Правовое обеспечение таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....2

Глава 1. Правовое обеспечение таможенного контроля………..….3

Глава 2. Таможенный контроль……………………………………..6

2.1 Значение таможенного контроля……………………...….6

2.2 Субъекты и объекты контроля……………………………8

Глава 3. Формы и порядок проведения таможенного контроля….11

Заключение………………………………………………….……….16

Список использованной литературы………………………………18

Файлы: 1 файл

Таможенныйконтроль к р.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Должная организация контрольной  деятельности предполагает правовое закрепление  за субъектом контроля определенной группы объектов исходя из возможностей (сил и средств) и сферы функционирования контрольного органа. Установление указанных границ для осуществления контрольных действий позволяет разграничить компетенцию субъектов контроля, избежать параллелизма и дублирования в их работе, способствует повышению ответственности и качества работы контрольного аппарата.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

- товаров, в том числе транспортных  средств, перемещаемых через таможенную  границу и (или) подлежащих  декларированию в соответствии с ТК ТС;

- таможенной декларации, документов  и сведений о товарах, представление  которых предусмотрено в соответствии  с таможенным законодательством  Таможенного союза;

- деятельности лиц, связанной  с перемещением товаров через  таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

- лиц, пересекающих таможенную  границу.

 

 

Глава 3. Формы и порядок  проведения таможенного контроля

 

Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля определяется порядком проведения таможенного контроля и мерами, принимаемыми таможенными органами.

В соответствии со ст. 174 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О  таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленных гл. 16 и 19 ТК ТС.

Под формами таможенного  контроля В.Г. Халипов понимает "отдельные  виды проверочных мероприятий". Статья 110 ТК ТС закрепляет двенадцать форм таможенного контроля: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) таможенный осмотр помещений и территорий; 10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним; 12) таможенная проверка.10

В то же время наряду с  отдельными формами таможенного контроля таможенные органы наделены дополнительными полномочиями, обеспечивающими проведение таможенного контроля. Так, в частности, таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. ст. 101, 102 ТК ТС); отбирать пробы и образцы для проведения таможенной экспертизы11 (гл. 20 ТК ТС); проводить идентификацию товаров и транспортных средств (ст. 109 ТК ТС); задерживать, арестовывать и изымать товары и документы на них (ст. 134, гл. 21 ТК ТС). К числу указанных полномочий следует отнести также проведение по требованию таможенного органа грузовых и иных операций в соответствии со ст. 108 ТК ТС, осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 106 ТК ТС). В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля 12 (ст. 107 ТК ТС). Использование технических средств позволяет оперативно обследовать товарные партии и транспортные средства без вмешательства в их конструктивную целостность либо минимизировать его, а также свести к минимуму объем проведения грузовых и иных операций и пр., тем самым сократить издержки участников внешнеэкономической деятельности и уменьшить уровень административного давления на них, а также приводит к значительному снижению не только времени, но и трудозатрат при проведении таможенного контроля. В этой связи модернизацию таможенной службы и оптимизацию процедуры таможенного контроля невозможно рассматривать в отрыве от вопросов, связанных с техническим оснащением таможенным органом. Внедрение в систему работы таможенных органов новейших информационных технологий, включающих современные каналы передачи данных, соответствующие программные средства и средства вычислительной техники, а также современные технические средства, выступает одним из важнейших факторов совершенствования всего технологического процесса таможенного контроля13.

Рассматривая вопрос организации таможенного контроля как средства обеспечения законности в таможенном деле, нельзя не затронуть вопрос о соразмерности применяемых должностными лицами государственных органов мер контрольного характера.

Таможенный контроль как совокупность проверочных действий, имеющих "принудительно-пресекательный характер", связан с ограничением прав лиц, причастных к процессу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Вместе с тем, как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо (объект контроля) не подвергалось чрезмерному обременению14.

В контексте поставленных перед таможенными органами задач  по обеспечению реализации мер таможенного  регулирования и созданию условий  для развития ВЭД администрирование  товарных и иных потоков, отнесенное к компетенции таможенных органов, в современных условиях требует высокой степени организации контрольных механизмов. Недостаток контрольных действий может привести к игнорированию интересов государства, к нарушению системы государственного управления в таможенной сфере. Избыточность контроля создает дополнительные административные барьеры для участников ВЭД, препятствует развитию внешнеэкономических связей. К тому же существующие объемы товарооборота значительно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира, и попытка осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу, парализовала бы внешнеторговую деятельность и привела бы к катастрофическим последствиям для мировой экономики.15

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость использования  в работе таможенных органов элементов  риск-менеджмента (В соответствии с  п. 8 ст. 127 ТК ТС, риск - степень вероятности  несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза): исходить из принципа выборочности при проведении таможенного контроля и ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (ст. 94 ТК ТС). В соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК ТС таможенные органы применяют систему управления рисками (СУР) для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Правовая природа системы  управления риска основана на сборе и анализе информации об объектах таможенного контроля, выявлении характерных признаков о возможных и выявленных правонарушениях, а также последующей систематизации, группировки и формализации данных сведений с учетом комплекса мер, которые необходимо принять должностному лицу для обеспечения соблюдения таможенного законодательства16. При этом для успешного функционирования СУР необходимо проведение систематической работы по оценке эффективности применяемых мер, непрерывное обновление и анализ имеющейся у таможенных органов информации, актуализация профилей риска.

Управление рисками  является стандартом мировой практики, нормативно закрепленным в гл. 6 Киотской конвенции. Данный метод основан  на оптимальном распределении сил  и средств таможенных органов, концентрации внимания на наиболее важных и приоритетных направлениях работы (областях повышенного риска). Учитывая то, что риски присутствуют на всех этапах таможенного контроля, система управления рисками (СУР) становится фундаментальным и системообразующим началом в организации таможенного контроля.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что таможенный контроль представляет собой специальный вид государственной контрольной деятельности, предусматривающий применение должностными лицами таможенных органов определенных юридических средств и методов для обеспечения законности в действиях граждан и юридических лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и (или) их таможенном декларировании.

 

 

Заключение

Возникновение, изменение  и прекращение правоотношений в  области таможенного дела так  или иначе связано с осуществлением контрольных действий со стороны  должностных лиц таможенных органов, поскольку данные правоотношения формируются  в сфере повышенной государственной заинтересованности. Образно говоря, таможенный контроль сопровождает все таможенные процедуры и таможенные операции.

В соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. В целом данное определение тождественно по содержанию с дефиницией ТК РФ 2003 г., а также формулировкой, изложенной в Киотской конвенции. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г. таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. В соответствии с п. E7./F3 гл. 2 Киотской конвенции "таможенный контроль" означает меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

В настоящий момент правовая база РФ, регламентирующая общественные отношения в области таможенного дела, претерпела определенную трансформацию, вызванную формированием Таможенного союза на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза"), а также иных нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, имеющих концептуальный характер в данной сфере. В основу кодекса заложены идеи о содействии развитию кооперационных связей и экономической модернизации хозяйствующих субъектов государств - членов Таможенного союза посредством минимизации административных барьеров в области таможенного регулирования.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, принятых в соответствии с ним международных соглашений государств - членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза. Законодательство РФ о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем общественные отношения в области таможенного дела в соответствии со ст. 4 указанного Закона могут регулироваться указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти.

Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля определяется порядком проведения таможенного контроля и мерами, принимаемыми таможенными органами.

В соответствии со ст. 174 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О  таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленных гл. 16 и 19 ТК ТС.  Под формами таможенного контроля В.Г. Халипов понимает "отдельные виды проверочных мероприятий". Статья 110 ТК ТС закрепляет двенадцать форм таможенного контроля: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) таможенный осмотр помещений и территорий; 10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним; 12) таможенная проверка.

 

Список использованной литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. от 16.04.2010) // СПС КонсультантПлюс, 2012
  2. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 459 "О Федеральной таможенной службе" (в редакции от 10.03.2009) // СПС КонсультантПлюс, 2012
  3. Разъясняющее письмо по вопросам применения ТК ТС от 29.06.10 г. № 01-11/31846. // СПС КонсультантПлюс, 2012
  4. Разъясняющее письмо по вопросам применения ТК ТС от 02.07.2010 № 04-45/32583. // СПС КонсультантПлюс, 2012

 

  1. Анохина О.Г. Комментарий к ТК ТС // СПС КонсультантПлюс, 2012
  2. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2007. – 500 с
  3. Костин А.А. Проблемные аспекты применения форм таможенного контроля // СПС КонсультантПлюс, 2011
  4. Корняков К.А. О некоторых теоретических вопросах преведения таможенного контроля на единой таможенной территории таможенного союза // СПС КонсультантПлюс, 2012
  5. Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика, N 2, 3, 4, февраль, март, апрель 2008
  6. Свинухов В. Г. Правовое обеспечение таможенного контроля// СПС КонсультантПлюс, 2011
  7. Смирнов Л.Б. Таможенное право. Курс лекций СПб, 2010               
  8. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2008. – 276 с.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе" // Российская газета. N 167. 2006.

2 Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17

3 Анохина О.Г. Комментарий к ТК ТС // СПС КонсультантПлюс, 2012

4 Свинухов В. Г. Правовое обеспечение таможенного контроля// СПС КонсультантПлюс, 2011

5 Свинухов В. Г. Правовое обеспечение таможенного контроля// СПС КонсультантПлюс, 2011

6 Смирнов Л.Б. Таможенное право. Курс лекций СПб, 2010

7 Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2007. – 500 с

8 Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2008. – 276 с.

9 Смирнов Л.Б. Таможенное право. Курс лекций СПб, 2010

Информация о работе Правовое обеспечение таможенного контроля