Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Целями данной работы является изучение вопроса:
правового регулирования импорта товаров по законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации и характеристика действующего правового режима в этой сфере;
рассмотрение возможных направлений развития законодательства в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Правововые основы регулирования импорта товаров 6
1. Определение импорта по действующему законодательству 6
2. Законодательства, регулирующие импорт товаров 12
Глава II. Таможенное регулирование импорта товаров 20
1. Таможенное регулирование импорта товаров 20
2. Таможенно-тарифное регулирование импорта товаров 27
3. Нетарифное регулирование импорта товаров 55
Глава III. Перспективы развития правовых режимов импорта 64
1. Тенденции развития таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 64
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в условия Евразийского экономического союза и вступления России во Всемирную Торговую организацию. 71
Библиография 85

Файлы: 1 файл

Диплом Алешин..doc

— 694.50 Кб (Скачать файл)

Россия, наряду с Республикой  Беларусь и Казахстаном, является участником Таможенного союза, что, с точки  зрения взаимодействия между государствами, упрощает процесс кооперации и интеграции, но в то же время, с точки зрения правовой системы, несколько усложняет алгоритм применения норм и порядок распределения полномочий между непосредственно самим Таможенным союзом и его членами.

На данном этапе развития межгосударственных отношений стран-участниц и Таможенного союза, в целом, существует два уровня правовых актов, регулирующих вопросы в сфере таможенного права:

  1. Нормативные акты, действующие в рамках Таможенного союза;
  2. Нормативные акты, действующие на национальном уровне.

Такое деление подтверждается словами руководителя Федеральной  таможенной службы России Андрея Бельянинова, со ссылкой на которые Чермянинов Д. В. в своей работе составил следующую иерархию источников права:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза
  2. Международные договоры государств-участников таможенного союза
  3. Решения комиссии таможенного союза
  4. Таможенные кодексы государств-участников таможенного союза
  5. Решения правительств государств-участников таможенного союза
  6. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников таможенного союза10

Источники, перечисленные  в первых трех пунктах, относятся  к нормативным актам Таможенного  союза, остальные, в свою очередь, являются национальными. Подобное разделение справедливо, однако неточно, потому как таможенное законодательство в сфере таможенного дела в Российской Федерации включает в себя более широкий круг документов.

Система нормативных  правовых актов, совокупность которых  составляет законодательство Российской Федерации в целом, известна еще  из курса Теории государства и  права. Она включает в себя: во-первых, Основной закон, то есть Конституцию Российской Федерации, во-вторых, международные конвенции и договоры, в-третьих, законы (федеральные конституционные и федеральные), и, в-четвертых, подзаконные акты (указы и постановления Президента Российской Федерации, решения и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты и др.).

Определив и ограничив  круг источников права, содержащих нормы, регулирующие таможенное дело на территории Таможенного союза, мы можем перейти  к конкретизации нормативных правовых актов, то есть к перечислению тех документов, которые содержат нормы права, регулирующие импорт товаров на территорию Таможенного союза.

Следуя вычерченной  линии иерархии источников права, логично  будет предположить, что начать стоит с Таможенного кодекса Таможенного союза, однако в силу порядка применения нормативных актов верховенство занимает Основной закон государства, то есть Конституция. Такой же позиции придерживается и подавляющее большинство юристов, в том числе и Халипов С.В., который в своей работе приводит следующую схему11:

 

Кроме того, в самой  Конституции Российской Федерации  пунктом 1 статьи 16 предусмотрено данное положение:

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»12.

Итак, какой же интерес  представляет данный документ с точки  зрения исследуемого вопроса. Во-первых, статьей 57 закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, которые в рамках рассматриваемого вопроса являются основополагающим аспектом тарифного регулирования импорта товаров. Во-вторых, статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, внешнеэкономические отношения Российской Федерации -  тем самым, исключая регулирование в сфере таможенного дела из компетенции субъектов федерации и обеспечивая единообразную политику в отношении этих вопросов. В-третьих, статьей 74 фиксируется единое экономическое пространство на территории Российской Федерации.

Далее следует рассмотреть  нормативные акты, созданные в  рамках Таможенного союза. Начать, конечно же, стоит с Таможенного кодекса Таможенного союза. Данный кодифицированный источник представляет собой фундаментальный документ в таможенной сфере и, следовательно, играет ключевую роль в вопросе регулирования импорта товаров. Во-первых, как уже было сказано ранее, Таможенный Кодекс дает определение понятию «ввоз товаров» и закрепляет порядок перемещения товаров через границу таможенного союза. Во-вторых, данный нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, отсылающие к другим документам, которые в свою очередь являются одним из важнейших инструментов тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; так например, статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит положение о Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая представляет собой вспомогательный документ, принимаемый Комиссией таможенного союза.

Следующую ступень занимают международные соглашения, заключенные  на уровне Таможенного Союза и  ЕврАзЭС. Далее в хронологическом  порядке будут перечислены основные соглашения, интересные с точки зрения исследуемого в данной работе вопроса:

  • Протокол от 17.02.2000 (ред. от 28.10.2003) "О механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза" был подписан Правительствами не только государств-членов Таможенного союза, но и еще Правительством Кыргызской Республики и Республики Таджикистан; данный протокол устанавливает нормы и правила в отношении порядка применения защитных мер и их содержания при обнаружении факта демпингового импорта.  
  • Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" представляется собой один из основных документов в области нетарифного регулирования импорта, создает единое политическое направление в сфере технического регулирования.  
  • Соглашение от 27.11.2009 N 130 (ред. от 19.03.2012) "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" закрепляет основные принципы тарифного регулирования импорта товаров на территорию Таможенного союза.
  • Соглашение между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" также играет важную роль, потому как страна происхождения товаров может иметь значение для предоставления льгот при импорте товаров.  
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" – в данном случае название документа говорит само за себя, стоит лишь добавить, что тарифное и нетарифное регулирование представляют собой два основных правовых инструмента, регулирующих ввоз товаров и, соответственно, устанавливающих правовой режим для импорта.  
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011)  "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" – один из специализированных документов, регламентирующих порядок ввоза конкретного типа товаров.

Завершают комплекс документов Таможенного союза решения Комиссии Таможенного союза. Стоит отметить, что данные решения зачастую дублируют соглашения, о которых говорилось выше и выступают в качестве ратифицирующего акта, потому как Комиссия является исполнительным органом Таможенного союза. Подробнее данные нормативные акты будут рассмотрены позже, в рамках непосредственного рассмотрения мер тарифного и нетарифного регулирования импорта.

Далее иерархическую  ступень занимают нормативные правовые акты национального уровня Российской Федерации как страны-участницы Таможенного союза. Стоит выделить те категории правовых вопросов, регулирование которых относится к полномочиям национальной власти. Иными словами, нужно определить компетенцию как самого Таможенного союза, так и государств-участников.

Халипов С. В.  в своей работе к национальному регулированию относит правоотношения по:

- перемещению товаров  через российский участок таможенной  границы Таможенного союза;

- обороту товаров,  находящихся под таможенным контролем  на территории Российской Федерации;

- проведению таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля;

- осуществлению российскими  юридическими лицами деятельности  в сфере таможенного дела;

- обжалованию решений,  действий (бездействия) таможенных  органов Российской Федерации  и их должностных лиц13.

 Если вновь обратиться  к представленной выше таблице,  можно понять, что на «верхушке»  иерархической лестницы нормативно-правовых  актов национального уровня находятся  международные договоры. Более того, давая общую оценку документам  Таможенного союза, можно прийти к выводу, что они представляют собой те же самые международные договоры, что дает основания утверждать, что таможенное законодательство Таможенного союза является частью Таможенного права Российской Федерации. Если же говорить о международных соглашениях, в которых Российская Федерация участвует самостоятельно, то наиболее важными в свете вопроса о правовом режиме импорта товаров являются следующие: 

  • "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999), данная Конвенция регулирует скорее технические, чем правовые вопросы пересечения товарами таможенной границы, однако нельзя отрицать факт того, что данные аспекты внешнеэкономической деятельности также крайней важны. 
  • "Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986) ознаменовала создание единой Номенклатуры товаров, в соответствии с которой страны-участницы взимают таможенные пошлины.

Существует также и  ряд других международных соглашений, основной целью которых является упрощение процесса пересечения  товарами таможенной границы при  использовании определенных видов  транспорта (например Карнет TIR или АТА).

Далее следует обратиться уже непосредственно к отечественному законодательству в сфере таможенного дела. Анализируя нормативно-правовые акты, изданные законодательными органами Российской Федерации, мы можем увидеть, что, так или иначе, основная правовая нагрузка в сфере таможенного права на настоящий момент лежит на документах, принятых именно в рамках Таможенного союза, в то время как российское законодательство по большей части регулирует узкоспециализированные вопросы, например, ввоз драгоценных камней и металлов из государств, не являющихся членами Таможенного союза, а также вопросы технического и административного характера. Полномочия, возложенные на таможенные органы Таможенным законодательством Таможенного союза, определяются и распределяются между внутренними органами подзаконными актами: указами Президента, приказами Федеральной таможенной службы России и прочими.

 

Глава II. Таможенное регулирование импорта товаров

  1. Таможенное регулирование импорта товаров

 

Таможенное регулирование  заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации14.

Таможенный кодекс Таможенного  союза начинается со статьи с одноименным  названием  «Таможенное регулирование в Таможенном союзе», в соответствии с которой таможенное регулирование, в целом, включает в себя: «правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей»15.

Существует два основных элемента правового регулирования  импорта товаров на территорию Таможенного  союза – это меры тарифного  и нетарифного регулирования, которые будут более подробно описаны в следующих частях данной работы. Однако помимо указанных правовых инструментов, существует и такой аспект, как таможенное регулирование импорта, то есть непосредственно те действия и операции технического и административного характера, которые представляют собой неотъемлемую часть данного типа правоотношений. К ним можно отнести:

Информация о работе Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации