Важнейшаярольвделеобеспеченияэкономическихинтересовгосударствапринадлежиттаможеннойслужбе-одномуизбазовыхинститутовэкономики.Участвуяврегулированиивнешнеторговогооборотаиосуществляяфискальнуюфункцию,таможеннаяслужбарегулярнопополняетгосударственныйбюджетитемсамымспособствуетрешениюэкономическихпроблем.
Путемразумныхпротекционистскихмертаможеннаяслужбаоберегаетнациональнуюпромышленность.
ОдноизнаиболееважныхстратегическихнаправленийсовершенствованиядеятельноститаможенныхоргановРоссийскойФедерациивнастоящеевремязаключаетсяввыявленииипресеченииэкономическихпреступленийиправонарушенийвтаможеннойсфере.
Борьбасадминистративнымиправонарушениями,вчастности–вобластитаможенногодела(нарушениямитаможенныхправил),являетсяоднимизважнейшихнаправленийвправоохранительнойдеятельностигосударства.Присовершениитаможенныхправонарушенийнаноситсявредэкономическиминтересамгосударства,чтонедопустимодлянормальногоразвитияроссийскойэкономики.Длязащитыэкономическойбезопасностигосударстванеобходимопресечениесовершаемыхиготовящихсяксовершениютаможенныхправонарушенийипривлечениекответственностилиц,ихсовершивших.Количествосовершаемыхтаможенныхправонарушенийвгоддостаточновеликои,уженапротяжениинесколькихлет,держитсяпримернонаодномуровне.Вгодвыявляетсяболее2000случаевнарушенийтаможенныхправилюридическимиифизическимилицами,чтообосновывалосуществованиевТаможенномкодексецелогораздела,посвященноготаможеннымправонарушениямипроизводствуподеламоних.
Объектомисследованияявляетсяправоотношения,затрагивающиенепосредственнонарушениепорядкаперемещениятоваровитранспортныхсредствчерезтаможеннуютерриториюРФ,атакжетаможенногоконтроляитаможенногооформления.
Предметомисследованияявляютсянормативно-правовыеакты,регулирующиеданныеправоотношения:КодексРФобадминистративныхправонарушениях,ТКТС.
Основнойцельюработыявляетсяизучениепонятиянарушениятаможенныхправил,атакжеответственностьзаихнарушение.
Длядостиженияпоставленнойцелинеобходиморешитьследующиезадачи:
-изучитьпонятиенарушениетаможенныхправил;
-раскрытьосновныевидыадминистративныхвзысканийзанарушениятаможенныхправил;
-выяснитьпринципыназначенияадминистративногонаказаниязанарушениетаможенныхправил.
1СУЩНОСТЬНАРУШЕНИЯТАМОЖЕННЫХПРАВИЛ
1.1Понятиенарушениятаможенныхправил
Всоответствиисроссийскимзаконодательствомнарушениемтаможенныхправилпризнаетсяпротивоправноедействиелибобездействиелица,посягающеенапорядокперемещения(включаяприменениетаможенныхрежимов),таможенногоконтроляитаможенногооформлениятоваровитранспортныхсредств,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРоссийскойФедерации,обложениятаможеннымиплатежамииихуплаты,предоставлениятаможенныхльготипользованияими.Заэтидеяниязаконодательствомпредусматриваетсяответственность.
КаждоеизперечисленныхпосягательствнаустановленныйПорядок(вотдельностииливсовокупностидругсдругом)можетсодержатьпризнакправонарушения–объективнуюсторону.Приналичиидругихнеобходимыхпризнаковправонарушений-субъекта,объекта,субъективнойстороны–ониобразуютсоставынарушенийтаможенныхправил.
Объективнаясторонанарушениятаможенныхправилвыражаетсявсовершениипротивоправноговредногодлягосударстваилиобщественноопасногодействияилибездействия,квалифицированногокакадминистративноеправонарушение.
Вредноеилиобщественноопасноенарушениетаможенныхправилможетвыражатьсявсовершениикаких-либоактивныхдействийиливпассивномповедении–воздержанииоттехилииныхдействий,которыеучастникВЭДобязансовершить.
Примерамипротивоправныхнарушенийтаможенныхправил,совершенныхпутемактивныхдействий,могутбытьфактывоспрепятствованиядоступудолжностноголицатаможенногоорганаРФнатерриториюиливпомещениедляпроведениятаможенногоконтроля;сокрытиеоттаможенногоконтролятоваров,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРФ;перемещениетоваровитранспортныхсредствчерезтаможеннуюграницуРФсобманнымиспользованиемдокументовилисредствидентификацииидр.
ПримеромпротивоправногобездействияучастникаВЭД,признаваемогонарушениемтаможенныхправил,являетсянеуведомлениетаможенногоорганаприввозетоваровитранспортныхсредствопересечениитаможеннойграницыРоссийскойФедерации;неуведомлениеилинедостоверноеуведомлениеонамерениивывезтитоварыитранспортныесредствазапределытаможеннойтерриторииРоссийскойФедерации;предоставлениенедействительныхдокументовдлявыпускатоваровдоподачитаможеннойдекларации(ст.16.17.КоАП).
Различиемеждуадминистративнымправонарушениемипреступлениемзаключаетсявразличиистепениобщественнойопасностикаждогоизних.Приэтомважноподчеркнуть,чтоэторазличиенетолькоколичественное,ноикачественное,чтопредопределяетпринципиальноразличныйхарактерюридическойответственностизакаждыйизвидовправонарушенийпороссийскомузаконодательству.
Непосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправилявляются:во-первых,порядокперемещениячерезтаможеннуюграницутоваровитранспортныхсредств(включаяприменениетаможенныхрежимов);во-вторых,порядоктаможенногооформленияитаможенногоконтролятакихтоваровитранспортныхсредств;в-третьих,порядокихобложениятаможеннымиплатежамииихуплаты;в-четвертых,порядокпредоставлениятаможенныхльготипользованияими.
СубъектамиНТПиответственностизанарушениятаможенныхправилмогутбытькакроссийские,такииностранныелица:
юридическиелица-участникиВЭД,предприятия,учреждения,организации,фирмыит.п.,атакжелица,занимающиесяпредпринимательскойдеятельностьюбезобразованияюридическоголица;
физическиелица-участникиВЭД;
должностныелицагосударственныхорганов,втомчислеитаможенныхорганов.
Юридическиелица,вотличиеотфизическихидолжностныхлиц(которыемогутбытьпривлеченыкответственностизанарушениетаможенныхправилприналичииумышленнойилинеосторожнойвины),привлекаютсякответственноститолькоприналичиипризнаковобъективнойстороны.
ВоеннослужащиеВооруженныхСилРФ,пограничныхивнутреннихвойск,иныхвоинскихформирований,предусмотренныхзаконодательнымиактамиРФ,лицарядовогоиначальствующегосоставаоргановвнутреннихделРФ,сотрудникиСлужбывнешнейразведкиРФ,ФедеральнойслужбыбезопасностиРФ,атакжепризванныенавоенныесборыгражданенесутответственностьзанарушениетаможенныхправилнаобщихоснованиях.
Вторуюкатегориюсубъектовнарушениятаможенныхправилобразуютдолжностныелицапредприятий,учрежденийиорганизаций,участвующихвовнешнеэкономическойдеятельности.Онимогутбытьпривлеченыкответственностизанарушениятаможенныхправилвтомслучае,есливихслужебныеобязанностивмоментсовершенияимиправонарушениявходилиобеспечениевыполнениятребованийактовзаконодательстваРФпотаможенномуделуимеждународныхдоговоровРФ,контрользаисполнениемкоторыхвозложеннатаможенныеорганыРФ.Приэтомответственностьдолжностныхлицзанарушениятаможенныхправилможетнаступитьнезависимоотпривлечениякответственностиихпредприятий,учрежденийиорганизаций.
Лишьвтомслучае,когдалицонаходилосьвусловияхдействительнонепреодолимойсилы(форс-мажорныхобстоятельствах)инесмогловыполнитьсвоиобязанностипоэтойпричине,оноосвобождаетсяотответственности.
Поднепреодолимойсилойпонимаетсячрезвычайноепосвоемухарактерусобытие,вредныепоследствиякоторогонемоглибытьпредотвращеныобязаннымлицомникакимидоступнымивданномконкретномслучаесредствами.Ктакимсобытиямотносятсяявлениястихийногохарактера:наводнение,шторм,землетрясение,пожарит.п.
Например,еслиабстрактноепредприятие,будучиучастникомвнешнеэкономическойдеятельности,несмоглодоставитьтоварыитранспортныесредствавсогласованноестаможенныморганомРФместовследствиепожараилинаводнения,ононеможетбытьпривлеченокадминистративнойответственностизасвоебездействие,посколькуоновызванонепреодолимойсилой.
Ксобытиямнепреодолимойсилыотносятсяитакиеслучаи,когданевыполнениеилиненадлежащеевыполнениетребованийиположенийтаможенногозаконодательстваобусловленонеправомерными,сточкизрениязаконодательстваРФ,действиямиоргановилидолжностныхлициностранногогосударства.Такиеслучаипредусмотренывст.70и91ТКТСионикасаютсярежимавременноговвоза(вывоза)товаровирежимапереработкитовароввнетаможеннойтерритории.
Говоряобадминистративнойответственностиюридическихлицзанарушениятаможенныхправилследуетподчеркнуть,чтовпроцессепроизводствапоэтимделамследуеткаждыйразточноустанавливатьдееспособностьиправоспособностьсоответствующихюридическихлиц,длячегонеобходимоистребоватьихуставирегистрационныедокументы.Этооченьважноделатьпотому,чтозанарушениятаможенныхправилподлежатадминистративнойответственностисамиюридическиелица,анеихпредставительстваифилиалы(обособленныеподразделения),которыеобладаютполнойдееспособностьюидействуют(вступаютвправоотношения)отимениипопоручениююридическоголица.
Согласноч.2ст.2.1КоАПРоссииюридическоелицопризнаетсявиновнымвсовершенииадминистративногоправонарушения,еслибудетустановлено,чтоунегоимеласьвозможностьдлясоблюденияправилинорм,занарушениекоторыхпредусмотренаадминистративнаяответственность,ноэтимлицомнебылипринятывсезависящиеотнегомерыпоихсоблюдению.
Вслучаях,когданарушениятаможенныхправилсовершеныдолжностнымилицамипредставительств,филиаловюридическихлиц,кответственностидолжныбытьпривлеченыюридическиелица,отимениипопоручениюкоторыхвыступалипредставительстваифилиалы.Это,разумеется,неисключаетвозможностипривлечениякадминистративнойответственностисамогонепосредственноговиновника-представителяюридическоголица.
Частью3статьи2.1КоАПРФустановлентакназываемыйпринцип"двусубъектной"ответственности.Заключаетсяонвтом,чтоназначениеадминистративногонаказанияюридическомулицунеосвобождаетотадминистративнойответственностизасовершенноенарушениевиновноефизическое(втомчислеидолжностное)лицо.Приэтомпривлечениекадминистративнойилиуголовнойответственностифизическоголицанеосвобождаетотадминистративнойответственностизаданноеправонарушениеюридическоелицо.Вместестем,возбуждениеуголовногоделавотношенииконкретногофизическоголицаисключаетвозможностьосуществлениявотношениенегоадминистративногопроизводствапоодномуитомужефактусовершенияпротивоправныхдействий.
Иностранныеграждане,лицабезгражданстваииностранныеюридическиелица,совершившиенатерриторииРоссийскойФедерацииадминистративныеправонарушения,втомчислевсферетаможенногодела,подлежатадминистративнойответственностинаобщихоснованиях.ПричемответственностьвсоответствииснормамиКоАПРФзасовершениенарушенийтаможенныхправилнаступаетидлялиц,накоторыхраспространяетсядействиедисциплинарныхуставовилиспециальныхположенийодисциплине.
Двухсубъектнаяответственностьзанарушениятаможенныхправилпрактическиможетнаступитьтолькозанарушениявовнешнеторговомобороте,когдатоварыперемещаютсядлякоммерческихилииныхпроизводственныхцелейфирмамиидругимипредприятиямииорганизациями,атакжепредпринимателями,выступающимивовнешнейторговлебезобразованияюридическоголица(например,недекларированиеперемещаемогочерезтаможеннуюграницуРФтоваралицом,котороеобязановсилуслужебныхполномочийилипоручениясовершатьуказанныедействия).Втакихслучаяхадминистративнойответственностизанарушениетаможенныхправилподлежитнетолькосотрудникюридическоголица,ноисамоучреждение,организацияипредприятие,т.е.юридическоелицо,пополномочиюкоторогодействовалофизическоелицо,допустившеенарушениетаможенныхправил.
Субъективнаясторонанарушениятаможенныхправилсостороныфизическихидолжностныхлицвыражаетсявпсихическомотношениисубъектаправонарушениякпротивоправномудействиюилибездействиюиегопоследствиям.Субъективноеотношениеможетбытьвдвухформах-вформеумыслаилинеосторожности.Умыселинеосторожность,такимобразом,являютсядвумяформамивинывнарушенияхтаможенныхправил.
Нарушениетаможенныхправилпризнаетсясовершеннымумышленно,еслилицо,егосовершившее,сознавалопротивоправныйхарактерсвоегодействияилибездействия,предвиделоеговредныепоследствияижелалоих(прямойумысел)илисознательнодопускалонаступлениеэтихпоследствий(косвенныйумысел).
Нарушениетаможенныхправилпризнаетсясовершеннымпонеосторожности,еслилицо,егосовершившее,предвиделовозможностьнаступлениявредныхпоследствийсвоегодействияилибездействия,нолегкомысленнорассчитывалонаихпредотвращение(проявлялоизлишнююсамонадеянность).
Неосторожноенарушениетаможенныхправилбудетивтомслучае,когданарушительтаможенныхправилнепредвиделвозможностинаступлениявредныхпоследствийсвоегодействияилибездействия,хотядолженбылимогэтопредвидеть(проявилнебрежность).
Прирассмотрениисубъективнойсторонынарушениятаможенныхправилфизическимиидолжностнымилицамивстаетвопросовозможномсостоянииневменяемости.Согласноэтойстатьелицоосвобождаетсяотответственностизанарушениетаможенныхправил,еслионосовершилоправонарушениевсостоянииневменяемости.
Подневменяемостьюпонимаетсятакоепсихическоесостояниесубъекта,прикоторомоннемогосознаватьзначениесвоихдействийилируководитьимивследствиехроническогопсихическогозаболевания,временногорасстройствапсихики,слабоумияилииногоболезненногопсихическогорасстройства.
Вменяемостьиневменяемость-понятияправовые,таккаквменяемостьявляетсяпредпосылкойвины,аневменяемостьисключаетадминистративнуюответственностьзанарушениятаможенныхправил.
Говоряобобщейхарактеристикенарушениятаможенныхправил,следуетотметить,чтоКоАПпредусматриваетвозможностьосвобожденияотответственностизанарушениетаможенныхправилпрималозначительностисовершенногонарушения.Вопросомалозначительностинарушениятаможенныхправилрешаетдолжностноелицотаможенныхоргановнаосновефактическихматериаловиобстоятельствдела.Здесьнеобходимоучитыватьхарактерсамогодеяния,обстановкуиусловияегосовершения,наличиеилиотсутствиевредныхпоследствий,незначительностьпричиненногоущерба,обстоятельства,смягчающиеиотягчающиеответственность,иряддругихфакторов.Нередкоэтотвопросможноправильнорешитьлишьсучетомвсейсовокупностиобъективныхисубъективныхобстоятельствиматериаловкаждогоконкретногодела.
Решениедолжностноголицатаможенногоорганаобосвобожденииправонарушителяотответственностивсвязисмалозначительностьюсовершенногонарушениятаможенныхправилдолжнобытьмотивировановпостановленииопрекращениипроизводстваподелу.
1.2Понятиеадминистративнойответственностизасовершениеадминистративныхправонарушенийвобластитаможенногодела
Подответственностьювширокомсмыслесловапонимается“категория,отражающаяобъективный,историческиконкретныйхарактервзаимоотношениймеждуличностью,коллективом,обществомсточкизренияосуществленияпредъявляемыхкнимвзаимныхтребований”.
Вюридическойнаукеподответственностьюпонимаетсяформавоздействияналицо,нарушившееустановленныеправилаинормы,выражающаясявобязанностилица,совершившегопротивоправныедействия,претерпетьопределенныенеблагоприятныепоследствия.
Отличительныйпризнакюридическойответственности–государственноепринуждениенарушителякисполнениютребованийправа.
Различаютчетыреосновныхвидаюридическойответственности,которыесоответствуютосновнымвидамправонарушений:
- уголовнаяответственность;
- административнаяответственность;
- дисциплинарнаяответственность;
- гражданско-правоваяответственность.
Основаниемадминистративнойответственностиконкретноголицаявляетсясовершениеимдеяния,содержащеговсепризнакисоставаадминистративногоправонарушения.
Административнуюответственностьзаправонарушениявобластитаможенногоделаможноопределитькакформувоздействиягосударстваналицо,совершившеедеяние,обладающеевсемипризнакамисоставаадминистративногоправонарушения,посягающеенаустановленныйзаконодательствомРФпорядокперемещения(включаяприменениетаможенныхрежимов),таможенногоконтроляитаможенногооформлениятоваровитранспортныхсредств,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРФ,обложениятаможеннымиплатежамииихуплаты,предоставлениятаможенныхльготипользованияими,выражающуюсяввозложениинанарушителяобязанностипретерпетьопределенныенеблагоприятныепоследствия.
2ПОНЯТИЕИВИДЫАДМИНИСТРАТИВНЫХВЗЫСКАНИЙЗАНАРУШЕНИЯТАМОЖЕННЫХПРАВИЛ.ПРИНЦИПНАЗНАЧЕНИЯАДМИНИСТРАТИВНОГОНАКАЗАНИЯЗАНАРУШЕНИЕТАМОЖЕННЫХПРАВИЛ
2.1Понятиеивидыадминистративныхвзысканийзанарушениятаможенныхправил
Административныевзысканиязанарушениятаможенныхправил-этомерыответственностизатаможенныеправонарушения.Ониприменяютсятаможеннымиорганами(должностнымилицамитаможенныхорганов)иобладаютрядомобщиххарактерныхпризнаков.
Во-первых,административныевзысканиязанарушениятаможенныхправилвсегдавыражаютреакциюгосударстванаправонарушениеввидеотрицательнойоценки,каксовершенногоправонарушения,такисамогоправонарушителя.
Этаоценкадана,преждевсего,внормезакона,априееприменениионаотражаетсявопределенномуправленческомрешениитаможенногооргана(должностноголица),выступающегоотименигосударстваинаделенноговнеобходимыхслучаяхправомнагосударственноепринуждение.Государственноепринуждениенеможетбытьинеявляетсяединственнымсредствомобеспеченияисполненияправовыхнорм,нотам,гдетакаясилаотсутствует,тамвообщенетсамогоправа,реальногоисполненияправовыхнорм.
Во-вторых,административно-правовыевзысканиязанарушениятаможенныхправилпосвоейсоциальнойсущностиисодержаниюпредставляютсобоймерыпринуждения,причиняющиевиновномуопределенныелишенияистрадания.
В-третьих,содержитсяисчерпывающийпереченьвзысканийзанарушениятаможенныхправил.Другиевзыскания,крометех,которыепредусмотренывКоАП,должностныелицатаможенныхоргановприменятьнемогут.Указанныйпереченьвзысканийзанарушениятаможенныхправилвключаетразличныепохарактеруитяжестисанкции,отражающиеразличныйхарактеристепеньобщественнойопасностинарушенийтаможенныхправил,предусмотренныхвКоАП.
Вст.3.2КоАПРоссииприведенисчерпывающийпереченьнаказаний,состоящийизвосьмивидов.
1)предупреждение;
2)административныйштраф;
3)возмездноеизъятиеорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения;
4)конфискацияорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения;
5)лишениеспециальногоправа,предоставленногофизическомулицу;
6)административныйарест;
7)административноевыдворениезапределыРоссийскойФедерациииностранногогражданинаилилицабезгражданства;
8)дисквалификация.
Занарушениетаможенныхправилвзависимостиотформулировкисанкцииконкретнойстатьимогутбытьназначенынаказанияисключительноввидепредупреждения,административногоштрафаиконфискацииорудиясовершенияилипредметаправонарушения.
НеобходимообратитьвниманиенаизменениепонятийногоаппаратаКоАПРоссиипосравнениюсТКТС:понятие“орудиесовершенияадминистративногоправонарушения”объединяетвсебетакиепонятиякак“транспортныесредства,накоторыхперевозилисьтовары,являющиесяпредметамиправонарушения”и“товарыитранспортныесредства,соспециальноизготовленнымитайниками,использованнымидляперемещениячерезтаможеннуюграницуРФссокрытиемпредметовправонарушения”.
Предупреждениеиадминистративныйштрафотносятсяккатегориитакназываемыхосновныхнаказаний,втовремякакконфискацияможетустанавливатьсяиприменятьсявкачествекакосновного,такидополнительногонаказания.Засовершениенарушенийтаможенныхправилтаможенныеорганымогутсамостоятельнопринятьрешениеопривлечениикответственностииназначенииадминистративныхнаказанийтольковвидепредупрежденияиштрафа.Решениеоконфискациивсегдапринимаетсясудом.
Штраф,исчисляемыйисходяизстоимостипредметаадминистративногоправонарушения,установлензанаиболееопасныенарушения.Помногимженарушениямтаможенныхправилштрафныесанкцииисчисляютсяисходяизминимальногоразмераоплатытруда.
Административныйштраф,пообщемуправилу,долженбытьуплаченлицом,привлеченнымкответственности,непозднеетридцатиднейсоднявступлениявынесенногопостановленияоназначениинаказаниявзаконнуюсилу.Приэтомсоответствующаясуммавноситсяилиперечисляетсявбанкилиинуюкредитнуюорганизацию.Вслучаенеуплатыштрафавустановленныйсроквиновноелицоможетбытьпривлеченокответственностипочасти1статьи20.25КоАПРФ.
Неявляетсяконфискациейизъятиеизнезаконноговладениялица,совершившегоправонарушение,орудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения:
- подлежащихвсоответствиисфедеральнымзакономвозвращениюихзаконномусобственнику;
- изъятыхизобороталибонаходившихсявпротивоправномвладениилица,совершившегоадминистративноеправонарушение,поинымпричинаминаэтомоснованииподлежащихобращениювсобственностьгосударстваилиуничтожению.
ВсоответствиистребованиямиКоАПРФадминистративноенаказаниеможетбытьназначенотольковустановленныхзакономпределах(наказаниевразмере"ниженизшего"пределасанкцииневозможно),приэтомниктонеможетнестиответственностьдваждызаодноитожеадминистративноеправонарушение.
Назначениеадминистративногонаказаниянеосвобождаетлицоотисполненияобязанности,занеисполнениекоторойлицопривлеченокответственности(кпримеру,обязанностьпоуплатетаможенныхплатежей,производствутаможенногооформлениятоваровидр.).
Присовершениилицомнесколькихадминистративныхправонарушенийнаказаниеназначаетсязакаждоевотдельности.Вместестем,вотдельныхслучаях(когдасовершаетсяоднопротивоправноедействие,бездействие,содержащеесразунесколькосоставовправонарушений,рассмотрениеделпокоторымподведомственноодномуитомужесудье,органу,должностномулицу)возможнодействиепринципапоглощенияменеестрогогонаказанияболеестрогим.Занарушениятаможенныхправилтакимобразомможетпоглощатьсяосновноенаказаниеввидештрафа,приэтомвзависимостиотформулировоксоответствующихсанкциймогутбытьназначеныдополнительныеадминистративныенаказания(конфискация).
Примеромподобнойситуацииможетявлятьсязаявлениедекларантомлиботаможеннымброкером(представителем)придекларированиинедостоверныхсведенийотоварах,еслитакиесведенияпослужилиодновременнооснованиемдляосвобожденияотуплатытаможенныхпошлин,налоговинеприменениязапретови(или)ограничений,установленныхвсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерацииогосударственномрегулированиивнешнеторговойдеятельности(части2и3статьи16.2КоАПРФ).
Однимизнаиболеемягкихвидовадминистративноговзыскания,применяемогозанарушениятаможенныхправил,являетсяпредупреждение.Ононепосредственнонаправленоналичностьправонарушителя,егоприменениеимеет,восновном,моральныйхарактеринесвязаносограничениемкаких-либоправвиновноголица.
Подпредупреждениемпонимаетсямераадминистративногонаказания,выраженнаявофициальномпорицаниифизическогоилиюридическоголица,котораявыноситсявписьменнойформе(ст.3.4КоАПРоссии).
Напрактикепредупреждениеприменяетсявслучаесовершениянезначительныхтаможенныхпроступковивотношениилиц,впервыеилипонеосторожностисовершающихнарушениятаможенныхправил.
Этамеравзысканиявыноситсявписьменнойформеидолжнаоформлятьсяпостановлениемполномочногооргана(должностноголица).
Вторымвидомвзысканиязанарушениетаможенныхправилявляетсяадминистративныйштраф,возможностьприменениякоторогопредусмотренапочтивовсехстатьяхКоАП,устанавливающихответственностьзанарушениятаможенныхправил.
Административныйштраф-мераответственностиимущественногохарактера,являетсяденежнымвзысканиемивыражаетсявполученииснарушителявдоходгосударстваопределеннойсуммыденежныхсредств.
Вместопонятия“штраф”законодательпользуетсяпонятием“административныйштраф”,подчеркиваятемсамымегоотличиеотштрафа,назначаемоговкачествеуголовногонаказания.
Приопределениивидовштрафаиегоразмеровтаможенноезаконодательствоучитываетспецификуотдельныхвидовнарушениятаможенныхправил,особенностьэтихдеянийсточкизрениявсехэлементовсоставовправонарушений,причиняющихущербэкономическиминтересамгосударства.
Такможет,применяетсянескольковидовадминистративногоштрафа.
Во-первых,административныйштрафопределяетсяприменительнокминимальномумесячномуразмеруоплатытруда.Максимальныйразмертакогоштрафаравен5млн.,аминимальный–3тысячирублей.
Вбольшинствесоставовнарушенийтаможенныхправилонисчисляется,исходяизминимальнойоплатытруданаденьсовершенияправонарушения,аеслитакойденьневозможноустановить-наденьобнаруженияправонарушения.
Во-вторых,административныйштрафзанарушениетаможенныхправилопределенввидесуммыначисленийвпроцентномотношении,исходяизстоимоститоваровитранспортасредств,подкоторойпонимаетсяихсвободная(рыночная)ценанаденьобнаруженияправонарушения.
В-третьих,внекоторыхстатьяхштрафустанавливаетсяотдельнокакдляфизическихлиц,такидляюридическихлицивтомчиследлядолжностныхлиц.
Штрафвовсехслучаяхможетбытьназначентольковкачествеосновногонаказания.Должностнымлицамтаможенныхоргановпредоставленоправоопределятьразмерштрафасучетомконкретныхобстоятельствиматериаловтогоилииногодела.
КоАПРоссиинесодержиттакойвидадминистративногонаказания,каквзысканиестоимоститоваровитранспортныхсредств,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил,товаровитранспортныхсредствсоспециальноизготовленнымитайниками,использованнымидляперемещениячерезтаможеннуюграницуРФссокрытиемпредметов,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил.
Взысканиестоимоститоваровитранспортныхсредств,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил,товаровитранспортныхсредствсоспециальноизготовленнымитайниками,использованнымидляперемещениячерезтаможеннуюграницуРоссийскойФедерацииссокрытиемпредметов,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил,выражалосьвпринудительномизъятииденежнойсуммы,составляющейсвободную(рыночную)ценутакихтоваровитранспортныхсредствнаденьобнаруженияправонарушенияирассматривалоськакальтернативаконфискациитоваров.
Вомногихслучаяхвзысканиестоимоститоваровприменялось,когдасрокналожениявзысканияввидештрафакмоментурассмотренияделаоНТПистек.УстановлениеКоАПРоссииединогосрокадляназначениявсехвидовадминистративныхнаказанийсделалонецелесообразнымсуществованиетакоговиданаказания,каквзысканиестоимоститоваров.
Изучениепрактическихматериаловтаможенныхоргановсвидетельствуетотом,чтонередковстречаютсяслучаи,когдатовары,транспортныесредстваииныепредметы,вотношениикоторыхвынесенопостановлениеоконфискации,дообращенияпостановлениякисполнениюсразрешениявышестоящеготаможенногоорганавыкупаютсялицом,укоторогоонибылиизъятыподвойнойстоимостиэтихпредмет
Исключениеизперечняадминистративныхнаказанийтакоговида,какотзывлицензиииликвалификационногоаттестата,выданныхтаможенныморганомРФнаосуществлениеопределенныхвидовдеятельности,предусмотренныхнастоящимКодексом,напротив,являетсяошибкойзаконодателя.Так,замногократныенарушения,совершаемыевладельцемскладавременногохранения,могутбытьназначенылишьадминистративныйштрафиконфискациятоваров.
КоАПРоссиисохраняетсистемуделенияадминистративныхнаказанийнаосновныеидополнительные.Дополнительноенаказаниеможетноситьобязательныйинеобязательныйхарактер.Впоследнемслучаедолжностноелицотаможенногооргана,рассматривающегоделообадминистративномправонарушении,имеетправо,руководствуясьсвоимвнутреннимубеждением,применитьдополнительноенаказаниеилинеприменятьего.
Основныенаказания,всвоюочередь,могутбытьсформулированыкакальтернативныеибезальтернативные.Вданномслучаедолжностноелицотаможенногооргана,нарассмотрениикоторогонаходитсяделообадминистративномправонарушении,можетвыбрать,какоеименноприменитьнаказаниеизпредложенныхсанкциейстатьи.
ТаможенныйкодексТСпредусматривалвозможностьальтернативынетолькоосновных,ноидополнительныхвзысканий.
КоАПРоссиизначительносократилвыбормеждутемилиинымвидомадминистративногонаказания,чтоможетрассматриватьсякакспозитивнойстороны(устранениененужногоделенияконфискациинавидыпопризнакупредмета,исключениеизперечняадминистративныхнаказанийвзысканиястоимости,ставшегонецелесообразным),такиснегативной(исключениеизперечняадминистративныхнаказанийотзывалицензиииликвалификационногоаттестата,чторанееявлялосьдейственноймеройвоздействия).
2.2Принципназначенияадминистративногонаказаниязанарушениетаможенныхправил
Глава4КодексаРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушенияхустанавливаетправиланазначениянаказанийзасовершениеадминистративныхправонарушенийвобластитаможенногодела.
Преждевсего–этопределыназначенияадминистративногонаказания.Применительнокнаказаниям,которыемогутбытьназначенызасовершениенарушениятаможенныхправилктакимвидамадминистративныхнаказаний,как“административныйштраф”и“конфискация”.
Согласноч.2ич.3ст.3.5КоАПРоссиипределыназначенияадминистративногоштрафаопределяютсяследующимобразомдлягражданвразмере,непревышающемпятитысячрублей;длядолжностныхлиц-пятидесятитысячрублей;дляюридическихлиц-одногомиллионарублей
КодексРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушенияхвводитинститутединогосрокадавностипривлечениякответственностидлявсехвидовадминистративныхнаказаний.
Согласночч.1и2КоАПРоссиипостановлениеподелуобадминистративномправонарушениивобластитаможенногоделанеможетбытьвынесенопоистеченииодногогодасоднясовершенияадминистративногоправонарушения(дляоконченныхсоставов),годасодняобнаруженияадминистративногоправонарушения(длядлящихсясоставов).
ТаможеннымкодексомТСсрокналожениявзысканийустанавливалсялишьдлятрехвидов:предупреждение,штраф,отзывлицензиииквалификационногоаттестатаисоставлялвслучаепривлеченияфизическогоилидолжностноголицадвамесяца,авслучаепривлечениялица,осуществляющегопредпринимательскуюдеятельностьбезобразованияюридическоголица,июридическоголица–шестьмесяцевсодняобнаруженияправонарушения.
Такоеправилозачастуюухудшалоположениефизическихлиц,совершившихнарушениятаможенныхправил,есликмоментурассмотренияделадвухмесячныйсрокналожениявзысканияввидештрафаистек.Вэтомслучаеприменялосьвзысканиестоимоститоваровитранспортныхсредств,являвшихсянепосредственнымиобъектамиправонарушения,которое,будучинеделимойсанкцией,непозволялоприменитьст.239ТКТСиназначитьвзысканиениженизшегопредела,чемустановленоКодексом,либоприменяласьконфискациятоваров.
Крометого,столькороткийсрокналожениявзыскания(двамесяца)позволялфизическимлицам,намеренноуклоняющимсяотявкивтаможенныеорганыидачиобъясненийподелу,уходитьотответственностизасовершениеправонарушений,предусмотренныхрядомстатейТКТС,ответственностьзасовершениекоторыхустановленатольковвидештрафа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вработепроанализированынаиболееважныевопросыобадминистративнойответственностизаправонарушениявобластитаможенногоделаиназначенияадминистративногонаказаниязаихсовершение.Наоснованиипроведенногоисследованияможносделатьвыводотом,чтонормы,регламентирующиеответственностьзасовершениеадминистративныхправонарушенийвобластитаможенногоделаиправиланазначениянаказаниянасегодняшнийденьнуждаетсявдоработке,прикоторойдолжнабытьпоставленаточкаврешенииданныхпроблем.
Длявыявлениявсехпроблем,связанныхспривлечениемкответственностизасовершениеадминистративныхправонарушенийвсферетаможенногодела(нарушенийтаможенныхправил),ипоискавозможныхпутейихрешениятребуетсяболеедетальноеизучениеданнойтемы.ДаннаяработаможетрассматриватьсякакшагвнаправленииисследованиянормКоАПРоссии,посвященныхдеятельноститаможенныхоргановпоборьбесправонарушениямивсферетаможенногоделаипрактикеихприменениявусловияхпереходаотТаможенногокодексаТСкКодексуРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушениях.
Важнейшаярольвделеобеспеченияэкономическихинтересовгосударствапринадлежиттаможеннойслужбе-одномуизбазовыхинститутовэкономики.Участвуяврегулированиивнешнеторговогооборотаиосуществляяфискальнуюфункцию,таможеннаяслужбарегулярнопополняетгосударственныйбюджетитемсамымспособствуетрешениюэкономическихпроблем.
Путемразумныхпротекционистскихмертаможеннаяслужбаоберегаетнациональнуюпромышленность.
ОдноизнаиболееважныхстратегическихнаправленийсовершенствованиядеятельноститаможенныхоргановРоссийскойФедерациивнастоящеевремязаключаетсяввыявленииипресеченииэкономическихпреступленийиправонарушенийвтаможеннойсфере.
Борьбасадминистративнымиправонарушениями,вчастности–вобластитаможенногодела(нарушениямитаможенныхправил),являетсяоднимизважнейшихнаправленийвправоохранительнойдеятельностигосударства.Присовершениитаможенныхправонарушенийнаноситсявредэкономическиминтересамгосударства,чтонедопустимодлянормальногоразвитияроссийскойэкономики.Длязащитыэкономическойбезопасностигосударстванеобходимопресечениесовершаемыхиготовящихсяксовершениютаможенныхправонарушенийипривлечениекответственностилиц,ихсовершивших.Количествосовершаемыхтаможенныхправонарушенийвгоддостаточновеликои,уженапротяжениинесколькихлет,держитсяпримернонаодномуровне.Вгодвыявляетсяболее2000случаевнарушенийтаможенныхправилюридическимиифизическимилицами,чтообосновывалосуществованиевТаможенномкодексецелогораздела,посвященноготаможеннымправонарушениямипроизводствуподеламоних.
Объектомисследованияявляетсяправоотношения,затрагивающиенепосредственнонарушениепорядкаперемещениятоваровитранспортныхсредствчерезтаможеннуютерриториюРФ,атакжетаможенногоконтроляитаможенногооформления.
Предметомисследованияявляютсянормативно-правовыеакты,регулирующиеданныеправоотношения:КодексРФобадминистративныхправонарушениях,ТКТС.
Основнойцельюработыявляетсяизучениепонятиянарушениятаможенныхправил,атакжеответственностьзаихнарушение.
Длядостиженияпоставленнойцелинеобходиморешитьследующиезадачи:
-изучитьпонятиенарушениетаможенныхправил;
-раскрытьосновныевидыадминистративныхвзысканийзанарушениятаможенныхправил;
-выяснитьпринципыназначенияадминистративногонаказаниязанарушениетаможенныхправил.
1СУЩНОСТЬНАРУШЕНИЯТАМОЖЕННЫХПРАВИЛ
1.1Понятиенарушениятаможенныхправил
Всоответствиисроссийскимзаконодательствомнарушениемтаможенныхправилпризнаетсяпротивоправноедействиелибобездействиелица,посягающеенапорядокперемещения(включаяприменениетаможенныхрежимов),таможенногоконтроляитаможенногооформлениятоваровитранспортныхсредств,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРоссийскойФедерации,обложениятаможеннымиплатежамииихуплаты,предоставлениятаможенныхльготипользованияими.Заэтидеяниязаконодательствомпредусматриваетсяответственность.
КаждоеизперечисленныхпосягательствнаустановленныйПорядок(вотдельностииливсовокупностидругсдругом)можетсодержатьпризнакправонарушения–объективнуюсторону.Приналичиидругихнеобходимыхпризнаковправонарушений-субъекта,объекта,субъективнойстороны–ониобразуютсоставынарушенийтаможенныхправил.
Объективнаясторонанарушениятаможенныхправилвыражаетсявсовершениипротивоправноговредногодлягосударстваилиобщественноопасногодействияилибездействия,квалифицированногокакадминистративноеправонарушение.
Вредноеилиобщественноопасноенарушениетаможенныхправилможетвыражатьсявсовершениикаких-либоактивныхдействийиливпассивномповедении–воздержанииоттехилииныхдействий,которыеучастникВЭДобязансовершить.
Примерамипротивоправныхнарушенийтаможенныхправил,совершенныхпутемактивныхдействий,могутбытьфактывоспрепятствованиядоступудолжностноголицатаможенногоорганаРФнатерриториюиливпомещениедляпроведениятаможенногоконтроля;сокрытиеоттаможенногоконтролятоваров,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРФ;перемещениетоваровитранспортныхсредствчерезтаможеннуюграницуРФсобманнымиспользованиемдокументовилисредствидентификацииидр.
ПримеромпротивоправногобездействияучастникаВЭД,признаваемогонарушениемтаможенныхправил,являетсянеуведомлениетаможенногоорганаприввозетоваровитранспортныхсредствопересечениитаможеннойграницыРоссийскойФедерации;неуведомлениеилинедостоверноеуведомлениеонамерениивывезтитоварыитранспортныесредствазапределытаможеннойтерриторииРоссийскойФедерации;предоставлениенедействительныхдокументовдлявыпускатоваровдоподачитаможеннойдекларации(ст.16.17.КоАП).
Различиемеждуадминистративнымправонарушениемипреступлениемзаключаетсявразличиистепениобщественнойопасностикаждогоизних.Приэтомважноподчеркнуть,чтоэторазличиенетолькоколичественное,ноикачественное,чтопредопределяетпринципиальноразличныйхарактерюридическойответственностизакаждыйизвидовправонарушенийпороссийскомузаконодательству.
Непосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправилявляются:во-первых,порядокперемещениячерезтаможеннуюграницутоваровитранспортныхсредств(включаяприменениетаможенныхрежимов);во-вторых,порядоктаможенногооформленияитаможенногоконтролятакихтоваровитранспортныхсредств;в-третьих,порядокихобложениятаможеннымиплатежамииихуплаты;в-четвертых,порядокпредоставлениятаможенныхльготипользованияими.
СубъектамиНТПиответственностизанарушениятаможенныхправилмогутбытькакроссийские,такииностранныелица:
юридическиелица-участникиВЭД,предприятия,учреждения,организации,фирмыит.п.,атакжелица,занимающиесяпредпринимательскойдеятельностьюбезобразованияюридическоголица;
физическиелица-участникиВЭД;
должностныелицагосударственныхорганов,втомчислеитаможенныхорганов.
Юридическиелица,вотличиеотфизическихидолжностныхлиц(которыемогутбытьпривлеченыкответственностизанарушениетаможенныхправилприналичииумышленнойилинеосторожнойвины),привлекаютсякответственноститолькоприналичиипризнаковобъективнойстороны.
ВоеннослужащиеВооруженныхСилРФ,пограничныхивнутреннихвойск,иныхвоинскихформирований,предусмотренныхзаконодательнымиактамиРФ,лицарядовогоиначальствующегосоставаоргановвнутреннихделРФ,сотрудникиСлужбывнешнейразведкиРФ,ФедеральнойслужбыбезопасностиРФ,атакжепризванныенавоенныесборыгражданенесутответственностьзанарушениетаможенныхправилнаобщихоснованиях.
Вторуюкатегориюсубъектовнарушениятаможенныхправилобразуютдолжностныелицапредприятий,учрежденийиорганизаций,участвующихвовнешнеэкономическойдеятельности.Онимогутбытьпривлеченыкответственностизанарушениятаможенныхправилвтомслучае,есливихслужебныеобязанностивмоментсовершенияимиправонарушениявходилиобеспечениевыполнениятребованийактовзаконодательстваРФпотаможенномуделуимеждународныхдоговоровРФ,контрользаисполнениемкоторыхвозложеннатаможенныеорганыРФ.Приэтомответственностьдолжностныхлицзанарушениятаможенныхправилможетнаступитьнезависимоотпривлечениякответственностиихпредприятий,учрежденийиорганизаций.
Лишьвтомслучае,когдалицонаходилосьвусловияхдействительнонепреодолимойсилы(форс-мажорныхобстоятельствах)инесмогловыполнитьсвоиобязанностипоэтойпричине,оноосвобождаетсяотответственности.
Поднепреодолимойсилойпонимаетсячрезвычайноепосвоемухарактерусобытие,вредныепоследствиякоторогонемоглибытьпредотвращеныобязаннымлицомникакимидоступнымивданномконкретномслучаесредствами.Ктакимсобытиямотносятсяявлениястихийногохарактера:наводнение,шторм,землетрясение,пожарит.п.
Например,еслиабстрактноепредприятие,будучиучастникомвнешнеэкономическойдеятельности,несмоглодоставитьтоварыитранспортныесредствавсогласованноестаможенныморганомРФместовследствиепожараилинаводнения,ононеможетбытьпривлеченокадминистративнойответственностизасвоебездействие,посколькуоновызванонепреодолимойсилой.
Ксобытиямнепреодолимойсилыотносятсяитакиеслучаи,когданевыполнениеилиненадлежащеевыполнениетребованийиположенийтаможенногозаконодательстваобусловленонеправомерными,сточкизрениязаконодательстваРФ,действиямиоргановилидолжностныхлициностранногогосударства.Такиеслучаипредусмотренывст.70и91ТКТСионикасаютсярежимавременноговвоза(вывоза)товаровирежимапереработкитовароввнетаможеннойтерритории.
Говоряобадминистративнойответственностиюридическихлицзанарушениятаможенныхправилследуетподчеркнуть,чтовпроцессепроизводствапоэтимделамследуеткаждыйразточноустанавливатьдееспособностьиправоспособностьсоответствующихюридическихлиц,длячегонеобходимоистребоватьихуставирегистрационныедокументы.Этооченьважноделатьпотому,чтозанарушениятаможенныхправилподлежатадминистративнойответственностисамиюридическиелица,анеихпредставительстваифилиалы(обособленныеподразделения),которыеобладаютполнойдееспособностьюидействуют(вступаютвправоотношения)отимениипопоручениююридическоголица.
Согласноч.2ст.2.1КоАПРоссииюридическоелицопризнаетсявиновнымвсовершенииадминистративногоправонарушения,еслибудетустановлено,чтоунегоимеласьвозможностьдлясоблюденияправилинорм,занарушениекоторыхпредусмотренаадминистративнаяответственность,ноэтимлицомнебылипринятывсезависящиеотнегомерыпоихсоблюдению.
Вслучаях,когданарушениятаможенныхправилсовершеныдолжностнымилицамипредставительств,филиаловюридическихлиц,кответственностидолжныбытьпривлеченыюридическиелица,отимениипопоручениюкоторыхвыступалипредставительстваифилиалы.Это,разумеется,неисключаетвозможностипривлечениякадминистративнойответственностисамогонепосредственноговиновника-представителяюридическоголица.
Частью3статьи2.1КоАПРФустановлентакназываемыйпринцип"двусубъектной"ответственности.Заключаетсяонвтом,чтоназначениеадминистративногонаказанияюридическомулицунеосвобождаетотадминистративнойответственностизасовершенноенарушениевиновноефизическое(втомчислеидолжностное)лицо.Приэтомпривлечениекадминистративнойилиуголовнойответственностифизическоголицанеосвобождаетотадминистративнойответственностизаданноеправонарушениеюридическоелицо.Вместестем,возбуждениеуголовногоделавотношенииконкретногофизическоголицаисключаетвозможностьосуществлениявотношениенегоадминистративногопроизводствапоодномуитомужефактусовершенияпротивоправныхдействий.
Иностранныеграждане,лицабезгражданстваииностранныеюридическиелица,совершившиенатерриторииРоссийскойФедерацииадминистративныеправонарушения,втомчислевсферетаможенногодела,подлежатадминистративнойответственностинаобщихоснованиях.ПричемответственностьвсоответствииснормамиКоАПРФзасовершениенарушенийтаможенныхправилнаступаетидлялиц,накоторыхраспространяетсядействиедисциплинарныхуставовилиспециальныхположенийодисциплине.
Двухсубъектнаяответственностьзанарушениятаможенныхправилпрактическиможетнаступитьтолькозанарушениявовнешнеторговомобороте,когдатоварыперемещаютсядлякоммерческихилииныхпроизводственныхцелейфирмамиидругимипредприятиямииорганизациями,атакжепредпринимателями,выступающимивовнешнейторговлебезобразованияюридическоголица(например,недекларированиеперемещаемогочерезтаможеннуюграницуРФтоваралицом,котороеобязановсилуслужебныхполномочийилипоручениясовершатьуказанныедействия).Втакихслучаяхадминистративнойответственностизанарушениетаможенныхправилподлежитнетолькосотрудникюридическоголица,ноисамоучреждение,организацияипредприятие,т.е.юридическоелицо,пополномочиюкоторогодействовалофизическоелицо,допустившеенарушениетаможенныхправил.
Субъективнаясторонанарушениятаможенныхправилсостороныфизическихидолжностныхлицвыражаетсявпсихическомотношениисубъектаправонарушениякпротивоправномудействиюилибездействиюиегопоследствиям.Субъективноеотношениеможетбытьвдвухформах-вформеумыслаилинеосторожности.Умыселинеосторожность,такимобразом,являютсядвумяформамивинывнарушенияхтаможенныхправил.
Нарушениетаможенныхправилпризнаетсясовершеннымумышленно,еслилицо,егосовершившее,сознавалопротивоправныйхарактерсвоегодействияилибездействия,предвиделоеговредныепоследствияижелалоих(прямойумысел)илисознательнодопускалонаступлениеэтихпоследствий(косвенныйумысел).
Нарушениетаможенныхправилпризнаетсясовершеннымпонеосторожности,еслилицо,егосовершившее,предвиделовозможностьнаступлениявредныхпоследствийсвоегодействияилибездействия,нолегкомысленнорассчитывалонаихпредотвращение(проявлялоизлишнююсамонадеянность).
Неосторожноенарушениетаможенныхправилбудетивтомслучае,когданарушительтаможенныхправилнепредвиделвозможностинаступлениявредныхпоследствийсвоегодействияилибездействия,хотядолженбылимогэтопредвидеть(проявилнебрежность).
Прирассмотрениисубъективнойсторонынарушениятаможенныхправилфизическимиидолжностнымилицамивстаетвопросовозможномсостоянииневменяемости.Согласноэтойстатьелицоосвобождаетсяотответственностизанарушениетаможенныхправил,еслионосовершилоправонарушениевсостоянииневменяемости.
Подневменяемостьюпонимаетсятакоепсихическоесостояниесубъекта,прикоторомоннемогосознаватьзначениесвоихдействийилируководитьимивследствиехроническогопсихическогозаболевания,временногорасстройствапсихики,слабоумияилииногоболезненногопсихическогорасстройства.
Вменяемостьиневменяемость-понятияправовые,таккаквменяемостьявляетсяпредпосылкойвины,аневменяемостьисключаетадминистративнуюответственностьзанарушениятаможенныхправил.
Говоряобобщейхарактеристикенарушениятаможенныхправил,следуетотметить,чтоКоАПпредусматриваетвозможностьосвобожденияотответственностизанарушениетаможенныхправилпрималозначительностисовершенногонарушения.Вопросомалозначительностинарушениятаможенныхправилрешаетдолжностноелицотаможенныхоргановнаосновефактическихматериаловиобстоятельствдела.Здесьнеобходимоучитыватьхарактерсамогодеяния,обстановкуиусловияегосовершения,наличиеилиотсутствиевредныхпоследствий,незначительностьпричиненногоущерба,обстоятельства,смягчающиеиотягчающиеответственность,иряддругихфакторов.Нередкоэтотвопросможноправильнорешитьлишьсучетомвсейсовокупностиобъективныхисубъективныхобстоятельствиматериаловкаждогоконкретногодела.
Решениедолжностноголицатаможенногоорганаобосвобожденииправонарушителяотответственностивсвязисмалозначительностьюсовершенногонарушениятаможенныхправилдолжнобытьмотивировановпостановленииопрекращениипроизводстваподелу.
1.2Понятиеадминистративнойответственностизасовершениеадминистративныхправонарушенийвобластитаможенногодела
Подответственностьювширокомсмыслесловапонимается“категория,отражающаяобъективный,историческиконкретныйхарактервзаимоотношениймеждуличностью,коллективом,обществомсточкизренияосуществленияпредъявляемыхкнимвзаимныхтребований”.
Вюридическойнаукеподответственностьюпонимаетсяформавоздействияналицо,нарушившееустановленныеправилаинормы,выражающаясявобязанностилица,совершившегопротивоправныедействия,претерпетьопределенныенеблагоприятныепоследствия.
Отличительныйпризнакюридическойответственности–государственноепринуждениенарушителякисполнениютребованийправа.
Различаютчетыреосновныхвидаюридическойответственности,которыесоответствуютосновнымвидамправонарушений:
- уголовнаяответственность;
- административнаяответственность;
- дисциплинарнаяответственность;
- гражданско-правоваяответственность.
Основаниемадминистративнойответственностиконкретноголицаявляетсясовершениеимдеяния,содержащеговсепризнакисоставаадминистративногоправонарушения.
Административнуюответственностьзаправонарушениявобластитаможенногоделаможноопределитькакформувоздействиягосударстваналицо,совершившеедеяние,обладающеевсемипризнакамисоставаадминистративногоправонарушения,посягающеенаустановленныйзаконодательствомРФпорядокперемещения(включаяприменениетаможенныхрежимов),таможенногоконтроляитаможенногооформлениятоваровитранспортныхсредств,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРФ,обложениятаможеннымиплатежамииихуплаты,предоставлениятаможенныхльготипользованияими,выражающуюсяввозложениинанарушителяобязанностипретерпетьопределенныенеблагоприятныепоследствия.
2ПОНЯТИЕИВИДЫАДМИНИСТРАТИВНЫХВЗЫСКАНИЙЗАНАРУШЕНИЯТАМОЖЕННЫХПРАВИЛ.ПРИНЦИПНАЗНАЧЕНИЯАДМИНИСТРАТИВНОГОНАКАЗАНИЯЗАНАРУШЕНИЕТАМОЖЕННЫХПРАВИЛ
2.1Понятиеивидыадминистративныхвзысканийзанарушениятаможенныхправил
Административныевзысканиязанарушениятаможенныхправил-этомерыответственностизатаможенныеправонарушения.Ониприменяютсятаможеннымиорганами(должностнымилицамитаможенныхорганов)иобладаютрядомобщиххарактерныхпризнаков.
Во-первых,административныевзысканиязанарушениятаможенныхправилвсегдавыражаютреакциюгосударстванаправонарушениеввидеотрицательнойоценки,каксовершенногоправонарушения,такисамогоправонарушителя.
Этаоценкадана,преждевсего,внормезакона,априееприменениионаотражаетсявопределенномуправленческомрешениитаможенногооргана(должностноголица),выступающегоотименигосударстваинаделенноговнеобходимыхслучаяхправомнагосударственноепринуждение.Государственноепринуждениенеможетбытьинеявляетсяединственнымсредствомобеспеченияисполненияправовыхнорм,нотам,гдетакаясилаотсутствует,тамвообщенетсамогоправа,реальногоисполненияправовыхнорм.
Во-вторых,административно-правовыевзысканиязанарушениятаможенныхправилпосвоейсоциальнойсущностиисодержаниюпредставляютсобоймерыпринуждения,причиняющиевиновномуопределенныелишенияистрадания.
В-третьих,содержитсяисчерпывающийпереченьвзысканийзанарушениятаможенныхправил.Другиевзыскания,крометех,которыепредусмотренывКоАП,должностныелицатаможенныхоргановприменятьнемогут.Указанныйпереченьвзысканийзанарушениятаможенныхправилвключаетразличныепохарактеруитяжестисанкции,отражающиеразличныйхарактеристепеньобщественнойопасностинарушенийтаможенныхправил,предусмотренныхвКоАП.
Вст.3.2КоАПРоссииприведенисчерпывающийпереченьнаказаний,состоящийизвосьмивидов.
1)предупреждение;
2)административныйштраф;
3)возмездноеизъятиеорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения;
4)конфискацияорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения;
5)лишениеспециальногоправа,предоставленногофизическомулицу;
6)административныйарест;
7)административноевыдворениезапределыРоссийскойФедерациииностранногогражданинаилилицабезгражданства;
8)дисквалификация.
Занарушениетаможенныхправилвзависимостиотформулировкисанкцииконкретнойстатьимогутбытьназначенынаказанияисключительноввидепредупреждения,административногоштрафаиконфискацииорудиясовершенияилипредметаправонарушения.
НеобходимообратитьвниманиенаизменениепонятийногоаппаратаКоАПРоссиипосравнениюсТКТС:понятие“орудиесовершенияадминистративногоправонарушения”объединяетвсебетакиепонятиякак“транспортныесредства,накоторыхперевозилисьтовары,являющиесяпредметамиправонарушения”и“товарыитранспортныесредства,соспециальноизготовленнымитайниками,использованнымидляперемещениячерезтаможеннуюграницуРФссокрытиемпредметовправонарушения”.
Предупреждениеиадминистративныйштрафотносятсяккатегориитакназываемыхосновныхнаказаний,втовремякакконфискацияможетустанавливатьсяиприменятьсявкачествекакосновного,такидополнительногонаказания.Засовершениенарушенийтаможенныхправилтаможенныеорганымогутсамостоятельнопринятьрешениеопривлечениикответственностииназначенииадминистративныхнаказанийтольковвидепредупрежденияиштрафа.Решениеоконфискациивсегдапринимаетсясудом.
Штраф,исчисляемыйисходяизстоимостипредметаадминистративногоправонарушения,установлензанаиболееопасныенарушения.Помногимженарушениямтаможенныхправилштрафныесанкцииисчисляютсяисходяизминимальногоразмераоплатытруда.
Административныйштраф,пообщемуправилу,долженбытьуплаченлицом,привлеченнымкответственности,непозднеетридцатиднейсоднявступлениявынесенногопостановленияоназначениинаказаниявзаконнуюсилу.Приэтомсоответствующаясуммавноситсяилиперечисляетсявбанкилиинуюкредитнуюорганизацию.Вслучаенеуплатыштрафавустановленныйсроквиновноелицоможетбытьпривлеченокответственностипочасти1статьи20.25КоАПРФ.
Неявляетсяконфискациейизъятиеизнезаконноговладениялица,совершившегоправонарушение,орудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения:
- подлежащихвсоответствиисфедеральнымзакономвозвращениюихзаконномусобственнику;
- изъятыхизобороталибонаходившихсявпротивоправномвладениилица,совершившегоадминистративноеправонарушение,поинымпричинаминаэтомоснованииподлежащихобращениювсобственностьгосударстваилиуничтожению.
ВсоответствиистребованиямиКоАПРФадминистративноенаказаниеможетбытьназначенотольковустановленныхзакономпределах(наказаниевразмере"ниженизшего"пределасанкцииневозможно),приэтомниктонеможетнестиответственностьдваждызаодноитожеадминистративноеправонарушение.
Назначениеадминистративногонаказаниянеосвобождаетлицоотисполненияобязанности,занеисполнениекоторойлицопривлеченокответственности(кпримеру,обязанностьпоуплатетаможенныхплатежей,производствутаможенногооформлениятоваровидр.).
Присовершениилицомнесколькихадминистративныхправонарушенийнаказаниеназначаетсязакаждоевотдельности.Вместестем,вотдельныхслучаях(когдасовершаетсяоднопротивоправноедействие,бездействие,содержащеесразунесколькосоставовправонарушений,рассмотрениеделпокоторымподведомственноодномуитомужесудье,органу,должностномулицу)возможнодействиепринципапоглощенияменеестрогогонаказанияболеестрогим.Занарушениятаможенныхправилтакимобразомможетпоглощатьсяосновноенаказаниеввидештрафа,приэтомвзависимостиотформулировоксоответствующихсанкциймогутбытьназначеныдополнительныеадминистративныенаказания(конфискация).
Примеромподобнойситуацииможетявлятьсязаявлениедекларантомлиботаможеннымброкером(представителем)придекларированиинедостоверныхсведенийотоварах,еслитакиесведенияпослужилиодновременнооснованиемдляосвобожденияотуплатытаможенныхпошлин,налоговинеприменениязапретови(или)ограничений,установленныхвсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерацииогосударственномрегулированиивнешнеторговойдеятельности(части2и3статьи16.2КоАПРФ).
Однимизнаиболеемягкихвидовадминистративноговзыскания,применяемогозанарушениятаможенныхправил,являетсяпредупреждение.Ононепосредственнонаправленоналичностьправонарушителя,егоприменениеимеет,восновном,моральныйхарактеринесвязаносограничениемкаких-либоправвиновноголица.
Подпредупреждениемпонимаетсямераадминистративногонаказания,выраженнаявофициальномпорицаниифизическогоилиюридическоголица,котораявыноситсявписьменнойформе(ст.3.4КоАПРоссии).
Напрактикепредупреждениеприменяетсявслучаесовершениянезначительныхтаможенныхпроступковивотношениилиц,впервыеилипонеосторожностисовершающихнарушениятаможенныхправил.
Этамеравзысканиявыноситсявписьменнойформеидолжнаоформлятьсяпостановлениемполномочногооргана(должностноголица).
Вторымвидомвзысканиязанарушениетаможенныхправилявляетсяадминистративныйштраф,возможностьприменениякоторогопредусмотренапочтивовсехстатьяхКоАП,устанавливающихответственностьзанарушениятаможенныхправил.
Административныйштраф-мераответственностиимущественногохарактера,являетсяденежнымвзысканиемивыражаетсявполученииснарушителявдоходгосударстваопределеннойсуммыденежныхсредств.
Вместопонятия“штраф”законодательпользуетсяпонятием“административныйштраф”,подчеркиваятемсамымегоотличиеотштрафа,назначаемоговкачествеуголовногонаказания.
Приопределениивидовштрафаиегоразмеровтаможенноезаконодательствоучитываетспецификуотдельныхвидовнарушениятаможенныхправил,особенностьэтихдеянийсточкизрениявсехэлементовсоставовправонарушений,причиняющихущербэкономическиминтересамгосударства.
Такможет,применяетсянескольковидовадминистративногоштрафа.
Во-первых,административныйштрафопределяетсяприменительнокминимальномумесячномуразмеруоплатытруда.Максимальныйразмертакогоштрафаравен5млн.,аминимальный–3тысячирублей.
Вбольшинствесоставовнарушенийтаможенныхправилонисчисляется,исходяизминимальнойоплатытруданаденьсовершенияправонарушения,аеслитакойденьневозможноустановить-наденьобнаруженияправонарушения.
Во-вторых,административныйштрафзанарушениетаможенныхправилопределенввидесуммыначисленийвпроцентномотношении,исходяизстоимоститоваровитранспортасредств,подкоторойпонимаетсяихсвободная(рыночная)ценанаденьобнаруженияправонарушения.
В-третьих,внекоторыхстатьяхштрафустанавливаетсяотдельнокакдляфизическихлиц,такидляюридическихлицивтомчиследлядолжностныхлиц.
Штрафвовсехслучаяхможетбытьназначентольковкачествеосновногонаказания.Должностнымлицамтаможенныхоргановпредоставленоправоопределятьразмерштрафасучетомконкретныхобстоятельствиматериаловтогоилииногодела.
КоАПРоссиинесодержиттакойвидадминистративногонаказания,каквзысканиестоимоститоваровитранспортныхсредств,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил,товаровитранспортныхсредствсоспециальноизготовленнымитайниками,использованнымидляперемещениячерезтаможеннуюграницуРФссокрытиемпредметов,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил.
Взысканиестоимоститоваровитранспортныхсредств,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил,товаровитранспортныхсредствсоспециальноизготовленнымитайниками,использованнымидляперемещениячерезтаможеннуюграницуРоссийскойФедерацииссокрытиемпредметов,являющихсянепосредственнымиобъектаминарушениятаможенныхправил,выражалосьвпринудительномизъятииденежнойсуммы,составляющейсвободную(рыночную)ценутакихтоваровитранспортныхсредствнаденьобнаруженияправонарушенияирассматривалоськакальтернативаконфискациитоваров.
Вомногихслучаяхвзысканиестоимоститоваровприменялось,когдасрокналожениявзысканияввидештрафакмоментурассмотренияделаоНТПистек.УстановлениеКоАПРоссииединогосрокадляназначениявсехвидовадминистративныхнаказанийсделалонецелесообразнымсуществованиетакоговиданаказания,каквзысканиестоимоститоваров.
Изучениепрактическихматериаловтаможенныхоргановсвидетельствуетотом,чтонередковстречаютсяслучаи,когдатовары,транспортныесредстваииныепредметы,вотношениикоторыхвынесенопостановлениеоконфискации,дообращенияпостановлениякисполнениюсразрешениявышестоящеготаможенногоорганавыкупаютсялицом,укоторогоонибылиизъятыподвойнойстоимостиэтихпредмет
Исключениеизперечняадминистративныхнаказанийтакоговида,какотзывлицензиииликвалификационногоаттестата,выданныхтаможенныморганомРФнаосуществлениеопределенныхвидовдеятельности,предусмотренныхнастоящимКодексом,напротив,являетсяошибкойзаконодателя.Так,замногократныенарушения,совершаемыевладельцемскладавременногохранения,могутбытьназначенылишьадминистративныйштрафиконфискациятоваров.
КоАПРоссиисохраняетсистемуделенияадминистративныхнаказанийнаосновныеидополнительные.Дополнительноенаказаниеможетноситьобязательныйинеобязательныйхарактер.Впоследнемслучаедолжностноелицотаможенногооргана,рассматривающегоделообадминистративномправонарушении,имеетправо,руководствуясьсвоимвнутреннимубеждением,применитьдополнительноенаказаниеилинеприменятьего.
Основныенаказания,всвоюочередь,могутбытьсформулированыкакальтернативныеибезальтернативные.Вданномслучаедолжностноелицотаможенногооргана,нарассмотрениикоторогонаходитсяделообадминистративномправонарушении,можетвыбрать,какоеименноприменитьнаказаниеизпредложенныхсанкциейстатьи.
ТаможенныйкодексТСпредусматривалвозможностьальтернативынетолькоосновных,ноидополнительныхвзысканий.
КоАПРоссиизначительносократилвыбормеждутемилиинымвидомадминистративногонаказания,чтоможетрассматриватьсякакспозитивнойстороны(устранениененужногоделенияконфискациинавидыпопризнакупредмета,исключениеизперечняадминистративныхнаказанийвзысканиястоимости,ставшегонецелесообразным),такиснегативной(исключениеизперечняадминистративныхнаказанийотзывалицензиииликвалификационногоаттестата,чторанееявлялосьдейственноймеройвоздействия).
2.2Принципназначенияадминистративногонаказаниязанарушениетаможенныхправил
Глава4КодексаРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушенияхустанавливаетправиланазначениянаказанийзасовершениеадминистративныхправонарушенийвобластитаможенногодела.
Преждевсего–этопределыназначенияадминистративногонаказания.Применительнокнаказаниям,которыемогутбытьназначенызасовершениенарушениятаможенныхправилктакимвидамадминистративныхнаказаний,как“административныйштраф”и“конфискация”.
Согласноч.2ич.3ст.3.5КоАПРоссиипределыназначенияадминистративногоштрафаопределяютсяследующимобразомдлягражданвразмере,непревышающемпятитысячрублей;длядолжностныхлиц-пятидесятитысячрублей;дляюридическихлиц-одногомиллионарублей
КодексРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушенияхвводитинститутединогосрокадавностипривлечениякответственностидлявсехвидовадминистративныхнаказаний.
Согласночч.1и2КоАПРоссиипостановлениеподелуобадминистративномправонарушениивобластитаможенногоделанеможетбытьвынесенопоистеченииодногогодасоднясовершенияадминистративногоправонарушения(дляоконченныхсоставов),годасодняобнаруженияадминистративногоправонарушения(длядлящихсясоставов).
ТаможеннымкодексомТСсрокналожениявзысканийустанавливалсялишьдлятрехвидов:предупреждение,штраф,отзывлицензиииквалификационногоаттестатаисоставлялвслучаепривлеченияфизическогоилидолжностноголицадвамесяца,авслучаепривлечениялица,осуществляющегопредпринимательскуюдеятельностьбезобразованияюридическоголица,июридическоголица–шестьмесяцевсодняобнаруженияправонарушения.
Такоеправилозачастуюухудшалоположениефизическихлиц,совершившихнарушениятаможенныхправил,есликмоментурассмотренияделадвухмесячныйсрокналожениявзысканияввидештрафаистек.Вэтомслучаеприменялосьвзысканиестоимоститоваровитранспортныхсредств,являвшихсянепосредственнымиобъектамиправонарушения,которое,будучинеделимойсанкцией,непозволялоприменитьст.239ТКТСиназначитьвзысканиениженизшегопредела,чемустановленоКодексом,либоприменяласьконфискациятоваров.
Крометого,столькороткийсрокналожениявзыскания(двамесяца)позволялфизическимлицам,намеренноуклоняющимсяотявкивтаможенныеорганыидачиобъясненийподелу,уходитьотответственностизасовершениеправонарушений,предусмотренныхрядомстатейТКТС,ответственностьзасовершениекоторыхустановленатольковвидештрафа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вработепроанализированынаиболееважныевопросыобадминистративнойответственностизаправонарушениявобластитаможенногоделаиназначенияадминистративногонаказаниязаихсовершение.Наоснованиипроведенногоисследованияможносделатьвыводотом,чтонормы,регламентирующиеответственностьзасовершениеадминистративныхправонарушенийвобластитаможенногоделаиправиланазначениянаказаниянасегодняшнийденьнуждаетсявдоработке,прикоторойдолжнабытьпоставленаточкаврешенииданныхпроблем.
Длявыявлениявсехпроблем,связанныхспривлечениемкответственностизасовершениеадминистративныхправонарушенийвсферетаможенногодела(нарушенийтаможенныхправил),ипоискавозможныхпутейихрешениятребуетсяболеедетальноеизучениеданнойтемы.ДаннаяработаможетрассматриватьсякакшагвнаправленииисследованиянормКоАПРоссии,посвященныхдеятельноститаможенныхоргановпоборьбесправонарушениямивсферетаможенногоделаипрактикеихприменениявусловияхпереходаотТаможенногокодексаТСкКодексуРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушениях.
|