Понятие лицензирования. Лицензия и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:28, реферат

Описание работы

Актуальностью написания данной работы является такой значительный раздел нетарифного регулирования, как лицензирование в сфере внешней торговли.
Целью данной работы является изучение понятия и сущности лицензирования, определение его роли в сфере внешней торговли товарами.
Основные задачи работы:
определить, что такое лицензирование и описать сущность данного термина;
определить, что такое лицензия и выделить её основные виды, предусмотренные законодательством;
выявить алгоритм получения лицензии и отдельные его составляющие;
проанализировать данную работу и сделать краткие выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Понятия лицензирования и его сущность………………………………...5
Лицензия и её виды, предусмотренные законодательством…………….7
Алгоритм получения лицензии…………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников………………………………………...…21

Файлы: 1 файл

РЕФтитЕРАТ.docx

— 41.04 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

 

                    Тема.Понятие лицензирования. Лицензия и её виды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Понятия лицензирования и его сущность………………………………...5
  2. Лицензия и её виды, предусмотренные законодательством…………….7
  3. Алгоритм получения лицензии…………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников………………………………………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из областей таможенного  законодательства, неизменно представляющей проблемы для участников ВЭД является законодательство о нетарифном регулировании. До вступления Российской Федерации  в таможенный союз сложности при  применении мер нетарифного регулирования возникали,  в том числе, из-за большого количества нормативных правовых актов, каждый из которой регулировал сравнительно небольшой сектор единой системы нетарифного регулирования.

После создания Таможенного  союза Евразийского экономического сообщества вступило в силу Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования  в отношении третьих стран» от 25.01.2008 г. (далее – Соглашение)

В соответствии с Соглашением  под мерами нетарифного регулирования  понимается комплекс мер регулирования  внешней торговли товарам, осуществляемы  путем введения количественных и  иных запретов и ограничений.

Решением Межгосударственного  совета евразийского экономического сообщества «О едином нетарифном регулировании  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

от 27 ноября 2009 г. № 19 утвержден  Единый перечень товаров, к которым  применяются запреты или ограничения  на ввоз или вывоз государствами  – участниками таможенного союза  в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Данным перечнем устанавливаются  запреты и ограничения в отношении  таких категорий товаров как  озоноразрушающие вещества, опасные  отходы, лесоматериалы, оружие и т.п. Кроме того, к данному перечню  прилагаются также и Положения, регулирующие порядок применения ограничений  и перемещения таких товаров  через таможенную границу таможенного  союза.

Актуальностью написания данной работы является такой значительный раздел нетарифного регулирования, как лицензирование в сфере внешней торговли.

Целью данной работы является изучение понятия и сущности лицензирования, определение его роли в сфере  внешней торговли товарами.

Основные задачи работы:

  1. определить, что такое лицензирование и описать сущность данного термина;
  2. определить, что такое лицензия и выделить её основные виды, предусмотренные законодательством;
  3. выявить алгоритм получения лицензии и отдельные его составляющие;
  4. проанализировать данную работу и сделать краткие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия лицензирования и его сущность

 

Лицензирование – это административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. 

Лицензирование в сфере  внешней торговли товарами (далее - лицензирование) устанавливается в  следующих случаях:

  1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  2. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  4. выполнение государствами-членами таможенного союза своих международных обязательств.

Отсутствие лицензии, если ее наличие предусмотрено законодательством, является основанием для отказа в  выпуске товаров таможенными  органами.

Лицензирование в сфере  внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе осуществляется на основании Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней  торговли товарами от 09.06.2009 г. (далее - Соглашение о лицензировании).   В соответствии с данным соглашением выдача лицензий осуществляется в отношении товаров, включенных в уже упомянутый Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Лицензирование играет существенную роль в современном таможенном регулировании. Среди функций, которые оно выполняет, следует выделить следующие:

1) контрольная - позволяет следить за перемещением товара. Поскольку лицензия содержит ключевые данные о внешнеторговой операции (наименования и адреса сторон, реквизиты договора, должностного лица, оформившего лицензию, соответствующие даты, сведения о товаре), а также благодаря занесению всей информации о выданных лицензиях в сетевые информационные системы, таможенные органы обеспечиваются необходимыми сведениями о перемещении конкретных товаров;

2) ограничительная - представляет собой обременение участников внешнеторговой деятельности. Получение лицензии требует временных и финансовых затрат, всегда связано с необходимостью получения различных документов, на основании которых лицензия выдается. При этом размеры пошлин на получение таких документов могут варьироваться;

3) информационная - позволяет вести отдельную статистику по лицензируемым товарам.

Смысл лицензирования формально  состоит в том, что уполномоченный орган собирает основные сведения о  товаре и поставке, проверяет совершаемую  внешнеторговую операцию на соответствие нормам действующего законодательства и удостоверяет это соответствие выдачей лицензии. При этом система  лицензирования в Российской Федерации  после образования Таможенного  союза по-прежнему базируется на двухступенчатой  российской модели.

 

 

 

 

  1. Лицензия и её виды, предусмотренные законодательством

 

Лицензия - официальный документ, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.

Лицензия представляет собой  специальный документ на право осуществления  экспорта и (или) импорта товаров, составленный на специальном бланке, защищенном от подделок. Выдаются лицензии уполномоченными федеральными органами:

  1. Минпромторгом России (пункт 5.8.12 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438) – на товары  единого переченя товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
  2. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) – на продукцию товаров двойного назначения (товары, которые используются в мирных целях,  но могут быть применены при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки);
  3. Федеральной службой по военно – техническому сотрудничеству (ФС ВТС) – на продукцию военного назначения.

Приказом Минпромторга РФ от 17.02.2012 № 135 утвержден Административный регламент Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения полномочий по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт  и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению  федерального банка выданных и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов.

Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый в  соответствии с единой Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в отношении  которого введено лицензирование или  наблюдение.

Выдаются следующие виды лицензий: разовые, генеральные, исключительные:

1) разовая лицензия — лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой  деятельности на основании внешнеторговой  сделки, предметом которой является  лицензируемый товар, и предоставляющая  право на экспорт и (или)  импорт этого товара в определенном  количестве.

Разовая лицензия выдается участнику  ВЭД на основании внешнеторговой сделки (например, контракта)

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых  введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается  в календарном году, на который  установлена квота;

2) генеральная лицензия — лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой  деятельности на основании решения  Правительства Российской Федерации  в случаях, предусмотренных Решением  Комиссии Таможенного союза, и  предоставляющая право на экспорт  и (или) импорт отдельного вида  лицензируемого товара в определенном  лицензией количестве.

Генеральная лицензия – предоставляет  право на импорт или экспорт товара в количестве, определенном лицензией (фактически предоставляет возможность заключать несколько внешнеторговых контрактов, используя одну лицензию)

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено Решением Комиссии Таможенного союза;

3) исключительная лицензия —  лицензия, предоставляющая участнику  внешнеторговой деятельности исключительное  право на экспорт и (или)  импорт отдельного вида товара, в случаях, предусмотренных Решением  Комиссии Таможенного союза, определенное  соответствующим федеральным законом  (например, ГАЗПРОМ).

Исключительная лицензия предоставляет  исключительное право на экспорт  или импорт отдельного вида товара.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается Решением Комиссии Таможенного союза в каждом конкретном случае.

Новым для российского  законодательства также является и  необходимость для экспорта или  импорта отдельных товаров разрешений. Необходимость получения такого разрешения определяется предметом  внешнеэкономической сделки, если им является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом  или импортом – то получение данного  разрешения необходимо. Процедура наблюдения, уже упоминавшаяся в данной статье, также является новой для российского  законодательства. 

Разрешение — разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено  наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве. Разрешения выдаются без ограничений всем заявителям.

Срок действия разрешения ограничивается календарным годом, в котором  выдано разрешение.

При этом такие разрешения во всех странах таможенного союза  должны выдаваться всем участникам внешнеэкономической  деятельности без ограничений не позднее 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

В соответствии с Соглашением  наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров –  временная мера, устанавливаемая  в целях мониторинга динамики экспорта и (или импорта) отдельных  видов товаров. В Соглашении наблюдение также именуется автоматическим лицензированием. При этом, статья 6 Соглашения предусматривает, что процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, срок выдачи не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления, а сами разрешения должны предоставляться всем участникам ВЭД без ограничений.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Соглашения о лицензировании государственная пошлина за выдачу разрешений не взимается. Можно говорить о том, что государства-участники таможенного союза нашли способ мониторинга товарных потоков, который будет максимально необременительным для участников внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Понятие лицензирования. Лицензия и её виды