Понятие и виды таможенных режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Таможенный режим является одним из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. Согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ "таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей". Вместе с тем необходимо отметить, что таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условия нахождения его на таможенной территории либо вне ее, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар.

Содержание работы

Введение 4
Задачи таможенной политики 5
Классификация таможенных режимов 6
Основные таможенные режимы 10
Таможенные режимы переработки 22
Специальные таможенные режимы 25
Иные таможенные режимы 31
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

- товары вывозились и  ввозятся одним и тем же  лицом, оплатившим вывозную таможенную  пошлину или налог на экспорт;

- в таможенный орган,  производящий таможенное оформление, представляется ГТД, на основании  которой начислялись и взимались  таможенные пошлины, и письменное  подтверждение таможенного органа, которому они уплачивались, о  фактическом поступлении платежей на счет таможни.              При реимпорте товаров, экспортируемых с территории РФ после 1 января 1992 г., декларант уплачивает таможенному органу суммы НДС, которые были возвращены в связи с экспортом, либо от которых товары были освобождены в связи с экспортом, а также акцизы по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров.      Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.

Экспорт товаров

Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).        Экспорт товаров регулируется не только главой №14 ТК РФ. Большое значение в регламентации этих вопросов имеют указы Президента РФ, среди которых в первую очередь следует назвать Указы Президента РФ от 6 марта 1995 года №245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1995. №11. Ст. 968. и от 30 ноября 1995 года №1204 « О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» Собрание законодательства РФ. 1995. №49. Ст. 4776., Федеральный закон « О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Собрание законодательства РФ, 1995, N 42, ст. 3923., Федеральную программу развития экспорта Собрание законодательства РФ. 1996. №46. Ст. 5249., одобренную постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №123.      Ослабление режима государственного регулирования в осуществлении экспортной деятельности предприятиями нашло отражение в Указе Президента РФ от 6 марта 1995 г. №245, согласно которому количественные и иные нетарифные ограничения импорта могут устанавливаться только в отношении отдельных товаров и в строго ограниченных законом случаях, а также не допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами обязательного объема поставок на внешний рынок. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Собрание законодательства РФ, 1995, N 42, ст. 3923 статьей 15 предусмотрено, что количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ для обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем рынке и защиты внешнего рынка РФ.         Государственное регулирование экспорта осуществляется с помощью валютного контроля за экспортными поступлениями сделок, который был введен в начале 1994 года. Инструкция ГТК и ЦБ России от 12 октября 1993 г. № 01-20/10203 и №19 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров « ( с изменениями и дополнениями от 2 февраля 1994 г. № 01-13/1116 и от 21 января 1994г. «74) - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1994. №7.  На экспортера возлагается обязанность обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. К мерам государственного регулирования относится и регистрация экспортных контрактов, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. №758, установившим Порядок регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации Таможенные ведомости. 1996. № 5.    Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других установленных требований. Обязанность уплаты вывозных (экспортных) пошлин, предусмотренная постановлением Правительств РФ от 31 декабря 1991 г. №91 « О введении экспортного тарифа отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации», была отменена с 1 апреля 1996 г. на все товары, за исключением нефти и газового конденсата.     При экспорте товары освобождаются от налогов, либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (ст.98 ТК РФ). Сбор за таможенное оформление товаров, помещаемых под режим экспорта, по общему правилу, уплачивается в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров: 0,1 процент - в рублях и 0,05 процента - в иностранной валюте.              Важным условием выпуска товаров в таможенном режиме экспорта является неизменность их состояния с момента принятия таможенной декларации (ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют изменения состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.        Как правило, режим экспорта используется при выполнении контракта по поставкам отечественной продукции за рубеж. Экспорт стимулирует поступление валюты в страну, развитие конкурентоспособных производств.

Реэкспорт товаров

Реэкспорт товаров -- таможенный режим, при котором  иностранные товары вывозятся с  таможенной территории Российской Федерации  без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования и квотирования). Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ГТК РФ.    Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только с разрешения ГТК России и только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.         При вывозе реэкспортируемых товаров, согласно ст. 101 ТК РФ, "уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:            1)реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

2) реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;

3) реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода. Одновременно законодатель предусмотрел вариант и заявления таможенного режима "реэкспорт товаров" при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Такая ситуация, в частности, возникает при участии иностранных фирм в проводящихся в России международных аукционах. В этих случаях ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу России в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта (ч. 1 ст. 101 ТК РФ), однако срок вывоза ограничен шестью месяцами со дня принятия таможенной декларации. В случае нарушения указанного срока таможенные пошлины и налоги уплачиваются вместе с процентами с них по ставкам, устанавливаемым ЦБ России по представляемым этим банком кредитам. Вместе с тем ТК РФ допускает возможность взимания вывозных пошлин и налогов при реэкспорте товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 101 ТК РФ).

Транзит товаров

Транзит товаров -- таможенный режим, при котором  товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными  органами Российской Федерации, в том  числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 35 ТК РФ).

В целях учета перемещаемых по стране грузов подается заявление  и получается разрешение таможенного  органа на транзит товаров.   Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров. В отдельных случаях, например при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспортом, разрешение выдается только после внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.      Существуют условия помещения товаров под таможенный режим транзита:

        - товар должен оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;          -    не использоваться для каких-либо целей, кроме транзита;    - не являться товаром, запрещенным к перемещению через территорию РФ.             Имеется ограничение по срокам нахождения товара на территории России: исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута, других условий, это время должно определяться из расчета не более 1 месяца на каждые 2000 километров.        Ответственность за соблюдение таможенных правил, все возникающие расходы несет перевозчик товаров. Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.       Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов (ст. 37 ТК РФ).              Ответственность за транзит товаров согласно ст. 40 ТК несет перевозчик. При выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа иди убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действии органов или должностных лиц иностранного государства (ст. 40 ТК РФ).

Временный ввоз (вывоз)

Временный ввоз (вывоз) товаров -- таможенный режим, при  котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения (ст. 68 ТК РФ).              Режим временного ввоза (вывоза) товаров регулируется главой 11 ТК РФ, а также нормативными актами ГТК: Указанием от 25 апреля 1994 года №01-12/328 «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)» Таможенные ведомости. 1994. №7., Указанием от 28 февраля 1995 года №01-13/2863 «О таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим ввоза (вывоза)» Таможенные ведомости. 1994. №3., Порядком уплаты таможенных пошлин при частичном освобождении от уплаты таможенных платежей, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров от 22 августа 1995 года «01-20/11927 Таможенные ведомости. 1994. №9. и др.           Данный таможенный режим предоставляется на основе разрешения таможенного органа Российской Федерации. В случаях, определяемых ГТК России, данный режим допускается только при предоставлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей (ч. 1 ст. 69 ТК). Во всех других случаях в соответствии с ч. 1 ст. 68 ТК пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Вместе с тем ГТК предоставлено право определять категории товаров, которые не могут ввозиться (вывозиться) временно (ч. 2 ст. 69 ТК).      Сроки временного ввоза (вывоза) товаров не могут быть больше двух лет, однако ГТК РФ имеет право для отдельных категорий товаров устанавливать более короткие или, наоборот, более продолжительные сроки временного ввоза (вывоза) товаров.         Рассматриваемый таможенный режим чаще всего заявляют при ввозе/вывозе выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, транспорта, осуществляющего международные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый характер и не имеет смысла помещать их под режим выпуска для свободного обращения.      ГТК РФ устанавливает перечень категорий товаров, помещение которых под таможенный режим временного ввоза/вывоза не допускается. К ним относятся: -- расходуемые материалы и образцы; -- пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табачные изделия, за исключением случаев временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах;

— квотируемые  товары, предназначенные для вывоза;

— промышленные отходы.

Также устанавливается  перечень товаров, помещаемых под режим  временного ввоза (вывоза), с полным освобождением от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость  и акцизов. Полное освобождение от таможенной пошлины и налогов возможно на срок не более 1 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Таможенные  режимы переработки

Российским  таможенным законодательством предусмотрены  три режима переработки товаров: -- на таможенной территории; -- под таможенным контролем; -- вне таможенной территории.      Таможенные режимы переработки регулируются главами 9, 10, 13 ТК РФ, а также значительным числом ведомственных актов ГТК, в числе которых следует назвать указание «О применении таможенных режимов переработки» от 6 апреля 1994 года Таможенные ведомости. 1994. №5., указание «О некоторых вопросах таможенного оформления товаров, вывозимых (ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» от 5 августа 1994 года Таможенные ведомости. 1994. №9., Временное положение «О порядке ввоза в РФ иностранных товаров и вывозу российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашению о международной кооперации производства», утвержденное совместно МВЭС РФ И ГТК (соответственно 4 марта 1992 года и 7 марта 19992 года), и др. Переработка товаров на таможенной территории -- таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ).   Согласно ст. 59 ТК РФ операции по переработке включают: изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары; собственно переработку и обработку товаров; ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок; использование некоторых товаров, содействующих производству продуктов переработки или облегчающих его. ГТК по согласованию с Минэкономики России может вносить ограничения и устанавливать условия проведения операций по переработке товаров, включая возможность и порядок использования российских товаров.

Переработка товаров под таможенным контролем -- таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещения продуктов переработки под другой таможенный режим (ст.65 ТК РФ). Согласно ст. 67 ТК РФ переработка товаров под таможенным контролем не может использоваться для уклонения от соблюдения мер экономической политики и правил определения страны происхождения товаров. ГТК России может устанавливать случаи, когда использование таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем не допускается (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).             При помещении товаров под режим переработки под таможенным контролем платежи на депозит таможенного органа не перечисляются. Этот режим используется, например, в случае, когда предприятие осуществляет ремонт ранее вывезенной за границу техники; он может применяться предприятиями, экспортирующими товары, собранные на территории РФ из импортных комплектующих.          В отдельных случаях необходима лицензия соответствующего органа при помещении ряда товаров под режим переработки под таможенным контролем. Это касается урановых и торцевых руд и концентратов, изотопов драгоценных металлов, товаров двойного назначения.    Особый порядок существует при переработке товаров, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни и янтарь.    Переработка товаров вне таможенной территории -- таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).       Согласно ст. 88 ТК РФ при переработке товаров вне таможенной территории могут применяться все операции, применяемые при переработке товаров на таможенной территории (они конкретизированы в ст. 59 ТК РФ). Таможенный режим переработки вне таможенной территории представляется российским лицам по лицензии таможенного органа России. Порядок выдачи лицензий определяется ГТК России.      Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может применяться:          а) к товарам, которые до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов, до окончания пользования таким освобождением;    б) если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;          в) в иных случаях, определяемых ГТК по согласованию с Минэкономики и Минфином России (ст. 89 ТК РФ).

 

 

 

 

 

2.3 Специальные таможенные режимы

Таможенный  склад

Содержание  режима таможенный склад раскрыто в ст. 41 ТК РФ. В ней указывается, что ввезенные на такой склад товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ.           Режим таможенного склада регулируется главой №7 ТК РФ, Правилами учреждения таможенных складов Приказом ГТК РФ от 22 февраля 1994 года №72 Таможенные ведомости. 1994. №4., а также отдельными нормами Положения о таможенных складах, утвержденного приказом ГТК РФ от 10 февраля 1993 года №314 Таможенные ведомости. 1993. №7.            Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу на таможенную территорию РФ и к вывозу с таможенной территории РФ, а также в других случаях, если это предусмотрено соответствующими нормативными актами (ст. 42 ТК РФ).  Обеспечение хранения товаров осуществляется путем использования специально выделенного и обустроенного помещения - таможенного склада. Таможенные склады разделяются на типы по степени открытости на открытые и закрытые (ст. 46 ТК РФ). Открытые предназначены для использования любыми лицами, закрытые -- строго ограниченным кругом лиц. По составу учредителей таможенные склады делятся на склады, учреждаемые таможенными органами, и склады, учреждаемые российскими лицами. Склады, учреждаемые таможенными органами, во всех случаях являются открытыми (ст. 47 ТК РФ). Функционирование таможенных складов, создаваемых российскими лицами, регламентируется нормами ТК, а также Положением о таможенных складах, утвержденным приказом ГТК России от 10 августа 1993 г. № 314 (далее - Положение ГТК России). В соответствии с п. 12.1 указанного Положения таможенные склады закрытого типа могут учреждаться: лицами, специализирующимися на хранении товаров, предназначенных для их профессиональной деятельности; для хранения собственных товаров, а также перевозимых товаров, если владелец склада является перевозчиком; для хранения товаров третьих лиц, определенных владельцам склада при его учреждении.    В случае учреждения таможенных складов российскими лицами таможенный склад может быть как открытого, так и закрытого типа, и для его открытия владельцу необходимо получить в таможне лицензию на открытие таможенного склада, которая выдается только при выполнении ряда условий в части оборудования склада, площади, оплаты сборов.  Статья 50 ТК РФ устанавливает ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов и внесение таможенных платежей. Если таможенный склад учрежден таможенным органом, ответственность несет лицо, поместившее товар на хранение. При хранении товаров на частном таможенном складе ответственность за уплату таможенных платежей несет его владелец.   Общий срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать трех лет (ст.43 ТК РФ). Для отдельных лиц таможенный орган вправе ограничить указанный срок до одного года.     По истечению срока хранения товары должны быть вывезены со склада.

Информация о работе Понятие и виды таможенных режимов