранной валюты, независимо от срока аренды.

В августе 2001г. Норматив обязательной продажи части валютной выручки от экспорта был снижен с 75% до 50%, в апреле 2004г. – до 25%, в  ноябре 2004г. – до10%, в марте 2006г. –  до 0%.

Параллельно с наметившейся тенденцией либерализации сферы  валютных отношений в стране начинает формироваться нормативно-правовая база осуществления контроля за движением незаконно полученного капитала. С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К основным мерам противодействия отмыванию отнесены обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации. Еще в октябре 2001 года в целях выявления фактов, связанных с отмыванием криминальных доходов, создан федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный орган), наделенный соответствующими полномочиями – Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов России (в настоящее время – Федеральная служба финансового мониторинга). Предваряя принятие нормативного документа уровня закона, в мае 1999 г. Было принято решение о подписании Россией Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». В феврале 2001 г. Банк России направил для использования в работе кредитных организаций Вольфсбергские принципы (Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковской секторе); в ноябре 2001 г. – рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля (подготовленные на базе рекомендаций FATF и Базельского комитета по банковскому надзору).

Современные тенденции  развития мировой экономики, стремление России активно участвовать и в некоторой степени влиять на международные экономические отношения, а также позиция Президента РФ, считавшего необходимым принятие более либерального законодательства о валютном регулировании в свете стабилизации экономического положения в стране и необходимости повышения инвестиционной привлекательности экономики, стали предпосылками разработки нового ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

  Новый федеральный закон РФ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепил основные принципы регулирования валютных отношений в стране: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Правительству РФ и Банку  России были оставлены лишь два инструмента  регулирования рынка, которые можно  было использовать в кризисных ситуациях  – в случае «существенной угрозы для платежного баланса страны»: режим специального счета и обязательное резервирование (депонирование) сроком от двух месяцев и 100% суммы валютной операции до одного года и 20% суммы валютной операции. Специальный счет представлял собой банковский счет в уполномоченном банке, открываемый для осуществления по нему поименованных в Законе валютных операций. Резервирование предполагало внесение резидентами и нерезидентами на отдельный беспроцентный счет в уполномоченном банке определенной доли от суммы валютной операции на срок,  определяемый органами валютного регулирования.

Датой окончания использования  ЦБ РФ и Правительством РФ таких  инструментов как резервирование и  использование специального счета  было определено 1 января 2007г., однако фактически нормы закона, касающиеся применения указанных инструментов, утратили силу с июля 2006г.

VI этап (с июля 2006г. По настоящее время) 

Момент перехода к  реализации либеральной модели валютного  регулирования был определен  конкретной датой – 1 января 2007г. И  прописан в статье 26 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003г., однако фактически уже с июля 2006г. Были сняты ограничения на осуществление валютных операций движения капитала, что позволило говорить о формальном переходе к полной конвертируемости рубля – и по текущим, и по капитальным валютным операциям. Экономическими предпосылками досрочной отмены требований о резервировании и использовании специальных счетов стали устойчивое состояние российской экономики, профицит государственного бюджета, высокий уровень золотовалютных резервов и систематическое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем валютном рынке. Однако, при этом необходимо учитывать, что обозначенные положительные тенденции сформировались в экономике преимущественно за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на основные статьи российского экспорта, а именно нефть. Не исключена также и политическая составляющая в решении о досрочной отмене ограничений – в июле 2006г. В Санкт-Петербурге прошла встреча стран «большой восьмерки».

 

§2.2. Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.

 

Нормативной основой  для формирования валютного рынка  России явился Закон Российской Федерации  «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 17Э-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля [2].

Таким образом, данный федеральный  закон регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении  Республики Беларусь и Республики Казахстан  не предусмотрено. В соответствии со ст. 19 Закона № 173-ФЭ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза будет осуществляться в соответствии с Законом № 17Э-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

С образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вступлением в силу единого Таможенного кодекса в Федеральную таможенную службу поступило рекордное обращение граждан - около 3,2 тысячи. Специалисты Комиссии Таможенного союза помогали людям разбираться с информацией.

Если человек едет в Белоруссию или Казахстан, то не нужно будет заполнять таможенную декларацию и проходить таможенный контроль. Правда, зайти в международной  зоне аэропортов в магазины беспошлинной торговли он уже, увы, не сможет. Между государствами Таможенного союза все пассажирские авиаперевозки считаются внутренними.

Единственный вопрос, который могут задать таможенники, касается суммы провозимой валюты - на границе сохраняется валютный контроль. При этом, согласно законодательству, без декларации можно провезти до 10 тысяч долларов наличными, в том числе дорожными чеками. Если же у больше, то таможенники могут попросить заполнить декларацию, в которой среди прочего надо указать источник происхождения денег.

А по пластиковым картам, как и раньше, можно везти с собой сколько душе угодно. Валютный контроль действует исключительно в целях борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. Именно поэтому он касается только наличных денег - средства на карточках отражаются на ваших банковских счетах и контроль за законностью их происхождения лежит на финансовых, а не на таможенных органах. Поэтому таможня ими не интересуется.

Валютное законодательство нф состоит не только из закона № 173-ФЗ, но и принятых для его реализации а; актов валютного законодательства, таких как инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Согласно ей ПС необходимо оформлять при совершении валютных операций между резидентом (юридическим и физическим лицом - ИП) и нерезидентом, когда расчеты и перевод средств осуществляются через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами РФ.

Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля