Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:28, реферат
Актуальностью написания данной работы является такой значительный раздел нетарифного регулирования, как лицензирование в сфере внешней торговли.
Целью данной работы является изучение понятия и сущности лицензирования, определение его роли в сфере внешней торговли товарами.
Основные задачи работы:
определить, что такое лицензирование и описать сущность данного термина;
определить, что такое лицензия и выделить её основные виды, предусмотренные законодательством;
выявить алгоритм получения лицензии и отдельные его составляющие;
проанализировать данную работу и сделать краткие выводы.
Введение………………………………………………………………………...…3
Понятия лицензирования и его сущность………………………………...5
Лицензия и её виды, предусмотренные законодательством…………….7
Алгоритм получения лицензии…………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников………………………………………...…21
Из положительных моментов нового порядка лицензирования, введенного в связи с вступлением России в таможенный союз, следует отметить сокращение срока выдачи лицензии с 20 до 15 рабочих дней со дня подачи заинтересованным лицом необходимых документов.
В выдаче лицензии участвуют два органа: профильная федеральная служба (федеральный орган, уполномоченный осуществлять контроль по данной группе товаров) и Минпромторг России.
Заявитель для получения разрешения представляется пакет документов, почти идентичный пакету документов для оформления лицензии, в федеральный орган, уполномоченный осуществлять контроль по данной группе товаров.
Заявителями государственной услуги являются:
Саму лицензию оформляет
Министерство, но его роли в процессе
формальны, так как лицензия выдается
только после рассмотрения обращения
заявителя соответствующей
Показательно, что случаи
отказа в выдаче лицензии при наличии
разрешения единичны, в то время
как выдача лицензии без разрешения
(или при решении
Основания для отказа в выдаче лицензии Минпромторгом России, установленные пунктом 6 статьи 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 , и являются общими для государств - членов Таможенного союза:
Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и предоставляется заявителю в письменной форме.
Если рассматривать каждое
основание по отдельности, то отчетливо
можно увидеть, что оно неактуально
при проверке Минпромторгом России,
поскольку уже проверяется
Еще один пример: если не представлен какой-либо из документов, предусмотренных для получения лицензии, в том числе документ об оплате государственной пошлины, то есть имеются в виду документы, которые ранее представлялись в соответствующую уполномоченную службу, а также разрешение этой службы и квитанция об оплате пошлины, то и здесь вопрос решается на уровне уполномоченной службы.
Далее, если имеет место
прекращение или
Следующее основание: нарушение
международных обязательств странами
- участницами Таможенного союза, которое
может наступить вследствие исполнения
договора (контракта), для реализации которого
запрашивается лицензия - страна импортера
всегда указана в представляемых в уполномоченную
службу документах. Поскольку все уполномоченные
службы являются профильными и каждая
курирует соответствующие международные
акты, касающиеся конкретного вида продукции,
то всевозможные несоответствия отсекаются
на этом этапе.
Наконец, исчерпание квоты (в случае оформления
лицензии на квотируемые товары): распределением
квот занимается Правительство РФ (статья
23 Федерального закона "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности").
Уполномоченная служба всегда обладает
всей информацией об оставшихся квотах.
При вынесении федеральной службой отказа в выдаче разрешения у Министерства нет возможности повлиять на данную ситуацию, и лицензия не будет выдана ни при каких условиях. У Минпромторга России есть только ответственность, но нет реальных полномочий. Для устранения указанного недостатка следует или отменить систему разрешений на конкретный товар, передав лицензирование на уровень уполномоченной службы, или отменить лицензирование (если товар не представляет существенного интереса для государства), оставив только оформление разрешений (что уже сделано в отношении видов дикой флоры и фауны).
Доказательством этого является нижеприведенный действующий перечень лицензируемой продукции. До образования Таможенного союза единого свода таких товаров не было. Это создавало трудности для участников внешнеторговой деятельности, которые не знали, что именно и на основании чего лицензируется. Кроме того, такая ситуация способствовала злоупотреблениям таможенных органов, позволяя требовать разрешительные документы там, где они не нужны. Действовало множество постановлений Правительства РФ - одни содержали перечень лицензируемых товаров, другие - порядок выдачи разрешений и лицензий.
Большим шагом вперед при
формировании Таможенного союза
стало создание единого акта, в
котором были систематизированы
все лицензируемые товары и порядок
выдачи разрешительных документов - уже
упомянутого выше Единого перечня
товаров, к которым применяются
запреты или ограничения на ввоз
или вывоз государствами-
1.1. Озоноразрушающие вещества, запрещенные
к ввозу на территорию Таможенного союза
и вывозу с территории Таможенного союза.
1.2. Опасные отходы, ввоз которых на территорию
Таможенного союза запрещен.
1.3. Информация на печатных, аудиовизуальных
и иных носителях информации, запрещенная
для ввоза на таможенную территорию Таможенного
союза, вывоза с таможенной территории
Таможенного союза и транзита по таможенной
территории Таможенного союза.
1.4. Средства защиты растений, запрещенные
к ввозу на таможенную территорию Таможенного
союза, подпадающие под действие приложений
"А" и "В" Стокгольмской конвенции
о стойких органических загрязнителях,
подписанной в Стокгольме 22.05.2001.
1.5. Лесоматериалы, регенерируемая бумага,
картон, макулатура, запрещенные к вывозу
с таможенной территории Таможенного
союза.
1.6. Служебное и гражданское оружие, его
основные части и патроны к нему, запрещенные
для ввоза на таможенную территорию Таможенного
союза, вывоза с таможенной территории
Таможенного союза и транзита по таможенной
территории Таможенного союза.
1.7. Орудия добычи (вылова) водных биологических
ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную
территорию Таможенного союза.
1.8. Шкурки гренландского тюленя и бельков
гренландского тюленя, запрещенные к ввозу
на таможенную территорию Таможенного
союза.
2.1. Озоноразрушающие вещества и продукция,
их содержащая, ограниченные к перемещению
через таможенную границу Таможенного
союза при ввозе и вывозе.
2.2. Средства защиты растений, ограниченные
к перемещению через таможенную границу
Таможенного союза при импорте.
2.3. Опасные отходы, ограниченные к перемещению
через таможенную границу Таможенного
союза при ввозе и (или) вывозе.
2.4. Коллекции и предметы коллекционирования
по минералогии и палеонтологии, ограниченные
к перемещению через таможенную границу
Таможенного союза при вывозе.
2.5. Дикорастущее лекарственное сырье
(растения, части растений, семена, плоды),
ограниченные к перемещению через таможенную
границу Таможенного союза при экспорте.
2.6. Дикие живые животные и отдельные дикорастущие
растения, ограниченные к перемещению
через таможенную границу Таможенного
союза при экспорте.
2.7. Виды дикой фауны и флоры, подпадающие
под действие Конвенции о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения, ограниченные
к перемещению через таможенную границу
Таможенного союза.
2.8. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
виды диких животных и дикорастущих растений
их частей и (или) дериватов, включенных
в Красные книги Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации,
ограниченные к перемещению через таможенную
границу Таможенного союза при вывозе.
2.9. Драгоценные металлы и драгоценные
камни, ограниченные к перемещению через
таможенную границу Таможенного союза
при экспорте.
2.10. Необработанные драгоценные металлы,
лом и отходы драгоценных металлов, руды
и концентраты драгоценных металлов и
сырьевые товары, содержащие драгоценные
металлы, ограниченные к перемещению через
таможенную границу Таможенного союза
при экспорте.
2.11. Виды минерального сырья, ограниченные
к перемещению через таможенную границу
Таможенного союза при вывозе.
2.12. Наркотические средства, психотропные
вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз
которых на таможенную территорию Таможенного
союза допускаются на основании лицензии.
2.13. Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами
наркотических средств и психотропных
веществ, ограниченные к перемещению через
таможенную границу Таможенного союза
при ввозе и вывозе.
2.14. Лекарственные средства и фармацевтические
субстанции, ограниченные к перемещению
через таможенную границу Таможенного
союза при ввозе.
2.15. (Исключен).
2.16. Радиоэлектронные средства и (или)
высокочастотные устройства гражданского
назначения, в том числе встроенные либо
входящие в состав других товаров, ограниченные
к ввозу на территорию Таможенного союза.
2.17. Специальные технические средства,
предназначенные для негласного получения
информации, ввоз которых на таможенную
территорию Таможенного союза и вывоз
с таможенной территории Таможенного
союза ограничен.
2.18. Этиловый спирт и алкогольная продукция,
ограниченные к перемещению через таможенную
границу Таможенного союза при импорте.
2.19. Шифровальные (криптографические)
средства, ввоз которых на таможенную
территорию Таможенного союза и вывоз
с таможенной территории Таможенного
союза ограничен.
2.20. Культурные ценности, документы национальных
архивных фондов, оригиналы архивных документов,
ограниченные к перемещению через таможенную
границу Таможенного союза при вывозе.
2.21. Органы и ткани человека, кровь и ее
компоненты, ограниченные к перемещению
через таможенную границу Таможенного
союза при ввозе и (или) вывозе.
2.22. Служебное и гражданское оружие, его
основные (составные) части и патроны к
нему, ограниченные для ввоза на таможенную
территорию Таможенного союза, вывоза
с таможенной территории Таможенного
союза и транзита по таможенной территории
Таможенного союза.
2.23. Информация о недрах, ограниченная
к перемещению через таможенную границу
Таможенного союза при вывозе.
2.24. Товары, при экспорте и (или) импорте
которых установлены количественные ограничения.
2.25. Товары, при экспорте и (или) импорте
которых установлен разрешительный порядок.
2.26. Товары, при экспорте или импорте которых
установлено исключительное право.
2.27. Товары, импорт которых на таможенную
территорию Таможенного союза осуществляется
в рамках тарифных квот.
В вышеперечисленные разделы включены
как собственно лицензируемые товары,
так и те, которые перемещаются по разрешениям
(раздел 2.7 названного Единого перечня).
Как видим, Минпромторг России фактически осуществляет последующий контроль за разрешительной деятельностью уполномоченных служб.
Результатом исполнения государственной услуги является оформление лицензии разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров либо отказ в выдаче лицензий (разовой, генеральной, исключительной), формирование и ведение федерального банка выданных лицензий.
Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов заявителем.
Разрешение выдается в течение 3 рабочих дней со дня подачи проекта разрешения заявителем.
Срок предоставления сведений, содержащихся в федеральном банке выданных лицензий, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в порядке и размере, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Установленный размер государственной пошлины (лицензионный сбор):
За совершение действий, связанных с выдачей разрешения и дубликата разрешения, плата не взимается.
Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, предоставляются Министерством бесплатно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лицензирование – это административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Лицензирование в
Система лицензирования, как правило, применяется с целью оперативного контроля над соблюдением квот.
Однако она используется многими странами и в качестве самостоятельного средства нетарифного протекционизма. Лицензирование позволяет государству активно вмешиваться в формирование объема, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности.
Следует указать на значительные позитивные сдвиги в системе лицензирования внешней торговли товарами. Несомненно, она становится все более прозрачной и понятной для участников внешнеторговой деятельности. Систематизация законодательства о лицензировании привела и к его большей эффективности. Теперь существенные моменты урегулированы на международном уровне, что лишает национального законодателя возможности создавать путаницу на ровном месте, как это было в "предсоюзный" период. Это касается не только Единого перечня, но и технических правил лицензирования, которые теперь содержатся в вышеупомянутом Соглашении о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
Дальнейшее развитие законодательства о лицензировании неразрывно связано с реформированием всей системы нетарифного регулирования. В связи с этим представляется необходимым установить новое четкое определение нетарифных мер, которое не ограничивало бы их экономическими мерами и позволило бы нормально функционировать льготным таможенным режимам.
Лицензирование внешней торговли приследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния
и т. д.), и защиту
национального рынка от
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Понятие лицензирования. Лицензия и её виды