Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель работы - изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;
- дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;
- рассмотреть органы и агенты валютного контроля, рассмотреть их права и обязанности;
- рассмотреть осуществление валютного контроля в России;
- рассмотреть проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Закон № 173-Ф3 установил, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством России коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую известной им при осуществлении их полномочий. По новой редакции Закона № 173-Ф3 к тайнам, которые необходимо сохранять, пои числена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23 Закона № 173-Ф3 дополнена следующим абзацем: «Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны».
Также установлено, что представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому в объеме и порядке, указанных в частях 13-16 статьи 23 Закона № 173-Ф3, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны. Таким образом, если в цепочке передачи или предоставлении указанной информации будет находиться лицо, не являющееся агентом валютного контроля, то это будет считаться нарушением тайны. Указанные части статьи 23 - новые положения, в которых установлены дополнительные права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
По измененным правилам уполномоченные банки и Внешэкономбанк по запросам таможенных и налоговых органов должны передавать имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенных надлежащим образом. Они должны запрашиваться исключительно в целях осуществления валютного контроля проводимых резидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом запрос о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования. Кроме того, должны быть указаны соответствующие нормативные правовые акты и известные сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информация, необходимая для идентификации резидента. Срок исполнения запроса не может составлять менее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.
В свою очередь ФТС России должна передавать уполномоченным банкам и Внешэкономбанку (исключительно по их запросам) информацию о соответствии или несоответствии сведений в представленных резидентами таможенных леклаоаииях на товаоы. пеоемешаемые чеоез границу РФ. сведениям о совершении таможенных операций по товарам, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Таким образом, должностным лицам ФТС России необходимо будет производить сравнительный анализ сведений, предоставленных резидентами, с информацией, которой они располагают. Срок исполнения запроса ФТС России не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения. Федеральная налоговая служба передает уполномоченным банкам и Внешэкономбанку по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории России. В случае открытия резидентом счета (вклада) в зарубежном банке агенты валютного контроля могут узнать или подтвердить эту информацию с помощью налогового органа по месту учета резидента. Срок исполнения запроса не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией по новым правилам осуществляется в электронном виде. Это достаточно оперативно и не требует дополнительных затрат. Таким образом, органы и агенты валютного контроля активно взаимодействуют друг с другом с целью осуществления валютного контроля. С вступлением в силу изменений в Закон № 17Э-ФЗ российским участникам ВЭД стало понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать
- операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а так же применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации и для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1. Документы, удостоверяющие личность физического лица;
2. Документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3. Документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5. Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6. Документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7. Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8. Регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9. Документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
10. Документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
11. Таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
12. Паспорт сделки.
13. Документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.
Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
2.1 Практика валютного контроля в рамках Таможенного Союза
Нормативной основой для формирования валютного рынка России явился Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 17Э-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля [2].
Таким образом, данный федеральный закон регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено. В соответствии со ст. 19 Закона № 173-ФЭ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза будет осуществляться в соответствии с Законом № 17Э-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
С образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вступлением в силу единого Таможенного кодекса в Федеральную таможенную службу поступило рекордное обращение граждан - около 3,2 тысячи. Специалисты Комиссии Таможенного союза помогали людям разбираться с информацией.
Если человек едет в Белоруссию или Казахстан, то не нужно будет заполнять таможенную декларацию и проходить таможенный контроль. Правда, зайти в международной зоне аэропортов в магазины беспошлинной торговли он уже, увы, не сможет. Между государствами Таможенного союза все пассажирские авиаперевозки считаются внутренними.
Единственный вопрос, который могут задать таможенники, касается суммы провозимой валюты - на границе сохраняется валютный контроль. При этом, согласно законодательству, без декларации можно провезти до 10 тысяч долларов наличными, в том числе дорожными чеками. Если же у больше, то таможенники могут попросить заполнить декларацию, в которой среди прочего надо указать источник происхождения денег.
А по пластиковым картам, как и раньше, можно везти с собой сколько душе угодно. Валютный контроль действует исключительно в целях борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. Именно поэтому он касается только наличных денег - средства на карточках отражаются на ваших банковских счетах и контроль за законностью их происхождения лежит на финансовых, а не на таможенных органах. Поэтому таможня ими не интересуется.
Валютное законодательство нф состоит не только из закона № 173-ФЗ, но и принятых для его реализации а; актов валютного законодательства, таких как инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Согласно ей ПС необходимо оформлять при совершении валютных операций между резидентом (юридическим и физическим лицом - ИП) и нерезидентом, когда расчеты и перевод средств осуществляются через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами РФ.
Оплата по внешнеторговому договору (контракту) должна производиться за вывозимые с территории России и ввозимые на нее товары; выполняемые работы; оказываемые услуги; передаваемую информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. С даты вступления в действие указания ЦБ России от 29.12.2010 № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117- И» в части оформления ПС произошли изменения. Так, с 26 февраля 2011 года не требуется оформлять ПС на указанные выше валютные операции, которые осуществляются между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом; нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 173-Ф3 (они осуществляют все виды валютных операций без ограничений); между нерезидентом и резидентом, если сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату его заключения; между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (до вступления в силу указания для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять ПС, если сумма договора на дату его заключения не превышала 5 тыс. долларов).
Информация о работе Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза