Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………...…….4
1.1. Лицензирование и квотирование…………………………………………5
1.2. Сертификация…………………………………………………………...…7
1.3. Запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров…………………………..….9
1.4. Экспортный контроль…………………………………………………....10
1.5. Другие меры………………………………………………………………11
Глава 2. Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров…………………………………………………………………...……….13
2.1 Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза………………………………………………………………………..…….13
2.2 Радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров……………………………………………………………...……17
Приложение1…………………………………………………………….....…….22
Заключение…………………………………………………….…………………26
Список литературы……………………………………………………............…27

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и значение мер нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности……………………………………...…….4

    1. Лицензирование и квотирование…………………………………………5
    2. Сертификация…………………………………………………………...…7
    3. Запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров…………………………..….9
    4. Экспортный контроль…………………………………………………....10
    5. Другие меры………………………………………………………………11

Глава 2. Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров…………………………………………………………………...……….13

     2.1 Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного       союза………………………………………………………………………..…….13

     2.2 Радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров……………………………………………………………...……17

Приложение1…………………………………………………………….....…….22

Заключение…………………………………………………….…………………26

Список литературы……………………………………………………............…27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших направлений  регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная  практика, исторически являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.   

Мировой опыт свидетельствует, что даже в  промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих  производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.   

Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда  все большее число предприятий  вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем, связанных  с регулированием данной деятельности государством.   

Использованием  нетарифных ограничений во внешней торговле зарубежные страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.   

В условиях все более активного участия  России в мирохозяйственных процессах  актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны.

 

 

Глава 1. Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 
   

Как известно, законодательство Российской Федерации  допускает применение двух методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности - таможенно-тарифного  и нетарифного. Использование обоих  этих методов отвечает общемировой  практике. В странах с рыночной экономикой в большей мере используются экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввоз и вывоз товаров и на формирование внутреннего рынка товаров через механизм таможенных пошлин.   

Для нашей  же страны использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры неодинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в России наряду с экономическими мерами большую роль играют административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок как от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров, так и от излишних импортных поставок, поддерживает тем самым отечественных производителей.   

Нетарифные  меры государственного регулирования  внешней торговли, лишая покупателей  свободного выбора товаров и тем самым ослабляя конкуренцию отечественных товаров с иностранными, казалось бы, должны подрывать рыночный механизм. Но это не так, потому что такие меры принимаются либо в течение ограниченного срока , либо в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров, и предназначены для решения определенных экономических и социальных проблем, требующих оперативного вмешательства государства. Таким образом, нетарифные меры должны не разрушать внутренний рынок страны, а наоборот, содействовать его нормальному функционированию.   

В настоящее  время меры нетарифного регулирования  внешней торговли в России включают в себя:   

- лицензирование  и квотирование экспорта и  импорта;   

- сертификацию  некоторых товаров на безопасность  и соответствие существующим  госстандартам;    

- запрет  на ввоз и вывоз отдельных  товаров;   

- разрешительную  систему ввоза и вывоза отдельных  товаров;   

- процедуру  экспортного контроля (в основном  продукции военного назначения);    

- процедуру  декларирования товаров. Обеспечивающую  фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, валютный контроль, санитарно-гигиенический контроль.      

 

    1.  Лицензирование и квотирование 

 

   Лицензирование  и квотирование - это наиболее распространенные меры нетарифного регулирования внешней торговли. Их роль состоит в ограничении импорта или экспорта любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или из них).   

Лицензирование - это административная процедура  регулирования государственными органами внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи лицензии. Оно используется в качестве регулятора спроса и предложения товаров на внутреннем и внешнем рынке. А квотирование - комплекс мер по введению ограничений во внешнеэкономической деятельности в области экспорта или импорта товаров, проводимый со стороны государства или международных организаций , т.е. установление Правительством РФ количественных ограничений (квот) экспорта и импорта.   

Лицензирование  и квотирование часто тесно связаны между собой. В частности, лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам и до ее исчерпания. Лицензирование также представляет собой форму государственного учета и контроля за ввозом и вывозом определенных товаров. Выдача лицензий обычно сопровождается квотированием.   

Лицензия - это специальный документ, разрешающий  совершение внешнеторговых операций в  течение определенного срока  времени или с определенным количеством  товара. Лицензии применяются при регулировании как экспорта, так и импорта в целях ограничения вывоза необходимых на внутреннем рынке товаров, улучшения финансового положения страны, рационального использования иностранной валюты и контроля за поступлением в страну валютной выручки.   

Выдача  лицензий осуществляется  Министерством  промышленности и торговли РФ всем субъектам хозяйственной деятельности, зарегистрированным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.    

Квоты - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость перемещаемого через таможенную границу товаров.    

Квотирование  импорта подразумевает использование  индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок импортных  товаров в страну. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.   

К товарам, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации осуществляется по разрешениям, относятся: радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (при их ввозе), оружие и боеприпасы невоенного назначения (как при ввозе, так и при вывозе), культурные ценности (при их вывозе), картографические и топографические материалы (как при ввозе, так и при вывозе), лекарственные средства, наркотические, психотропные вещества и яды (как при ввозе, так и при вывозе), химические средства защиты растений (как при ввозе, так и при вывозе) и ряд других товаров.      

 

    1. Сертификация

 

    

Сейчас  во всем мире уделяется огромное внимание качеству импортируемых товаров. И  Россия в этом смысле не исключение, поэтому существует такая мера нетарифного  регулирования как сертификация.    

Сертификация - это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованию стандартов и технических условий.   

Роль  сертификации - повышение качества производимых и импортируемых товаров, дополнительную гарантированность  для потребителей качества потребляемых товаров, их соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном счете, повышение качества жизни населения страны.    

Система сертификации качества продукции предполагает также и ее гигиеническую, ветеринарную и фитосанитарную оценки, которые осуществляются соответствующими компетентными органами по специально установленным правилам.   

В соответствии c Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ввозимые на таможенную территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:   

1) не  имеют сертификата, маркировки  или знака соответствия в случаях,  предусмотренных федеральными законами  и иными правовыми актами Российской  Федерации;    

2) не  соответствуют перечисленным стандартам  и требованиям;   

3) запрещены  к использованию как опасные потребительские товары;   

4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.   

Процедура сертификации включает в себя:   

1) подачу соответствующей заявки на проведение сертификации;   

2) принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;   

3) отбор, идентификация и испытание образцов продукции;   

4) анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче   

либо  об отказе в выдаче сертификата соответствия;    

5) саму выдачу сертификата соответствия и лицензии на право   

применения  знака соответствия.   

Данные  вышеперечисленные меры я считаю одними из самых нужных и действенных, и без создания государством этих мер жизненный уровень нашего народа и страны был бы гораздо  ниже.

    1. Запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров

 

 

   Но  есть еще несколько достаточно полезных мер нетарифного регулирования ВЭД.   

Следующая мера - это запрет на ввоз и вывоз  отдельных товаров, который устанавливается  исходя из соображений государственной  безопасности, защиты общественного  порядка, нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов российского государства.   

Информация о работе Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности