Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель работы - изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;
- дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;
- рассмотреть органы и агенты валютного контроля, рассмотреть их права и обязанности;
- рассмотреть осуществление валютного контроля в России;
- рассмотреть проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Актуальность темы исследования «Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза» определяется современными экономическими условиями в ТС, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Также немаловажное значение при рассмотрении исследуемой темы имеет наличие конфликта в отношении к валютному контролю, как инструменту государственного вмешательства в систему рыночных отношений
С одной стороны в этом конфликте выступает государство, которое, руководствуясь стратегическими целями по стабилизации макроэкономической ситуации, создает достаточно жесткую систему контроля над внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов и передвижением валютных ценностей, пытаясь избежать:
1. масштабного вывоза капитала из страны;
2. превышения импорта товаров над экспортом;
3. дефицит иностранной валюты на внутреннем рынке страны, что, в свою очередь, приводит к падению курса национальной валюты и усилению процессов инфляции.
С другой стороны, выступают хозяйствующие субъекты, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, которые, чаще всего, руководствуясь программами по повышению нормы прибыли от конкретных внешнеэкономических операций, стараются обойти действующее законодательство, регулирующее данную сферу экономических отношений.
Таким образом, исходя из наличия такого конфликта следует сделать вывод о необходимости рассмотрения современной системы государственного валютного контроля, ее противоречий и недостатков, механизма ее действия.
Цель работы - изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;
- дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;
- рассмотреть органы и агенты валютного контроля, рассмотреть их права и обязанности;
- рассмотреть осуществление валютного контроля в России;
- рассмотреть проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Объектом исследования является организации валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Предмет изучения - комплексная система организации валютного контроля.
Информационной базой исследования служат нормативно-справочные материалы, информационные ресурсы интернета.
1.1 Понятие, формы и методы валютного контроля
Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировой экономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движение капиталов и иных валютных операций, в первую очередь направленных на недопущение оттока валютных ценностей.
С началом экономических преобразований в нашей стране также появилась необходимость валютного контроля и регулирования зарождающихся рыночных отношений.
Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций [18, с. 144]:
- контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;
- контроль валютных операций;
- контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Например, оформление паспорта сделки как основного документа валютного контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля – предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется. Объектом валютного контроля являются сделки, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, перемещение через таможенную границу РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов. Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности:
– валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;
– внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.
В зависимости от форм осуществления можно выделить следующие виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности:
1) контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;
2) контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.
Система валютного контроля развивается по двум направлениям:
– валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);
– валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:
– решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;
– лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке;
– разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;
Валютное регулирование направлено и на оптимизацию денежных потоков. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций (валютных ограничений). Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере.
Валютные операции, совершаемые резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации, подвергают валютному контролю независимо от того, установлены ли законодательством ограничения на совершение тех или иных действий с валютой (валютные ограничения), однако наличие валютных ограничений сказывается на степени активности государственного контроля. Наиболее жестоко контролируют валютные операции, связанные с вывозом капитала. Как правило, совершение таких операций возможно только с согласия Центрального банка РФ. Получение разрешения Банка России всегда предполагает проверку сведений, заявлений лицом, обратившегося за разрешением.
Операции, проведение которых не ограниченно, тщательно документируются и подвергаются выборочным проверкам, преследующим цель выявить операции, ошибочно или умышленно отнесенные к текущим, но фактически направленные на вывоз капитала из страны. Кроме того, свободное совершение валютных операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. Следовательно, предметом валютного контроля выступают любые валютные операции.
Цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не попадающих под запреты или ограничения. Речь идет об уже упоминавшихся нормативных требованиях по предоставлению информации о валютных операциях, совершаемых свободно (например, ведение паспорт внешнеэкономической сделки).
Следует особо отметить, что целью контроля не являются воздействие на режим осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующий субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным проведение законных операций с валютой.
По своим целям валютный контроль может быть назван скорее «валютным надзором», так как контролирующие органы не решают вопросов целесообразности проверяемых операций и не наделены правом вмешательства в оперативную деятельность проверяемых объектов. Например, уполномоченный банк как агент валютного контроля может отказаться выполнить поручение клиента на проведение незаконного платежа, однако он не может ни дать указание руководителю организации об отзыве поручения, ни повлиять на решение о заключении валютной сделки.
Для выполнения своей основной цели - обеспечение правопорядка в валютной сфере, валютный контроль направлен на решение определенных задач, зависящих от проводимых государством мер валютного регулирования:
- обеспечение соблюдения режимов операций, связанных с движением капитала;
- обеспечение наблюдения за экспортом, проверка соблюдения требований, направленных на репатриацию экспортной валютной выручки и формирование валютного резерва страны;
- проверка соблюдения правил совершения операций с валютной и валютными ценностями внутри страны;
- обеспечение соблюдения правил перемещения валюты и валютных ценностей через границу.
К валютному контролю относится проверка исполнения валютных требований экономического (а не юридического) характера, а также различных правил, хотя и влияющих на состояние платежного баланса страны, но не относящихся к валютному регулированию.
Используемые субъектами валютного контроля методы - это, как правило, наблюдение и проверка. Наблюдение состоит в сборе информации, регулярно предоставляемой участниками валютных операций. Проверка предполагает привлечение дополнительных источников информации. Метод наблюдения позволяет реализовать функцию контроля как элемента обратной связи в системе валютного регулирования. Метод проверки используется там, где контроль направлен на пресечение нарушений валютных правил.
Валютный контроль представляет собой вид государственного контроля, состоящий в осуществлении органами валютного контроля и их агентами мероприятий, направленных на обеспечение законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.
Основными принципами валютного контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются:
- законность;
- объективность;
- независимость от должностных лиц проверяемого объекта; гласность;
- разграничение функций и полномочий между органами, осуществляющими валютный контроль;
- подотчетность органов государственного валютного контроля соответствующим вышестоящим государственным органам.
1.2 Органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности
С 16 февраля 2011 года действует Федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля» [21]. Согласно ему органами валютного контроля являются Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные и налоговые органы.
Согласно изменениям, внесенным в Закон № 173-ФЭ, при обмене информацией Банк России должен осуществлять взаимодействие с Росфиннадзором и координацию взаимодействия уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля должны передавать таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Исключения составляют случаи, указанные в части 13 статьи 23 Закона № 173-Ф3, в которых определено, что уполномоченные банки и Внешэкономбанк передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенные надлежащим образом.
Информация о работе Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза