Понятие и признаки таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 03:40, реферат

Описание работы

Изучение истории таможенного тарифа какого-либо народа представляет двоякого рода интерес. Во-первых, на тарифе вполне рельефно отражается то направление, которого придерживается правительство в своих отношениях к внешней торговле и к тесно связанной с нею внутренней производительности: смотрит ли оно на привоз и на вывоз товаров только как на источник известных государственных доходов и поэтому прилагает заботы к расширению оборотов вешнего торга, не задаваясь мыслью о том, как это повлияет на внутреннюю промышленность; или, наоборот, именно в этой последней видит цель своих мероприятий, касающихся внешнего торга, и, стремясь к ее развитию, старается так или иначе воздействовать на ввоз и отпуск, с тем чтобы направить усилия народного труда на ту или иную отрасль производства.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и признаки таможенного тарифа
2.Элементы таможенного тарифа
3.Виды таможенных тарифов
4.Функции таможенных тарифов
5.Формирование таможенного тарифа в России
6.Таможенный тариф 1724г.
7.Особенности тарифа 1724г.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

история таможня.docx

— 53.48 Кб (Скачать файл)

Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит: 1) обычно известную информацию собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или несколько ставок ввозных или вывозных пошлин). 2) может содержать ставки сезонных пошлин (только на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины. 3) может быть указано наличие или отсутствие тарифной квоты, введенной группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени. Одним из примеров интегрированного тарифа является один из тарифов Европейского союза – тарик. 
 
Запретительный таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. 
 
Использование этого тарифа уменьшает ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка. 
 
По виду внешнеторговых операций различают: импортный и экспортный тариф. 
 
Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления. 
 
Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме. 
 
По количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.

Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Считается, что этот тариф является простым тарифом. В этом тарифе государство применяет одну (единственную) ставку пошлины для таможенного обложения товаров. Поэтому тариф содержит только одну колонку ставок ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф не дает возможности государству дифференцировать ставки ввозных (вывозных) пошлин с учетом конкретных особенностей торгово-экономических отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого тарифа государство лишено возможности использовать некоторые виды таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка (сезонные пошлины, тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно применять тарифные преференции. При этом тарифе государство не может вводить тарифные льготы при импорте отдельных товаров.

Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только двух ставок ввозные (вывозные) таможенные пошлины. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит два уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. Первый уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; Второй уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли. 
 
Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более двух ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум три уровня ставок таможенных пошлиню 
 
Тарный таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристики и т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени. 
 
Транзитный таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. 
 
Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. 
 
Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции таможенного тарифа

Основными функциями таможенного тарифа являются протекционистская и фискальная функции. 
 
Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. 
 
Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин. 
 
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств за счет взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. 
 
Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного регулирования (закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы. 
 
Надо отметить, что свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли. 
 
Даже в самых индустриально развитых странах есть отрасли и предприятия, нуждающиеся в защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Представители бизнеса в конечном счете добиваются от правительства установления высоких импортных пошлин, когда это отвечает и общенациональным интересам (прежде всего, когда речь идет о трудоемких и перспективных для расширения производствах). Чтобы совместить национальную экономику с мировым хозяйством посредством обмена и уровнять внутренние и мировые цены, необходимо разумно дозировать поступление иностранных товаров на внутренний рынок, особенно готовых изделий.

Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет. Мировой опыт свидетельствует, однако, о том, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Так, в США импортные пошлины в конце XIX в. давали около 50% всех поступлений в бюджет, а в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%; аналогичное сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. Это не исключает сохранения в фискальных целях на отдельные товары в указанных странах высоких пошлин. В развивающихся государствах, даже в экономически сравнительно развитых, поступления от импортных таможенных пошлин составляют до 8—15% общей суммы доходной части бюджета. 
 
Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 30—40% доходной части федерального бюджета. Важно отметить, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов России импортные пошлины являются одним из наиболее Надежных источников пополнения государственной казны. 
 
Импортный тариф — это инструмент сбалансирования торгового и платежного баланса страны. Не случайно еще при разработке ГАТТ, которое ориентирует страны-участницы на либерализацию внешней торговли, в его текст была включена ст. XII «Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса», в которой говорится, что в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса государство или ГАТТ может ограничивать количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту. 
 
В послевоенный период многие страны — члены ГАТТ сравнительно широко пользовались этим правом. Проблема поддержания активного платежного баланса имеет большое значение для России, соответственно весома роль импортного тарифа в качестве инструмента регулирования торговли. 
 
На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования). С точки, зрения отмеченной торгово-политической функции импортного тарифа высокий уровень пошлин усиливает эффективность таких переговоров, тогда как низкий уровень ослабляет ее. 
 
Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и экспертов и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.

Таможенный тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов. 
 
Перечисленные функции таможенный тариф во всех странах, в том числе в России, выполняет с помощью комплекса средств. Основным среди них является пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок.

 

 

 

5.Формирование таможенного тарифа в России

История таможенных тарифов в России начинается с XVIII века. В конце царствования Петра I был разработан и введен в действие первый в России таможенный тариф. Замысел монарха состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского производства. Поэтому тарифом 1724 г. предусматривались разнообразные пошлины, размер которых колебался от 3 до 75% стоимости товара. 
 
Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков.  
 
После Октябрьской революции новая власть также придавала значение регулированию таможенных тарифов. 19 декабря 1928 г. был принят Таможенный кодекс Союза ССР, в соответствии с которым главной задачей таможен стал «фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли». Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание пошлин и таможенных сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция. 
 
Уже с конца 20-х годов и особенно в начале 30-х годов происходит полный отказ от экономических методов управления, утверждаются командно-административные начала регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и таможенную сферу. Вследствие резкого сокращения оборота международного пассажирского сообщения, уменьшения числа участников внешнеторговых связей таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 80-х годов. 
 
Экономическая реформа, начатая в 1986 г., открыла новый этап в развитии отечественной таможенной системы. Таможенное дело стало ориентироваться на свободный рынок. Существенные изменения в механизме таможенного регулирования приходятся на 1989 г., когда, вслед за отменой государственной монополией внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через границу. Именно тогда на таможню в качестве основной возлагается задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов, а также поручается ведение таможенной статистики. 
 
Либерализация или протекционизм – извечный вопрос внешнеторговой политики любого государства, был, практически однозначно, решен с принятием 15 ноября 1991 года указа Президента РСФСР № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по-существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

С конца 1993 – начала 1994 года, когда со всей очевидностью стали проявляться ошибки, допущенные в результате чрезмерной либерализации внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону разработки и внедрения в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов. 12 
 
Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» был принят 13 октября 1995 года. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон «О таможенном тарифе». 
 
И, наконец, 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В настоящем кодексе таможенный тариф принимает следующую интерпретацию: Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 
 
В последние годы правительство России и законодательные учреждения проделали значительную работу по развитию и укреплению государственного регулирования внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России. 
 
Большое внимание в современной России уделяется вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Таможеный тариф 1724г.

Царствование Петра Великого имеет в истории таможенной политики России чрезвычайно важное значение. Этим монархом  был введен первый таможенный тариф внешней торговли, который может быть поставлен наряду с тарифами, изданными при Екатерине второй или в настоящее столетие. 
 
Итак, с 1717 г. Издается целый ряд указов, относящихся как вообще к мануфактурной промышленности  России, так и к отдельным ее отраслям. Сущность ее заключалась в желании насколько возможно развить фабричную производительность России; с этой целью принимались следующие меры: 
 
1.     Возбуждение частной инициативы и предприимчивости: лица, успешно отыскивавшие руды, получали награды,  фабриканты, которые заводили какое-либо новое мастерство, освобождались от службы, младшим сыновьям в дворянских семьях рекомендовалось заниматься мануфактурами и торговлей и пр. 
2.     Облечение в приобретении капиталов, которые нужно было потратить на производство: правительство содействовало образованию ассоциаций из многих лиц, которые, сложившись вместе, собрали капиталы, достаточные для заведения фабрик; в некоторых случаях предпринимателям прямо выдавались капиталы из казны на выгодных условиях . 
3.     Облегчение в снабжении фабрик дешевыми и обильными сырыми материалами производства; в этих видах предписывалось законом расширить в России производство сырых продуктов, допускался беспошлинный привоз последних из-за границы, стеснялся или запрещался вывоз отечественных материалов для рукоделия и пр. 
4.     Обеспечение фабрикантов дешевым или даровым рабочим трудом: было ведено отдавать на фабрики преступников, некоторым фабрикам было дозволено покупать к заводам крестьян для обязательных работ на них. А в видах доставления фабрикантам возможности нанимать опытных и искусных мастеров правительство привлекало последних из-за границы. 
5.     Облегчение сбыта готовых изделий. Для этого изделия фабрик освобождались от внутренних таможенных пошлин, правительство иногда покупало у фабриканта продукты, оставшиеся непроданными, с этой же целью стеснялся привоз из-за границы таких изделий, которые, по мнению правительства, производились в достаточном количестве в России.    
 
Петром 1 было издано несколько указов, воспрещавших вывоз драгоценных металлов, что главное внимание правительства было обращено на мануфактурную и горнозаводскую промышленность. Главной задачей было привлечь побольше золота и серебра из других стран. Петр 1 редко и неохотно освобождал произведения русской фабрикации от отпускных пошлин, считая, что русская мануфактура должна существовать для России и удовлетворять ее нужды. До 1724 года были запрещены или обложены высокими пошлинами  следующие изделия: некоторые шелковые изделия, краска бакан и иглы. 
 
В 1723 г., после путешествия по России, Петр 1 пришел к убеждению, что мануфактура плохо подвигается вперед. Главная причина тому  - конкуренция иностранных изделий. Он издал указ, отличающийся резко протекционным направлением. Одновременно с указом издано распоряжение о наложении пошлины на привозимые товары из-за моря, которые в России делаются. Правила изъятия пошлин были внесены в Регламент Коммерц-Коллегии, а вместе с ним был издан 31 января 1724г. и тариф привозным и отвозным товарам. Данные тарифы должны облагаться пошлинами в 5% стоимости независимо от того, покупаются ли они на деньги, привезенные купцами, или же на деньги от продажи товаров. 
 
Система пошлин, установленная тарифом 1724 ., заключалась в следующем: 
 
Оставлено в стиле запрещение привоза краски бакана; более же в тарифе запретительных статей не встречается. Но на те продукты, которые, по мнению составителей тарифа, производились в достаточном количестве в России, пошлина назначена в очень высоком размере – 75%. К таким предмета, например, отнесены: скатерти, салфетки, парусина, шелковые изделия, железо не в деле, иглы, пергамент и др. 
 
Что касается отвозных товаров, пошлина с них оставлена в прежнем размере – около 3% цены. Оклады увеличены только на те из отпускных товаров, относительно которых Россия до некоторой степени имела монополию вывоза – на некоторые меха, на икру и пр. Запретительная пошлина наложена на отпускную пряжу из льна и пеньки для поощрения русского ткацкого производства. Тариф 1724 г. был установлен только для портов С-Петербургского, Нарвского, Выборгского, Архангельского и Копского, но вскоре он был введен в действие и на польской границе. 
 
Тариф 1724 г. представляется перечислением привозных и отпускных товаров, расположенных приблизительно в алфавитном порядке. Около половины товаров обложены ценовыми пошлинами; в остальных случаях пошлины положены с веса или меры.

Информация о работе Понятие и признаки таможенного тарифа