Политика таможенного протекционизма во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон,
2) изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века,
3) прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Протекционизм. Основные принципы…………………….…….…4
1.1. Сущность протекционизма во внешнеторговой политике...………….…4
1.2. Основное содержание и виды протекционизма…………………………..6
1.3.Положительные и отрицательные качества политики протекционизма...7
Глава 2. Внешняя торговля России во второй половине XIX века………..…10
2.1. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг………………………………………………………………………….10
2.2. Таможенный тариф 1857 г………………………………………………….13
2.3. Таможенный тариф 1868 г………………………………………………….14
Глава 3. Политика протекционизма в России………………..……..………….16
3.1. Начало политики протекционизма в России…….………..………………16
3.2. Переход от фритредерства к протекционизму в России ХIХ в…..…...….20
3.3. Политика протекционизма в России во второй половине XIX века.…………………………………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………...………………………………29

Файлы: 1 файл

Kursovaya1.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

В тарифе 1868 г. были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям  и увеличены по 35 статьям. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.

 Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство – последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. В 1860 – 1870 гг. практика предоставления индивидуальных таможенных льгот для отдельных компаний продолжалась широко применяться. Железные дороги в России до конца 70-х гг. XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 г., негативно сказался на состоянии  торгового баланса страны. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну.[2]

Подводя итог, следует отметить, что, ни таможенный тариф 1850 г., ни тариф  1857 г. не смогли обеспечить  крупного роста таможенного дохода, а так же увеличения положительного внешнеторгового сальдо и заметного развития промышленности. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в стране в период его действия имелся огромный отрицательный баланс внешней торговли.

 

 

                                                                16

Глава 3.Политика протекционизма в России

3.1. Начало политики  протекционизма в России

В XVII в. В России существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев  на внутренних рынках, наличие у  них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового  законодательства принял активное участие  видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм, как было сказано выше, это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика

                                                             17

протекционизма  поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень  цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные  стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры

стран -- торговых партнеров могут нанести национальному  хозяйству ущерб, превышающий его  выигрыш от мер таможенной защиты [3].

Первым шагом  на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В  соответствии с ней прежние дробные  таможенные сборы, такие как мыто, гостиное, мостовое и т.д. были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения  нашли подтверждение в Новоторговом уставе

1667 г., где были  отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский  характер. Иностранные коммерсанты  были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей,

                                                            18

но это намерение  осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых.»

Покровительственная политика государства по отношению к отечественным коммерсантам во второй половине XVII в. заметно повысила их экономическое и социально-политическое положение. Соборное Уложение 1649 г. окончательно закрепило социально-сословный статус российского купечества в общественной иерархии XVII в.

В Москве торговое купечество было выделено в группу городских или посадских людей. Те, в свою очередь, делились на гостей, гостиную и суконную сотни и слободу. Самое высшее и почётное место  принадлежало гостям, имевшим годовой  торговый оборот не менее 20 тыс. руб. В XVII в. их насчитывалось не более 30. Гости были освобождены от уплаты пошлин, они занимали высокие административные и финансовые должности, принимали участие в работе земских соборов. Некоторые становятся дьяками приказов (Назарий Чистой, Алмаз Иванов) и возглавляли таможенные службы в Москве и Архангельске.

Члены гостиной и суконной сотен, их насчитывалось  до 400, также пользовались большими привилегиями, но стояли ниже гостей. Они  имели самоуправление, их руководство  обеспечивали выборные головы и старшины.

Низший разряд купечества представляли жители чёрных сотен и слобод - преимущественно  ремесленники, которые являлись непрофессиональными  торговцами. Торгуя собственной продукцией, они 

 

                                                           

                                                                19

могли продать  её дешевле и, тем самым, составляли конкуренцию профессиональным купцам.

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением раннебуржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной

Ко 2-й трети 18 в. из-за колебаний мировой конъюнктуры  и войн внешняя торговля приходила  в упадок. Началось противоборство протекционизма и фритредерства. 
В это время сторонниками протекционизма являлись многие известные личности.

Петр I установил Таможенный тариф, который был охранительным, протекционистским, призванным ограждать интересы российской торговли и промышленности. Тариф благоприятствовал росту мануфактурной промышленности, т.к. он ограждал от иностранцев, но зато ограничивал конкуренцию.

Писатель Александр  Николаевич Радищев  не соглашался с идеей меркантилистов о том, что источник богатства – это внешняя торговля. Считал, что источником богатства является производительный труд. Поэтому важной необходимостью должно было стать развитие промышленного производства. Для этого нужно создать условия, которые защитили бы слабую промышленность от иностранцев.

Экономист Николай Семёнович Мордвинов не принимал учение Смита о невмешательстве государства в экономику. Он считал, что необходимо оградить слабую русскую промышленность от иностранной конкуренции путем высоких таможенных тарифов, поощрять промышленность государственными займами.

 

                                                    20

Приблизительно до второй половины XIX века внешнеторговая политика носила характер умеренного протекционизма. После отечественной войны считалось, что Россия еще не готова конкурировать с иностранными товарами, поэтому политика фритредерства была преждевременна.

 

3.2. Переход от фритредерства к протекционизму

 в  России ХIХ в.

Начало ХIХ  в. ознаменовано постепенным повышением импортного таможенного тарифа. Так, после разрешения в 1797 г. импорта в Россию некоторых товаров, в 1800 г. в целях развития отечественного производства был подтвержден запрет ввоза отдельных грузов (шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса).  С приходом же к власти Александра I  «последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов», которые позволили решить лишь отдельные мелкие частные вопросы. Накануне  войны с Францией в 1810 г. комиссией под руководством М.М. Сперанского в интересах купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов разработан предельно запретительный таможенный тариф. В результате 19 декабря 1810 г. утверждено «Положение о неутральной торговле на 1811 год в портах Белого, Балтийского, Чернаго и Азовскаго морей и по всей Западной сухопутной границе». После этого промышленники стали как группами, так и поодиночке направлять в Министерство финансов и Министерство внутренних дел прошения о сохранении принятых мер на возможно более длительный срок. 

Впечатляет тот исторический факт, согласно которому Наполеон избрал в качестве повода вторжения в Россию принятые ею меры, по существу, сорвавшие установленную им экономическую блокаду Англии. После того как была одержана победа над Наполеоном влияние России в европейских делах значительно выросло. Это лишний раз побудило у Александра I «иллюзию о возможности внесения в политическую жизнь… Европы начал правды, взаимопомощи, христианской любви и братства»[4].

 

                                                  21

В результате приобрели распространение фритредерские тенденции, что отразилось в принятии таких мер, как: 1816 г. – отмена запретов на

ввоз европейских (в основном французских) товаров, 1817 г. – введение в Одессе зоны порто-франко (она  начала функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 г.), 1819 г. – принятие «самого умеренного тарифа в России», фактически снявшего все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Но столь либеральные меры отнюдь не способствовали конкуренции российских изделий иностранным (английским). Кроме того, ни одна страна четко не следовала принципу свободы торговли. Все это привело к принятию в 1822 г. охранительного тарифа, запретившего вывоз 21 и ввоз 300 товаров. На протяжении двух десятилетий в него вносились изменения (1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 гг.), еще раз отразившие фискально-протекционистский характер тарифа[4].

Информация о работе Политика таможенного протекционизма во второй половине XIX века