Практика приминения квотирования товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретические основы квотирования…………………………….5
1.1. Понятие квотирования товаров и причины его применения………5
1.2. Сущность и виды квот……………………………………...................8
Глава 2. Правовые основы квотирования экспорта и импорта товаров в таможенном Союзе……………………………………………………………..14
2.1 Порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот……………………………………………….14
2.2 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров……………………………………………………………………………16
Глава 3. Практика приминения квотирования товаров………………….19
3.1 Тарифная квота и особенности квотирования импорта мяса……..19
3.2 Проблемы, связанные с квотированием товаров в рамках Таможенного союза……………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Кристины. Квотирование.docx

— 130.85 Кб (Скачать файл)

 

Рис.2. Расчет импортной квоты

 

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%7. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Внутри импортных квот можно выделить следующие подвиды:

  1. Глобальная (общая) квота – устанавливает размер импорта товаров в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени. Квота по странам поставщикам не разбивается. Размер глобальной квоты: внутреннее потребление за вычетом внутреннего производства (рис.3);

 

Рис.3. Расчет глобальной квоты

 

  1. Индивидуальная квота:

а. Пропорциональная – товары в рамках глобальной квоты распределятся между странами поставщиками пропорционально их доле в импорте за предыдущий период (исторический принцип);

б. Двусторонняя квота на договорной основе – при распределении квоты предпочтение отдается государству, которое берет на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны

3. Сезонная квота –  устанавливается в период пика  производства внутри страны аналогичного  товара.

4. Тарифная квота – (Соглашение  от 12 декабря 2008 года«Об условиях и механизме применения тарифных квот») эта мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара в натуральном или стоимостном выражении по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом.

 

Вид импортной квоты

Характеристика

Глобальная квота

Устанавливается общее количество импорта или экспорта какого-либо товара, размер импорта каких-либо товаров в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени

Индивидуальные квоты

Устанавливают распределение общих квот между разными странами-поставщиками

Сезонные квоты

Устанавливаются в период сезонного сбора сельскохозяйственных продуктов, что позволяет экономить бюджетные средства при закупе ввозимых продуктов

Тарифные квоты

Устанавливаются для определенного объема товаров. При превышении этого объема тарифы увеличиваются, что может сделать импорт или экспорт невыгодным


 

Рис.4. Виды импортных квот и их краткая характеристика8

 

Тарифные квоты устанавливаются решением Комиссии Таможенного Союза (Решение КТС № 505 от 18.10.2010 определяет перечень товаров, на которые устанавливаются тарифные квоты на 2011 г.: мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину). Тарифная квота является индивидуальной (по отношению к странам).

Более общая классификация квот, не связанная с направлением движения товаров и с целью введения квот, включает такие виды квот, как:

  1. Общая, определяемая для государственных нужд;

  1. Естественная, связанная с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

  1. Исключительная, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.

При этом следует сказать, что у всех видов квот есть как преимущества, так и недостатки.9 К преимуществам квот относятся:

  1. квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины;

  1. она является более гибким инструментом внешнеторговой политики;

  1. с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям.

Из этого следует вывод, что представленные выше различные классификации видов квот, раскрытые сущности каждого из них, а также выделенные плюсы и минусы их использования, говорят о разнообразии задач, выполняемых квотами в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые основы квотирования экспорта и импорта товаров в Таможенном союзе

    1. Порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот

Правовое регулирование квотирования товаров в Таможенном союзе определяется соглашениями стран-членов Таможенного союза. Во-первых, Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран». Данное Соглашение о мерах затрагивающих внешнюю торговлю устанавливает порядок применения квот:

  1. Квоты при экспорте применятся только в отношении товаров происходящих с Единой таможенной территории;

  1. Квоты при импорте применяются только для товаров из третьих стран.

Перечень квотируемых товаров и размер квот в рамках действующего Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России определяется Комиссией Таможенного Союза.

Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товара с территории какой-либо третьей страны или экспорта товара, предназначенного для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны.

Товары, в отношении которых могут применяться количественные ограничения экспорта, должны содержаться в перечне товаров, являющихся особенно важными для внутреннего рынка Таможенного Союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные ограничения или запреты экспорта. Перечень таких существенно важных товаров утверждается Комиссией Таможенного Союза не позднее 30 дней с даты передачи ей полномочий по применению мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на основании предложений государств-участников Таможенного Союза.

Распределение объемов экспортной и импортной квот между государствами Таможенного Союза осуществляется Комиссией Таможенного Союза в зависимости от задач, которые предстоит решить введением количественных ограничений с учетом предложений стран-участниц союза, исходя из объемов производства и потребления товаров в каждом из государств.

Распределение импортных квот между третьими странами, в случае если Комиссия Таможенного Союза принято такое решение, осуществляется, как правило, на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран. Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю 5 процентов и более в импорте данного товара на единую таможенную территорию.

В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение о распределении квот между третьими странами должно приниматься Комиссией Таможенного Союза с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода. Причем в рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям. Порядок лицензирования определен Соглашением от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Квоты же распределяются двумя методами:

  1. Конкурс – процедура распределения квот, которая организуется Минпромторгом, в результате победителям выдается именной документ;

  1. Аукцион – квоты разделяются на лоты и покупаются. На сегодняшний день они отменены.

Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено Постановлением Правительства РФ №1299 от 31 октября 1996 г.

Из этого следует вывод, что распределение квот на таможенной территории Таможенного Союза регулируется как соглашениями между странами-участницами ТС, так и национальными нормами законодательства, причем квотирование осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц Таможенного Союза, для достижения взаимных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

 

    1. Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров

Таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется в соответствии с Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» при наличии лицензии на экспорт и импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Таможенного Союза.

Причем сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля регламентирован решением Комиссии Таможенного Союза от 22 июня 2011 г. № 687 «О положении и едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».

В отношении квотируемых товаров до предоставления декларации на товары оригинал лицензии представляется владельцем для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии (рис.5), а именно:

  1. В таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование всех квотируемых товаров;

  1. В таможенный орган по месту нахождения владельца лицензии, если планируется произвести таможенное декларирование квотируемых товаров в таможенных органах (структурных подразделениях), подчиненных разным таможенным органам.

 

Рис.5. Постановка лицензии на контроль в таможенные органы до ввоза/вывоза квотируемых товаров

При этом владелец лицензии либо уполномоченное лицо одновременно с оригиналом лицензии представляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии на контроль в произвольной форме с необходимыми сведениями, установленными решением Комиссии Таможенного Союза №687. Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. В случае отказа от постановки лицензии на контроль таможенный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, направляет ее владельцу письменный отказ в постановке лицензии на контроль с приложением оригинала лицензии и указанием основания такого отказа.

Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного Союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. Выпуск квотируемых товаров таможенными органами (структурными подразделениями) осуществляется в соответствии с наименованиями товаров, указанными в заверенной копии лицензии, и в количестве, не превышающем количество лицензируемого товара, указанное в заверенной копии лицензии.

Списание количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске в соответствии с первой заявленной таможенной процедурой, кроме таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенный орган не допускает выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания количества квоты, указанной в заверенной копии лицензии.

Таким образом, осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль квотируемых товаров, причем к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по лицензиям, которые поставлены на контроль в таможенных органах и в количестве, установленном в лицензии, разовой поставкой, либо разбитием на несколько поставок, с условием, что в сумме они не превысят установленной в лицензии квоты.

 

Глава 3. Практика применения квотирования товаров

3.1 Тарифная квота  и особенности квотирования импорта  мяса

Тарифная квота (tariffquota) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке (withinquotarate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке (overquotarate)10, установленной в Едином таможенном тарифе Таможенного Союза.

Перечень товаров, импорт которых ограничивается тарифной квотой на территории Таможенного союза, установлен Решением КТС №132 от 27 ноября 2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» в п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений» (прил.1).

Информация о работе Практика приминения квотирования товаров