Понятие таможенных правоотношений, их виды и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:37, реферат

Описание работы

В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3-4
1. Таможенные правоотношения
1.1. Понятие таможенных правоотношений....................................................5-8
1.2. Виды таможенных правоотношений.........................................................9-10
2.Состав таможенных правоотношений: содержание, субъект, объект
2.1. Субъект таможенных правоотношений..................................................11-13
2.2. Физические лица как субъект таможенных правоотношений..............14-16
2.3. Юридические лица как су6ъекты таможенных правоотношений........17-19
2.4. Понятие объекта таможенных правоотношений.........................................20
Заключение.............................................................................................................21
Список использованных источников...................................................................22

Файлы: 1 файл

там.правоПонятие таможенных правоотношений, их виды и особенности.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

К числу организаций, участвующих в таможенных правоотношениях, относятся:

1)Таможенные органы;

2)Отечественные и находящиеся  (временно или постоянно) на  территории России иностранные  организации всех форм собственности в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

3)Различные иностранные  и отечественные общественно-политические, культурные, научно-просветительские, спортивные, религиозные, и иные  организации в связи с осуществлением  своей деятельности на международной арене;

4)Отечественные и иностранные  почтовые, транспортные и экспедиторские  организации, обслуживающие внешнеэкономические  связи;

5)Дипломатические, консульские  и иные официальные представительства,  международные организации;

6)Предприятия и организации, получившие от таможенных органов разрешение на занятие определенными видами деятельности в таможенной сфере (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения, магазин беспошлинной торговли и др.);

7)Некоторые другие  организации; 

Вступая в реальные правоотношения, коллективные субъекты действуют через  своих должностных лиц-представителей государственных органов и общественных организации, осуществляющих полномочия данных органов и организаций .

Юридические нормы сообщают участникам общественных отношений  особое свойство носителя юридических  прав и обязанностей – правосубъектность. Правосубъектность определяет круг лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прави  обязанностей .

Таможенная  правосубъектность – это отраслевая правосубъектность, отражающая способность лица быть участником правоотношений в таможенной сфере. Отдельные субъекты таможенного права могут быть участниками определенного круга правоотношений, т.е. обладать специальной правосубъектностью. Например, специальной правосубъектностью обладает ФТС России в качестве органа валютного контроля, предприниматель, получивший лицензию на учреждение таможенного склада и т.д.

Таможенная правосубъектность  включает:

а) правоспособность, т.е. способность обладания правами  и несения обязанностей;

б) дееспособность, т.е. способность  своими действиями осуществлять права  и обязанности.

Наряду с право- и  дееспособностью, целесообразно выделить деликтоспособность, под которой понимается, способность лица нести юридическую ответственность за правонарушения, (уголовные и административные) .

Таможенные правоотношения являются властными отношениями. Это  обстоятельство приводит к выделению  понятий активной и пассивной  правосубъектности. Активной правосу6ъекгностью наделены таможенные органы в качестве органов, исполнительной власти. Государственно-властные полномочия, таможенных органов закреплены в правовых нормах, определяющих задачи, права и обязанности, формы и методы деятельности этих органов. Активными субъектами права могут стать негосударственные организации различных форм собственности государство делегировало им право заниматься определенными видами таможенной деятельности (перевозка, хранение, посредничество при отправлении таможенных формальностей), что должно подтверждаться соответствующим свидетельством о включении в реестр.

Пассивной правосубъектностью наделяются субъекты подчинения. Совокупность всех принадлежащих им прав и обязанностей, определяющих их правовое положение в таможенной сфере, называется правовым статусом (правовой статус декларанта, таможенного перевозчика и т.д.). Если пассивная правосубъектность в отношении данного круга таможенных правоотношений одинаковы, то активная правосубъектность таможенных органов различна и всегда конкретизирована по содержанию.

 

 

 

 

 

2.2. Физические лица как субъект таможенных правоотношений.

 

Построение демократического общества невозможно без предоставления физическим лицам прав, установленных  в международно- правовых нормах. Одним из них является право беспрепятственного выезда за границу и въезда в страну, гражданином которой человек является. Часть 2 СТ. 13 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну .

В преамбуле Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию указывается: «Каждый  может свободно выезжать за пределы  Российской Федерации. Каждый гражданин  Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Естественно, что пересечение границы, как правило, сопряжено с ввозом или вывозом товара. Специфика предмета правового регулирования отрасли таможенного права определяет и порядок отнесения физических лиц к субъектам таможенного права.

Индивидуальными субъектами таможенного права являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, которые пересекают российскую государственную границу и перемещают через таможенную границу товары и транспортные средства. Такие лица юридически считаются наделенными специальной таможенной правосубъектностью.

Гражданство РФ определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства России. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства, а также выслан, за пределы России или выдан иностранному государству. Лицо наряду с гражданством России может иметь гражданство другого государства (двойное гражданство), при этом статус его как гражданина России не сужается.

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они на территории РФ постоянно или временно, обязаны  подчиняться ее законам.

Все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. При этом груз может перемещаться через таможенную границу, как для личного потребления, так и для коммерческих и иных производственных целей. Большинство людей пересекают границу, преследуя цель международного туризма, бурно развивающегося в последние годы. Таможенные правила Множества стран устанавливают упрощенный порядок таможенного оформления для лиц, въезжающих в страну при условии, что они не имеют большого количества товара. Если физическое лицо перемещает товары не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, действует льготный порядок исполнения таможенных процедур. Такой порядок характеризуется полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей применением к товарам мер нетарифного регулирования (например, сертификации), упрощенным таможенным оформлением .

Физические лица перемещают товары, не предназначенные для производственной  и коммерческой деятельности и валюту в пределах стоимостных и количественных ограничений через внутренние таможенные границы государств-участников  Таможенного союза в упрощенной форме (без письменного декларирования).

В качестве субъектов  таможенного права могут выступать лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Беженцем признается лицо (не гражданин РФ), которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений. В качестве беженца может выступает также лицо без гражданства, которое, находясь вне страны своего прежнего не может или не желает вернуться в нее вследствие аналогичных опасений. Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие насилия или преследования в иных формах, совершенного в отношении него или членов его семьи. Такой статус могут получить также лица, если для них существует реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Решение о придании таким лицам соответствующего статуса принимается территориальным органом миграционной службы.

Беженцы и вынужденные  переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных  государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию РФ, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара.

Иностранные физические лица полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении  товаров и транс¬портных средств, временно ввозимых ими на территорию РФ и предназначенных исключительно для личного пользования в этот период.

Таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими  лицами путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров.

 

 

2.3. Юридические лица как су6ъекты таможенных правоотношений

Юридические лица являются коллективными субъектами таможенного  права. Основной объем внешнеторгового оборота страны осуществляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, учреждения, организации. В области таможенного дела они наделены юридически властными полномочиями, поэтому занимают пассивное положение по сравнению с таможенными органами, необходимо отметить, что в области таможенного юридические лица, постоянно проживающие в Российской  Федерации зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, приравниваются к юридическим лицам. Это значит, что на них распространяется обычный порядок таможенного оформления, отсутствие льгот при уплате таможенных платежей.

Как и физические лица, предприятия должны обладать таможенной правосубъектностью. Любое российское лицо, в учредительных документах которого предусмотрено ведение внешнеэкономической деятельности, имеет право на ввоз или вывоз товаров в соответствии с установленным законодательством. До начала внешнеторговых операций участники ВЭД (юридические и индивидуальные предприниматели) регистрируются в таможне по месту своего нахождения, куда представляют заявление устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, справки из Госкомстата, налоговых органов и банка и другие документы. Такому лицу в течение пяти дней выдается персональная учетная карточка, которая свидетельствует о его регистрации как субъекта ВЭД. Учетная карта служит средством идентификации участника экспортно¬-импортных операций в сфере правоотношений с таможенными органами представляется участником ВЭД в каждом случае проведения таможенного оформления.

Коллективные субъекты таможенного права дифференцируются на российских и иностранных юридических  лиц. Российскими признаются юридические  лица, имеющие местонахождение в  Российской Федерации и созданные  в соответствии с законодательством России. Все иные лица являются иностранными .

Правовой статус коллективных субъектов таможенного права  различается от целей их внешнеэкономической  деятельности. Они могут перемещать товары в собственных интересах  или определенным образом обслуживать такое перемещение. В зависимости от целей создания участники ВЭД как коллективные субъекты таможенного права подразделяются на следующие  категории:  

- непосредственные участники  экспорт но-импортных операций, в  том числе индивидуальные предприниматели;

- юридические лица  и предприниматели, обслуживающие  внешнеторговые связи (кредитные  организации, предприятия почтовой  связи, транспорта);

- дипломатические и  консульские представительства  иностранных государств, международные  межгосударственные межправительственные организации;

- юридические лица, осуществляющие  определенные виды: деятельности  в области таможенного дела  на основании специального свидетельства  (таможенный брокер, таможенный пере¬возчик,  владельцы складов временного  хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли).

Все категории субъектов  таможенного права в процессе своей деятельности осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти, обладающими полномочиями в данной сфере правоотношений .

В сфере таможенных правоотношений различен статус лип занимающихся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, и лиц, осуществляющих некоммерческую деятельность (например, предприятия, вывозящего за границу нефть, и музея экспонирующего картины в другой стране) .

Остановимся подробнее  на статусе дипломатических и  консульских представительств иностранных  государств. Они могут ввозить  на территорию России и вывозить с  нее товары, предназначенные для  официального пользования с условием освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования. Главы представительств, члены персонала, а также проживающие вместе с ними члены их семей имеют право беспошлинного про¬воза товаров для их личного пользования, включая предметы для первоначального обзаведения. На таких же условиях сотрудники административно-технического персонала дипломатического (консульского) представительства ввозят только товары, предназначенные для первоначального обзаведения.

Информация о работе Понятие таможенных правоотношений, их виды и особенности