Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 22:51, курсовая работа
Целью данной работы является исследование института таможенного контроля, а именно одной из основной формы его проведения - таможенного досмотра товаров.
Исходя из поставленной цели, и чтобы полностью отразить суть данного вопроса в ходе работы решим ряд задач:
раскроем общую характеристику таможенного досмотра, как формы таможенного контроля
изучим основные этапы исторического развития таможенного досмотра в России
Введение……………………………………………………………………...2-3
ГЛАВА I. ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………..4-5
Понятие, цели и задачи таможенного досмотра товаров………….4-5
Система управления рисками……………………………………...6-12
Глава II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДОСМОТРЕ…………………………...13-17
2.1 Порядок проведения процедуры таможенного досмотра товаров………………………………………………………………………..13-17
2.2 Технические средства, используемые при таможенном досмотре товаров………………………………………………………………………..18-24
Заключение………………………………………………………………25-26
Список использованной литературы…………………………27-28
Согласно пункту 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, то есть представляет качественное содержание современного таможенного администрирования.5 К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.
Основными компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.
Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов.
В соответствии с п. 2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации") в таможенной службе Российской Федерации риски подразделяются на:
Следует заметить, что в науке определение выявленного риска считают противоречивым, риск - это вероятность, то есть нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения - это уже не вероятность. Другое дело - установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений;
Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств.7
Таким образом, Таможенный кодекс РФ предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки.
Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО.
Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.
Система анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходима и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, то есть региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям - для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.
ГЛАВА II ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДОСМОТРЕ ТОВАРОВ
2.1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ТОВАРОВ
При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства РФ.
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающего проведение таможенного досмотра.
По общему правилу досмотр проводится после принятия таможенной декларации. Однако из этого правила есть множество исключений. Досмотр может быть проведен до подачи таможенной декларации в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации (для проверки такой информации), а также для проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки с целью: идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определения количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и в необходимых случаях качества (безопасности), определения наименования и прочих характеристик товаров; организации проведения таможенными органами таможенных досмотров при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела.8 ФТС России утверждает и направляет в таможенные органы соответствующие действующие профили риска; материалы выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел. Как видим, и здесь упоминаются профили риска.
При принятии решения о таможенном досмотре товара или транспортного средства, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить о данном решении декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении этого товара или транспортного средства.
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, а также иных уполномоченных лиц, возможно только при участии двух понятых в следующих случаях:
Таможенный досмотр проводится в отношении товаров и транспортных средств: находящихся под таможенным контролем; в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при проведении специальной таможенной ревизии; незаконно перемещенных через таможенную границу РФ. В отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, таможенный досмотр может проводиться при следующих таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию РФ, внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров, убытие товаров с таможенной территории РФ, декларирование товаров, выпуск товаров.10
Досмотр должен быть осуществлен не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможне для проведения досмотра или с момента получения информации от декларанта о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении досмотра. Если же в таможенном органе установлен круглосуточный режим работы, то досмотр должен быть осуществлен не позднее 24 часов с момента принятия решения о его проведении и предъявлении товаров к досмотру. Временем начала досмотра является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру предъявленных товаров.
Таможенный досмотр может начаться только в случае, если проверяемые товары находятся на крытой площадке, обустроенной для его проведения, или в помещениях, предназначенных для склада временного хранения. Досмотр товаров, находящихся в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства, возможен только в случае, если: таможенный досмотр товаров в установленных поручением объеме и степени может быть проведен непосредственно в контейнере или грузовом отделении транспортного средства; проведение необходимых грузовых операций с товарами может быть обеспечено заинтересованным лицом непосредственно в ходе таможенного досмотра; проведение такого таможенного досмотра не повлечет утрату товаров или изменение их состояния. Кроме того, досматриваемые товары должны быть разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товаров. Если это не сделано - таможня просто продлит срок проведения досмотра.
При таможенном досмотре позволено:
Вскрытие грузовых мест. Разрешено извлечение отдельных единиц товаров из упаковки (ящиков, коробок и тому подобное), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля над количеством и наименованием, определения страны происхождения и других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров
Повреждение упаковки. Для выявления сокрытия товаров таможенникам дозволяется извлекать отдельные единицы товаров из их первичной упаковки (при необходимости и всех упаковок, оберток и тому подобное). При этом возможно и невосстановимое изменение первоначального состояния упаковки отдельных единиц товара
Разрезание. При проведении досмотра таможенникам разрешено производить опиливание, стачивание, разрезание и иные действия, осуществляемые для целей выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники.
В случае если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении таких товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.11
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного Союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения: (Приложение 1).
Акт таможенного досмотра должен в обязательном порядке содержать следующие сведения:
Акт таможенного досмотра составляется в двух экземплярах и подписывается лицам его проводившим, двумя понятыми, представителем участника ВЭД. Первый экземпляр пересылается участнику ВЭД или передается присутствовавшему при проведении таможенного досмотра представителю, второй - хранится в таможенном деле данного груза.
2.2 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДОСМОТРЕ
Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через таможенную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих декларированному содержанию. Различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК) применяются для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности и позволяют выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и тому подобное). ТСТК должны соответствовать требованиям нормативной и эксплуатационной документации, должны быть полностью укомплектованы, в том числе эксплуатационной документации. При применении ТСТК должностные лица таможенных органов должны соблюдать необходимые меры безопасности с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам и транспортным средствам.
Для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и тому подобное).12
Применение ТСТК осуществляется в целях получения информации о товарах и транспортных средствах, выявления случаев перемещения делящихся и радиоактивных материалов, выявления признаков нарушений таможенных правил.
Информация о работе Понятие и порядок проведения таможенного досмотра товаров