Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:10, курсовая работа
Описание работы
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………......................3 Глава 1. Теоретические основы квотирования…………………………….5 1.1. Понятие квотирования товаров и причины его применения………5 1.2. Сущность и виды квот……………………………………...................8 Глава 2. Правовые основы квотирования экспорта и импорта товаров в таможенном Союзе……………………………………………………………..14 2.1 Порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот……………………………………………….14 2.2 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров……………………………………………………………………………16 Глава 3. Практика приминения квотирования товаров………………….19 3.1 Тарифная квота и особенности квотирования импорта мяса……..19 3.2 Проблемы, связанные с квотированием товаров в рамках Таможенного союза……………………………………………………………24 Заключение……………………………………………………………………...26 Список литературы………………………
Порядок осуществления импорта
указанных в данном решении товаров определяется
отдельным решением Комиссии таможенного
союза в соответствии с Соглашением от
12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме
применения тарифных квот». Но стоит отметить,
что механизм квотирования импорта в 2013
году был изменен.
Премьер-министром Российской
федерации было подписано распоряжение,
которое вносит изменение в соглашение
между странами Таможенного союза, подписанное
в 2008 году и регулирующее распределение
импортных квот. Смысл вносимых изменений
сводится к тому, что размеры квот теперь
устанавливаются в пределах разницы объемов
производства и потребления конкретной
продукции в государстве, а не пропорционально
разнице, как это было раньше.
В настоящее время на территории
Таможенного союза применяются квоты
только на импорт мяса и молочной сыворотки.
При этом на продукцию в пределах квоты
пошлина намного ниже, чем на продукцию,
превышающую квоту. 90 % общего квотированного
импорта в Таможенном союзе сейчас приходится
на Российскую Федерацию. Необходимо отметить,
что из-за вступления России в Всемирную
торговую организацию, ей пришлось зафиксировать
объем квотированного импорта мяса на
период до 2019 года. Начиная с 2020 года, квотирование
должно быть полностью отменено. Фиксированность
российских квот протоколом Всемирной
торговой огрганизацией привела к тому,
что пропорциональная система определения
льгот перестала гибко реагировать на
изменения объемов производства в странах
Таможенного Союза. Согласно новой системе,
квоты для государств-участников Таможенного
Союза будут устанавливаться в пределах
разницы производимой и потребляемой
продукции. Поэтому у стран появится возможность
получить дополнительные объемы квот
на импорт или разработать систему мер
для стимулирования собственного производства.
Если же говорить о поддержке отечественного
производителя в области свиноводства,
то необходимо продолжать увеличивать
запретительные пошлины на внеквотный
ввоз свинины.
Практика показывает, что пока
продолжается внеквотной ввоз свинины
и ввоз живых свиней, говорить о сокращении
объемов квот преждевременно и необдуманно.
Надо учитывать, что отечественный производитель
на рынке свинины в первую очередь конкурирует
с импортным ввозом живого поголовья,
и лишь затем с замороженной импортной
свининой. Исходя из этого, в первую очередь
следует ограничивать ввоз живых свиней,
а затем уже переходить к сокращению квот
на импорт свинины.
Стоит отметить, что производство
свинины в сельхозорганизациях Российской
Федерации увеличилось на 18% в 2013 году.
По состоянию на 1 декабря 2013 г.
поголовье свиней во всех категориях хозяйств
России насчитывало 19,8 млн голов, что на 2,3%
(на 446 тыс. голов) больше, чем на аналогичную
дату 2012 г. При этом численность животных
в сельхозорганизациях и крестьянско-фермерских
хозяйствах возросла на 7,2% (на 1 044 тыс. голов) —
до 15 424 тыс. голов, в хозяйствах населения,
напротив, сократилась на 12,0% (на 598 тыс. голов) —
до 4 376 тыс. голов.
Максимальный прирост в натуральном
выражении среди всех федеральных округов
демонстрирует Центральный федеральный
округ — +925 тыс. голов за год (+13,4%). Однако
по темпам прироста регионы Северо-Западный
федерального округа опережают Центральный
федеральный округ: за год им удалось увеличить
поголовье свиней примерно на 20% (на 157 тыс.
голов) — до 950 тыс. голов. В Северо-Кавказский
федеральный округ, Уральский федеральный
округ, Сибирский федеральный округ и Дальневосточный
федеральный округ также был зафиксирован
рост численности животных в пределах
1,4%-6,7%. При этом в сельхозорганизациях
Южного федерального округа и Поволжского
федерального округа численность животных
сократилась на 1,9% (на 13 тыс. голов) и на 3,0%
(на 74 тыс. голов) соответственно.
В ноябре 2013 г. объем производства
свинины в сельхозорганизациях России
составил 164,5 тыс. т в убойном весе (224,4 тыс.
т в живом весе), что на 18,3%, или на 25,5 тыс. т в убойном
весе, опережает показатели ноября 2012 г.
В регионах Центрального федерального
округа сохраняется максимальная концентрация
промышленного производства свинины среди
прочих федеральных округов — 57,2% в общем
объеме производства в ноябре 2013 г. Запуск
новых производственных мощностей в этом
округе позволил увеличить производство
в ноябре текущего года на 26,0% по отношению
к ноябрю прошлого года, в то время как среднероссийский
показатель прироста находится на уровне
18,3%.
В остальных округах в ноябре
также был зафиксирован положительный
прирост производственных показателей.
Исключение составили Южный федеральный
округ и Приволжский федеральный округ,
где объемы производства снизились на 2-3%.
Всего с начала 2013 г. (за январь-ноябрь)
в сельхозорганизациях России было произведено
1665,8 тыс. т свинины в убойном весе, что на 26,8%
больше, чем в январе-ноябре 2012 г. Наиболее
заметно за указанный период увеличились
производственные показатели в Белгородской,
Курской, Тамбовской и Воронежской областях.
Наиболее прогрессирующим регионом
по темпам и объемам производства в первые
11 месяцев текущего года оказалась Псковская
область. Здесь в январе-ноябре 2013 г. производство
увеличилось в 2,7 раза (на 18,6 тыс. т в убойном
весе) по отношению к аналогичному периоду
2012 г. В целом за указанный период положительный
прирост объемов производства отмечается
в 57 субъектах Российской Федерации. При
этом в 20 субъектах отмечается спад производственных
показателей. В основном это регионы Южного
и Приволжского федеральных округов.
На данный момент, в связи с
ситуации в Украине общая картина импорта
мяса отличается от намеченных в 2013 году
целей. Из 20-ти крупнейших стран-поставщиков
мяса и пищевых субпродуктов (Товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности
02) в Россию только три страны увеличили
поставки по сравнению с прошлым годом:
Канада, которая занимает в общем рейтинге
вторую строчку, - на 86% до 34,1 тыс. тонн по
итогам января-марта 2014 года; Ирландия,
занимает 12 строчку, - на 26% до 4,6 тыс. тонн;
Австрия, 17-я строчка, - на 22% до 3,4 тыс. тонн.
Все остальные страны снизили поставки.
Безусловно, в первую очередь
на снижении сказались запреты Россельхознадзора.
По некоторым товарным группам, таким
как мясо птицы, собственное производство
постепенно вытесняет импортных производителей
с рынка.
Итак, Бразилия, которая всегда
была безусловным лидером по объему поставок
мяса в нашу страну, по-прежнему занимает
первое место среди стран-поставщиков.
Но поставки в первом квартале 2014 года
упали на 7% по сравнению с прошлым годом
(до 89 тыс. тонн). Поставки сократились
в отношении бразильской говядины на 14%
до 48,3 тыс. тонн, мяса птицы – на 27% до 8,6
тыс. тонн. В то же время на фоне запретов
на поставки свинины из стран ЕС вырос
объем импорта бразильской свинины –
на 16% до 32,4 тыс. тонн.
В пятерку лидеров по объему
импорта мяса и пищевых мясных субпродуктов
входят также: Канада, о которой мы говорили
выше; США, которые ввезли в нашу страну
на 34% меньше продукции, чем годом ранее;
Парагвай – сокращение составляет 16%;
Аргентина – на 22% меньше. США по-прежнему
занимают первую строчку в рейтинге импортеров
мяса птицы, по данной позиции в текущем
году они ввезли на 26% продукции меньше,
чем годом ранее (всего 33,6 тыс. тонн). Из-за
неразрешенных противоречий в отношении
рактопамина, который используют американцы
в кормах для животных, в отношении других
позиции поставки практически сведены
к нулю.
Общий объем импорта мяса и
пищевых мясных субпродуктов из стран-участниц
Европейского Союза по итогам января-марта
2014 года составил 73,6 тыс. тонн, что на 45%
или 60 тыс. тонн ниже уровня прошлого года
за аналогичный период. А также, по данным
Федеральной таможенной службы Российской
Федерации, в январе-феврале импорт из
Украины в Россию снизился на 30% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года.
Общий объем российско-украинского товарооборота
упал на 10,5% — до 5,277 миллиарда долларов.
Таким образом, на сегодняшний
день импорт мяса – необходимая реальность,
в которую впоследствии с развитием роста
отечественного производства можно будет
вносить коррективы посредством тарифных
квот.
3.2.Проблемы, связанные
с квотированием товаров в рамках Таможенного
союза
Помимо проблем, связанных с
установлением размера тарифной квоты,
необходимостью её увеличения или уменьшения,
рассмотренные выше, в рамках функционирующего
Таможенного союза возникают и другие
не менее важные проблемы, связанные с
квотируемыми товарами. Одной из основных
проблем сейчас является контрабанда
квотируемых товаров.
Квоты вводятся с целью ограничить
ввоз определённых товаров на территорию
государства. Из-за высоких ставок таможенных
пошлин, некоторые компании, которые не
участвуют в распределении импортных
пошлин, дающих право ввозить продукцию
по пониженной ставке таможенной пошлины,
либо не довольны размером своей квоты,
пытаются провести квотируемый товар
контрабандой, чтобы возместить денежные
потери. Ещё одной проблемой является
то, что товар ввозимый контрабандой часто
достигает территории страны подпорченным,
и в таком состоянии, в итоге, попадает
на российской рынок.
Решение этой проблемы является
одной из целей таможенных органов. Причем
одной из главных задач для разрешения
этой проблемы является: обеспечение полного
контроля за перемещением запрещенных
и ограниченных к ввозу товаров. Для этого
необходимо проведение:
1. Мероприятий, направленных
на повышение эффективности контроля
со стороны таможенных органов за соблюдением
запретов и ограничений, установленных
законодательством в отношении квотируемых
товаров, перемещаемых через таможенную
границу ТС;
2. Мероприятий по оснащению
таможенных органов инспекционно-досмотровыми
комплексами с целью повышения эффективности
выявления запрещенных и ограниченных
к ввозу товаров.
Но при этом в связи со вступлением
России в Всемирную торговую организацию
требуется ускорять и упрощать таможенное
оформление и таможенный контроль, а не
усложнять его, поэтому нельзя в современных
условиях переусердствовать с данными
мероприятиями.
Для участников внешнеэкономической
деятельности серьезным препятствием
в международной торговле могут быть решение
Комиссии Таможенного Союза, постановления
Правительства Российской Федерации и
другие законодательные акты различных
органов государственной власти, касающиеся
импорта, экспорта, квотирования различных
товаров. Нужно внимательно отслеживать
все изменения в законодательстве, регулирующем
внешнеторговую деятельность.
К одной из важных проблем для
участника внешнеторговой деятельности
можно также отнести длительные сроки
оформления тех или иных документов, необходимых
для таможенного оформления квотируемых
товаров, закрепленные в законодательстве.
Но им тоже необходимо с этим смириться
и делать все в сроки, иначе не смогут провести
необходимый им товар, даже по предоставленной
им квоте. На таможне вместе с типовым
комплектом документов нужно предъявить
документы, подтверждающие выделение
квот.
В
грузовой таможенной декларации заполняется
графа "Квота". В этой графе указывается
остаток выделенной квоты в единицах измерения
или в валюте, а также краткое наименование
таких единиц измерения или валюты.
Если
приобретена экспортная квота, то суммы
задатка, взноса за участие в аукционе
и стоимость лота включены в расходы на
продажу. Если приобретена импортная квота,
то суммы задатка, взноса за участие в
аукционе и стоимость лота включены в
себестоимость товара.
Таким образом, все рассмотренные
проблемы можно разделить на 3 группы:
во-первых, связанные с тарифной квотой,
во-вторых, связанные с контрабандой квотируемых
товаров, а, в-третьих, возникающие у участников
внешнеэкономической деятельности при
оформлении квотируемых товаров.
Заключение
Таким образом, в данной курсовой
работе был проведен анализ квотирование
экспорта и импорта товаров как меры нетарифного
регулирования во внешнеторговой деятельности
и применение его в рамках Таможенного
союза. И в соответствии с поставленными
задачами в начале работы были сделаны
следующие выводы:
Квотирование – это установление
государством на определенный период
времени максимального объема экспорта/импорта
товара, определенной номенклатуры. Квотирование может быть как стоимостным ограничением,
так и ограничением в натуральных единицах;
Политическая и экономическая
цель количественных ограничений состоит
в защите национальных производителей,
в поддержании на внутреннем рынке определенного
уровня цен, а также в оказании давления на экспортирующую страну;
Квотирование является одним
из наиболее распространённых способов
нетарифных ограничений;
Квота является гибким инструментом
внешнеторговой деятельности.
А также
следует отметить, что таможенное оформление
квотируемых товаров осуществляется только
при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным
ведомством.
Положительной
стороной квотирования являются
гарантии ограничения ввоза товаров до
определенной величины и поддержку определенных
предприятий, путем применения выборочного
распределения квот государством, а минусом
квот может послужить ее способствование
монополизации экономики, ограничивая
ценовую конкуренцию, а также малоэффективное
и произвольное распределение лицензий.
В следствии этого, можно сделать вывод
о том, что квотирование как инструмент
нетарифного регулирования играет важную
роль в условиях функционирования Таможенного
союза. Этот метод регулирования ставит
нас на один уровень с ведущими странами
мира. Но не стоит забывать то, что вступление
во Всемирную торговую организацию может
нанести свой отпечаток на развитие квотирования,
а именно его ликвидирования в дальнейшем,
тем самым ставя под угрозу отечественного
производителя.
Список литературы
Таможенный кодекс Таможенного
союза. – Москва: Проспект, 2010.
Соглашение от 9 июня 2009 г. «О
порядке введения и применения мер, затрагивающих
внешнюю торговлю товарами, на единой
таможенной территории в отношении третьих
стран».
Соглашение от 12 декабря 2008
года «Об условиях и механизме применения
тарифных квот».