Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон,
2) изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века,
3) прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.
Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Протекционизм. Основные принципы…………………….…….…4
1.1. Сущность протекционизма во внешнеторговой политике...………….…4
1.2. Основное содержание и виды протекционизма…………………………..6
1.3.Положительные и отрицательные качества политики протекционизма...7
Глава 2. Внешняя торговля России во второй половине XIX века………..…10
2.1. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг………………………………………………………………………….10
2.2. Таможенный тариф 1857 г………………………………………………….13
2.3. Таможенный тариф 1868 г………………………………………………….14
Глава 3. Политика протекционизма в России………………..……..………….16
3.1. Начало политики протекционизма в России…….………..………………16
3.2. Переход от фритредерства к протекционизму в России ХIХ в…..…...….20
3.3. Политика протекционизма в России во второй половине XIX века.…………………………………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………...………………………………29
Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.
Так же политика протекционизм обеспечивает национальную безопасность.
К положительным качествам протекционизма так же относится то, что он защищает от продажи товаров по искусственно заниженным ценам – демпинга, стимулирует рост промышленного производства и, как следствие из всего вышесказанного, уравновешивает внешний торговый баланс страны.
Но в чём же недостатки протекционизма?
Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции. И это, рано или поздно, приводит к застою в экономике.
Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны.
Политика протекционизма,
в частности одностороннее
Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Так же протекционизм косвенно подрывает экспорт страны, сокращая доходы
других стран при защите внутреннего рынка от их производителей. При нём не используются преимущества международного разделения труда; растут цены, и выбор товаров становится значительно меньше. При протекционизме подрываются возможности экспорта, и со временем падает эффективность производства.
Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений.
Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров наглядно показывающих противоречивость протекционизма. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута – Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию.
Глава 2. Внешняя торговля России во второй половине XIX века
2.1. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг.
Вторая половина XIX столетия занимает особое место в истории России. В это время в стране наступает новый этап в её развитии. Предыдущие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы.
Под влиянием развития капитализма в России правительство во внутренней и внешней политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине ΧΙΧ века внешняя политика страны приобретала все более буржуазный характер.
Перед Россией в области международных отношений встали весьма сложные задачи. Первой из них была необходимость освободиться от статей Парижского мирного договора. Далее нужно было ликвидировать «нейтрализацию» Черного моря, а так же усилить защищенность своих южных границ. И последним было необходимо получить возможность оказывать более активную помощь балканским славянским народам в их борьбе против османских поработителей.
Итак, после ухода Е. Канкрина с поста министра финансов в 1844 г. в стране возникает активное движение за отмену вывозных пошлин и снижение вывозных пошлин. В мировой торговой политике снова появились фритредерство и либеральные тенденции. В самой таможенной политике началось преобладаний тенденций смягчения протекционизма.
Это нашло свое выражение в проекте «О мерах к распространению внешней торговли России», подготовленном коммерции советником Поповым. В этом документе трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами на вывозные товары и запретительным тарифом на привозные. Срочно начал готовиться новый тариф. Его разработку возглавил известный экономист Л.В.Тенгоборский,
симпатизировавший фритредерству. Принятый 13 октября 1850 г. таможенный тариф значительно смягчил запретительные тенденции. Если
старый тариф имел 336 статей обложенных пошлиной товаров, то новый состоял из 118 статей. Что же касается главных товаров ввоза, таких как: хлопчатобумажные ткани, красящие вещества, оборудование, то пошлины по ним резко снизились.
Данный тариф положил начало либерализации в таможенном деле, которая особенно активизировалась, в последующих за ним, тарифах 1857 и 1868 гг.
В последующем в 1859 и 1861 гг. к ставкам тарифа 1857 г. сделаны были две 10-процентные прибавки. Естественно, что в период с 1850 г. и до середины 70-х годов в Россию хлынул поток товаров. В подобных условиях значительная часть фабрик и заводов страны, созданных в 30–40-е гг., не выдержала иностранной конкуренции, из-за того, что продукция из-за рубежа была более качественной, из-за того, что выпускалась по новой технологии.
Кроме этого, благодаря Крымской войне, которая привела к сокращению торговли, в России наступила резкая инфляция денег. И хотя таможенные доходы в этот период возросли, так как увеличился ввоз товаров, экономика России находилась в кризисном состоянии, требовались незамедлительные меры по стабилизации финансов. В этих условиях общественное мнение стало поддерживать протекционистские меры, но это было лишь пожелание.
Фритредерские тенденции
широко раскрыли путь к ввозу товаров
из-за рубежа. С развитием промышленности
возросла потребность в машинной
технике. До 1850 г. на чугун и железо
применялись запретительные тарифы,
позволявшие русским
С середины XIX в. активно развивался товарооборот с Закавказьем и Средней Азией. В страны Азии вывозились в основном промышленные изделия. Из Средней Азии ввозили в Россию хлопок-сырец, хлопковую
пряжу, козий пух, сухие фрукты. Развитие торговли со Средней Азией представляло особую трудность из-за крайней отсталости ее народов, недопонимания цивилизованных форм торговых отношений.
Но и в этих сложных условиях русская торговля проложила себе путь в среднеазиатские страны и далее на Восток. Именно в середине XIX в. усилились торговые связи Бухары и Ташкента с Афганистаном, Ираном, Индией. Значительно вырос внешнеторговый оборот. Тесные торговые связи поддерживались с Китаем. В этом отношении выгодно для России был заключен 16 мая 1858 г. Айгунский договор, благодаря которому была достигнута договоренность о взаимной торговле подданных обоих государств, проживающих по рекам Сунгари, Амуру, Уссури. С 1 июля 1858 г., по договору в Тянь-Дзине, для русских судов были открыты те китайские порты, где велась торговля с другими государствами.
Ряд льгот в торговле предоставлялся в соответствии с Пекинским дополнительным трактатом. То есть, разрешалось ввести обменную торговлю по всей границе и подтверждалось право русских купцов на круглогодичную торговлю и провоз товаров по пути из Кяхты в Пекин и с Урги до Калгана. В соответствии с договором 1862 г. были установлены особые правила торговли в 50-километровой пограничной полосе. Для русских торговых судов в Японии были открыты порты Симода, Хокодате, Нагасаки.
Во второй половине XIX в. в России успешно осуществлялась промышленная индустриализация, строились железные дороги, развертывалась добыча полезных ископаемых, постепенно складывался внутренний рынок, быстро развивалась внешняя торговля и, как следствие, финансовая система приходила в норму. Во второй половине 1850-х гг. значительно увеличивается количество механических заводов. Быстрый рост фабрик в период после 1850 г. обусловлен тем, что основная их масса была открыта после отмены крепостного права. Уменьшение их количества после 1865 г. объясняется тем, что не все они выдержали конкуренцию из-за малого числа рабочих, примитивной техники, невысокой производительности. Фритредерские тенденции в стране не способствовали их защите.
В качестве итога можно сказать что, активное развитие промышленности способствовало расширению внешнеторговых связей и, в перспективе, увеличению доходов государства. Однако в силу отсталости России ее промышленное развитие очень сильно запаздывало по сравнению с Западом.
2.2. Таможенный тариф 1857 г.
Начавшиеся
буржуазные реформы побуждали правительств
В основания данного тарифа были положены следующие правила:
1.
понижение окладов на ввозимые
«жизненные припасы» в
2.
понижение пошлин на сырье
и полуфабрикаты, если они не
производились в достаточном
количестве на российских
Данный тариф
сохранил и закрепил сложившийся
баланс различных интересов: внешней
торговли и государственного казначейства,
промышленности и потребителей. Например,
в интересах обрабатывающей промышленности
рекомендовалось понижение
14
Несмотря на то, что тариф 1857 г. ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода
на мировой
уровень промышленного
Тем не менее, таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России.
В период 1857–1868 гг. стала проводиться
таможенная политика, которая была
направлена на постепенное
В интересах отечественных промышленников, прежде всего для развития машиностроения, заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель с 1861 г. предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в требуемом количестве. В 1864 г. это положение было распространено на любые машиностроительные заводы, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов, механизмов, пароходов, мостов и т.п. За период 1861 – 1871 гг. эту льготу получил 141 завод, хотя реально ей смогли воспользоваться только 119 предприятий.
Развитие промышленности
в России, расширение железнодорожной сети и водного транспорта –
всё это сильно способствовало расширению
торговых связей. В период господства
фритредерских тенденций на началах взаимного
благоприятствования были заключены торговые
договора и соглашения с Францией,
Англией и Бельгией, Австро-Венгрией, Италией,
Гавайями, Швейцарией, Перу, Испанией.
2.3. Таможенный тариф
1868 г.
В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения были направлены на сокращение числа статей тарифа путем соединения некоторых из них, имевших однородный характер, а также упразднения тех статей, которые приносили незначительный доход. В целом это свидетельствовало об общем понижении пошлин, и привело к появлению нового, улучшенного тарифа.
Новый тариф 1868
г. также отвечал принципам
Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода.
Информация о работе Политика таможенного протекционизма во второй половине XIX века