Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:43, курсовая работа
Контроль над перемещением через таможенную границу товарных, культурных, исторических ценностей является одним из наиболее важнейших направлений деятельности правоохранительных органов. Значительный ущерб причиняет вывоз из страны валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, что негативно сказывается как на экономической стабильности страны, так и серьезно подрывает культурно-исторический потенциал российского народа.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты сущности экономических преступлений в мировой таможенной практике…………………………………………………..................5
1.1.Понятие экономических преступлений в таможенной сфере …..................5
1.2. Основные экономические задачи таможенных органов для эффективной борьбы с преступностью………………………………………………………….6
1.3. Проблемы выявления таможенных преступлений…………………………8
2.Практические аспекты борьбы с экономическими преступлениями в международной таможенной сфере………………………………….................18
2.1.Сравнительный анализ показателей правоохранительной деятельности таможенных органов (январь-март 2011г.; январь-март 2012г)………….......18
2.2.Статистические данные Главного Управления по борьбе с контрабандой
ФТС России……………………………………………………………………....22
2.3.Результаты деятельности таможенных органов по борьбе с
экономическими преступлениями……………………………………...............32
2.4.Воспитательно-профилактическая работа таможенных органов
по борьбе с коррупцией………………………………………………................34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…
2.3. Результаты деятельности таможенных органов по борьбе с экономическими преступлениями.
(Анализ результатов по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере за 11 месяцев 2011 года).
За 11 месяцев 2011 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов Российской Федерации возбуждено 233 уголовных дела по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения в отношении 137 должностных лиц таможенных органов, из них 219 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 122 должностных лиц таможенных органов. Всего за указанный период по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов возбуждено 390 уголовных дел, в том числе 40 уголовных дел по ст. 291 УК РФ в отношении 33 взяткодателя.
В 2011 году по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов следственными органами возбуждались дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, в частности 75 уголовных дел по ст. 290 УК РФ, 50 – по ст. 285 УК РФ, 38 – по ст. 286 УК РФ.
Кроме того, за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 56 должностное лицо таможенных органов и 18 взяткодателей.
Большая часть преступлений
коррупционной направленности, совершаемых
в таможенной сфере, выявляется подразделениями
по противодействию коррупции (подразделениями
собственной безопасности) таможенных
органов. Так, за 11 месяцев 2011 г. этот показатель
составил 92% от общего числа преступлений
указанной категории, выявляемых всеми
правоохранительными органами в
отношении должностных лиц
По всем фактам выявленных
нарушений должностных
Так, за 11 месяцев 2011 года по
инициативе и с участием подразделений
по противодействию коррупции (подразделений
собственной безопасности) таможенных
органов проведены 534 служебные проверки,
по результатам которых к
С целью активизации работы
по выявлению и пресечению преступлений
коррупционной направленности принимаются
меры к повышению эффективности
оперативно-розыскной
В качестве положительного примера борьбы таможенных органов с организованной преступностью и противодействия коррупции можно привести следующий факт.
Так, по материалам Мурманской таможни Межрайонным Мурманским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 10 уголовных дел в отношении начальника таможенного поста «Морской порт Мурманск» по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 286 УК РФ, по факту принятия неправомерного решения о помещении товара (мороженая рыбопродукция) под таможенный режим «Международный таможенный транзит». Общая сумма ущерба по данным уголовным делам составила более 10,7 млн. руб.
2.4. Воспитательно-профилактическая работа таможенных органов по борьбе с коррупцией.
В последнее время ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах.
В развитие аналитической
программы ФТС России «Борьба
с проявлениями коррупции и должностными
преступлениями в таможенных органах
на период 2007 -2009 гг.» и в соответствии
с решением коллегии ФТС России от
3 июля 2007 года, утвердившей перспективный
план работы Федеральной таможенной
службы по совершенствованию
Подготовлено ряд нормативных правовых актов регламентирующих вопросы отбора граждан, изъявляющих желание поступить на службу в таможенные органы. Начата практика проведения обследования этих граждан с помощью компьютерного полиграфа (ОИП). Так, в 57 случаях опроса с использованием компьютерного полиграфа исследование показало, что у 30-40% опрашиваемых, прошедших процедуру ОИП, выявлены различные факторы риска, препятствующие поступлению и прохождению службы в таможенных органах.
В таможенных органах России
созданы и активно
Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России. Общее число нарушения дисциплины в первом полугодии 2008 года уменьшилось на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом 2007 года.
В рамках реализации задач Перспективного Плана активно реализуется комплекс мер по совершенствованию взаимодействия с подразделениями других правоохранительных органов Российской Федерации.
Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении сотрудниками таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушения. Например, на «Крупец» Рыльского таможенного поста Курской таможни при попытке дачи взятки таможенному инспектору был задержан предприниматель, незаконно ввозивший на территорию России кондитерские изделия. Сотрудники отдела собственной безопасности Курской таможни задержали взяткодателя.
В первом полугодии 2008 года возбуждено 324 уголовных дела коррупционного характера. Для сравнения, по итогам работы за аналогичный период 2007 года на основании материалов Управления собственной безопасности ФТС России по коррупционным составам преступлений возбуждено 242 уголовных дела в отношении должностных лиц таможенных органов.
Надо отметить, что более
чем в 90 % случаев инициатором
возбуждения уголовных дел
Работа по выполнению мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы набирает силу. Новый импульс ей придает реализация Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и выработка практических мер по реализации Национального плана противодействия коррупции.
Заключение
В результате исследования был проведен анализ методов борьбы с экономическими преступлениями в международной таможенной практике.
В ходе работы было выяснено,
что экономические преступления
в данной сфере представляют собой
корыстные действия, направленные на
нарушение интересов участников
экономических отношений, а также
действия, несоответствующие
Экономические преступления, имеющие различные виды, совершаются отдельными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, иностранными лицами, но чаще всего организованными преступными группировками.
Преступления в данной
сфере имеют тенденцию
В данной курсовой работе приведены показатели правоохранительной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в таможенной сфере, которые отражают сравнительные результаты деятельности таможенных органов в период с 2011г. по начало 2012 г. Анализ показателей говорит о значительном росте количества совершенных преступлений, но и свидетельствует о высоком уровне раскрываемости данного рода преступлений, что отражает эффективность работы правоохранительных органов. Несмотря на то, что и Президент РФ и Правительство РФ участвуют в разработке таможенной политики и в определении основных направлений политики государства, главная роль отводится таможенным органам, а в первую очередь ГТК, осуществляемому руководство таможенной политикой.
Именно от того, насколько правильными будут решения, принятые таможенными органами в борьбе с экономическими преступлениями в таможенной сфере, будет зависеть экономическая стабильность страны.
Список литературы