Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:22, дипломная работа
Целями данной работы является изучение вопроса:
правового регулирования импорта товаров по законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации и характеристика действующего правового режима в этой сфере;
рассмотрение возможных направлений развития законодательства в будущем.
Введение 3
Глава I. Правововые основы регулирования импорта товаров 6
1. Определение импорта по действующему законодательству 6
2. Законодательства, регулирующие импорт товаров 12
Глава II. Таможенное регулирование импорта товаров 20
1. Таможенное регулирование импорта товаров 20
2. Таможенно-тарифное регулирование импорта товаров 27
3. Нетарифное регулирование импорта товаров 55
Глава III. Перспективы развития правовых режимов импорта 64
1. Тенденции развития таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 64
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в условия Евразийского экономического союза и вступления России во Всемирную Торговую организацию. 71
Библиография 85
Россия, наряду с Республикой Беларусь и Казахстаном, является участником Таможенного союза, что, с точки зрения взаимодействия между государствами, упрощает процесс кооперации и интеграции, но в то же время, с точки зрения правовой системы, несколько усложняет алгоритм применения норм и порядок распределения полномочий между непосредственно самим Таможенным союзом и его членами.
На данном этапе развития межгосударственных отношений стран-участниц и Таможенного союза, в целом, существует два уровня правовых актов, регулирующих вопросы в сфере таможенного права:
Такое деление подтверждается словами руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова, со ссылкой на которые Чермянинов Д. В. в своей работе составил следующую иерархию источников права:
Источники, перечисленные
в первых трех пунктах, относятся
к нормативным актам
Система нормативных правовых актов, совокупность которых составляет законодательство Российской Федерации в целом, известна еще из курса Теории государства и права. Она включает в себя: во-первых, Основной закон, то есть Конституцию Российской Федерации, во-вторых, международные конвенции и договоры, в-третьих, законы (федеральные конституционные и федеральные), и, в-четвертых, подзаконные акты (указы и постановления Президента Российской Федерации, решения и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты и др.).
Определив и ограничив круг источников права, содержащих нормы, регулирующие таможенное дело на территории Таможенного союза, мы можем перейти к конкретизации нормативных правовых актов, то есть к перечислению тех документов, которые содержат нормы права, регулирующие импорт товаров на территорию Таможенного союза.
Следуя вычерченной линии иерархии источников права, логично будет предположить, что начать стоит с Таможенного кодекса Таможенного союза, однако в силу порядка применения нормативных актов верховенство занимает Основной закон государства, то есть Конституция. Такой же позиции придерживается и подавляющее большинство юристов, в том числе и Халипов С.В., который в своей работе приводит следующую схему11:
Кроме того, в самой Конституции Российской Федерации пунктом 1 статьи 16 предусмотрено данное положение:
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»12.
Итак, какой же интерес представляет данный документ с точки зрения исследуемого вопроса. Во-первых, статьей 57 закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, которые в рамках рассматриваемого вопроса являются основополагающим аспектом тарифного регулирования импорта товаров. Во-вторых, статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, внешнеэкономические отношения Российской Федерации - тем самым, исключая регулирование в сфере таможенного дела из компетенции субъектов федерации и обеспечивая единообразную политику в отношении этих вопросов. В-третьих, статьей 74 фиксируется единое экономическое пространство на территории Российской Федерации.
Далее следует рассмотреть нормативные акты, созданные в рамках Таможенного союза. Начать, конечно же, стоит с Таможенного кодекса Таможенного союза. Данный кодифицированный источник представляет собой фундаментальный документ в таможенной сфере и, следовательно, играет ключевую роль в вопросе регулирования импорта товаров. Во-первых, как уже было сказано ранее, Таможенный Кодекс дает определение понятию «ввоз товаров» и закрепляет порядок перемещения товаров через границу таможенного союза. Во-вторых, данный нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, отсылающие к другим документам, которые в свою очередь являются одним из важнейших инструментов тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; так например, статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит положение о Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая представляет собой вспомогательный документ, принимаемый Комиссией таможенного союза.
Следующую ступень занимают международные соглашения, заключенные на уровне Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Далее в хронологическом порядке будут перечислены основные соглашения, интересные с точки зрения исследуемого в данной работе вопроса:
Завершают комплекс документов
Таможенного союза решения Коми
Далее иерархическую ступень занимают нормативные правовые акты национального уровня Российской Федерации как страны-участницы Таможенного союза. Стоит выделить те категории правовых вопросов, регулирование которых относится к полномочиям национальной власти. Иными словами, нужно определить компетенцию как самого Таможенного союза, так и государств-участников.
Халипов С. В. в своей работе к национальному регулированию относит правоотношения по:
- перемещению товаров
через российский участок
- обороту товаров,
находящихся под таможенным
- проведению таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля;
- осуществлению российскими
юридическими лицами
- обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц13.
Если вновь обратиться
к представленной выше таблице,
Существует также и ряд других международных соглашений, основной целью которых является упрощение процесса пересечения товарами таможенной границы при использовании определенных видов транспорта (например Карнет TIR или АТА).
Далее следует обратиться уже непосредственно к отечественному законодательству в сфере таможенного дела. Анализируя нормативно-правовые акты, изданные законодательными органами Российской Федерации, мы можем увидеть, что, так или иначе, основная правовая нагрузка в сфере таможенного права на настоящий момент лежит на документах, принятых именно в рамках Таможенного союза, в то время как российское законодательство по большей части регулирует узкоспециализированные вопросы, например, ввоз драгоценных камней и металлов из государств, не являющихся членами Таможенного союза, а также вопросы технического и административного характера. Полномочия, возложенные на таможенные органы Таможенным законодательством Таможенного союза, определяются и распределяются между внутренними органами подзаконными актами: указами Президента, приказами Федеральной таможенной службы России и прочими.
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации14.
Таможенный кодекс Таможенного союза начинается со статьи с одноименным названием «Таможенное регулирование в Таможенном союзе», в соответствии с которой таможенное регулирование, в целом, включает в себя: «правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей»15.
Существует два основных элемента правового регулирования импорта товаров на территорию Таможенного союза – это меры тарифного и нетарифного регулирования, которые будут более подробно описаны в следующих частях данной работы. Однако помимо указанных правовых инструментов, существует и такой аспект, как таможенное регулирование импорта, то есть непосредственно те действия и операции технического и административного характера, которые представляют собой неотъемлемую часть данного типа правоотношений. К ним можно отнести: