Применение электронной формы декларирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть механизмы работы систем электронного декларирования ЭД-1 и ЭД-2, а также проанализировать проблемы, связанные с использованием электронного декларирования участниками внешнеэкономической деятельности.
Задачи, поставленные для достижения вышеизложенной цели:
- рассмотрение механизма работы электронного декларирования системы ЭД-1, выявление ее слабых сторон;
- рассмотрение механизма работы электронного декларирования системы ЭД-2, определение ее преимуществ по сравнению с системой ЭД-1;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Общие принципы работы и правовые основы систем электронного декларирования………………………………………………………………………5
Глава 2. Система электронного декларирования ЭД-1…………………………..11
Глава 3. Система электронного декларирования ЭД-2…………………………..16
3.1 Механизм работы системы ЭД-2....…………………………………………...16
3.2 Проблемы, тормозящие развитие системы электронного декларирования..21
Глава 4. Анализ применения системы электронного декларирования ЭД-2 Сибирским таможенным управлением…………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………26
Библиографический список………………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Применение электронной формы декларирования.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Подключение к ЭД-2 осуществляется в соответствии с законом №149-ФЗ от 27.07.06г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и приказом ФТС РФ №52 от 24.01.08г. «О внедрении информационных технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей “Интернет”».

Информационный оператор - это уполномоченная ГНИФЦ ФТС РФ организация, которая берёт на себя обязанности по передаче документов участников ВЭД, в электронном виде с ЭЦП в таможню. Существует перечень уполномоченных информационных операторов.8

Информационный оператор берёт на себя все затраты, связанные  с подключением к автоматизированной системе внешнего доступа (АСВД) ГНИВЦ ФТС РФ для передачи электронных документов в таможню.

Работая с Информационным оператором, участник ВЭД освобождает  себя от достаточно больших финансовых и временных затрат на подключение  к АСВД ГНИВЦ ФТС РФ.

Чтобы подключиться к таможенным системам необходимо соблюсти следующий минимум требований:

  1. Доступ в Интернет. Наличие доступа в интернет необходимо для передачи электронных документов через Информационного оператора в таможню;
  2. Наличие АРМ декларанта. Необходимо, чтобы имеющийся АРМ был сертифицирован по ЭД-2 ГНИВЦ ФТС (сертификаты для формирования электронных документов);
  3. Наличие «КриптоПро» версии 3.0. Необходимость наличия программы криптопровайдера обуславливается подписанием электронных документов своей ЭЦП;
  4. Договор с информационным оператором. Обязательно должен присутствовать договор на предоставление услуг по ЭД-2 и (для получения ЭЦП и передачи электронных документов в таможню);

5. Наличие Электронно-Цифровой  Подписи (ЭЦП). ЭЦП может быть     получена через информационного оператора от ГНИВЦ ФТС.

  1. Информационный оператор, на основании договора с участником ВЭД:
  • организовывает поставку программного обеспечения для работы с ЭД-2;
  • производит настройку программных средств участника ВЭД на работу с    ЭД-2;
  • получает для участника ВЭД ЭЦП в ГНИВЦ ФТС;
  • осуществляет пуско-наладочные работы;
  • осуществляет передачу информационных пакетов по технологии ЭД-2 между участником ВЭД и таможенным органом (вне зависимости от территориального расположения обоих).

Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет участнику ВЭД получить следующую выгоду:

  • Снижение объема использования бумажной документации (переход на безбумажное оформление);
  • Подготовка в электронном виде транспортных, коммерческих, финансовых и др. документов, необходимых для таможенного оформления;
  • Заверение подготовленных документов электронной цифровой подписью;
  • Формализация и ускорение большинства процедур таможенного контроля и оформления;
  • Уменьшение времени, затрачиваемого на таможенное оформление. Речь уже не идет о днях, необходимых инспектору для принятия решения о выпуске товаров, а о считанных часах. Кроме этого, анализ оформления показывает, что электронные декларации выпускаются и в пределах одного часа;
  • Возможность проведения документального контроля до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, что значительно сокращает время простоя товаров и транспортных средств;
  • Возможность интегрирования с информационными системами иностранных государств;
  • Заочное общение с таможенным инспектором и минимизация принятия субъективных решений.

Для таможни:

  • Это сокращение сроков выпуска таможенной декларации, оптимизация применения людских и материальных ресурсов. Кроме того, электронное декларирование в ФТС России рассматривают как один из важнейших инструментов решения проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией;
  • Снижение трудоемкости работы должностных лиц таможенных органов;
  • Ускорение поступлений таможенных платежей в государственный бюджет.

3.2 Проблемы, тормозящие  развитие системы электронного  декларирования

Во-первых, мешает человеческий фактор.  
Инспектор, принимающий решение о выпуске товара, не может переложить свою ответственность на некий обезличенный электронный процесс. Может быть, психологически инспектору трудно принять на себя ответственность, не видя всех бумажных документов с мастичными печатями. Может быть, инспектор не до конца осознаёт, какое значение несёт электронная цифровая подпись (ЭЦП) декларанта. В процессе таможенного электронного оформления он постоянно испытывает необходимость в бумажных документах.  
        Во-вторых, существуют технологические проблемы таможенного оформления. О технологии таможенной очистки в России, в целом, можно утверждать, что пока она создаёт, а не снимает препоны в процессе международного товарообмена.  
Концепция таможенного контроля после выпуска товаров всё ещё в стадии развития, что отражено в самом названии концепции. Без этой важнейшей составляющей таможенного контроля представить электронное декларирование невозможно. 
Необходимо уделить этому фактору, как одному из значимых и сдерживающих электронное декларирование, пристальное внимание ФТС России. Без последующего контроля (таможенного аудита) у таможенных органов нет возможности убедиться в лояльности участника ВЭД закону, а, следовательно, до выпуска электронной декларации будет усилен таможенный контроль всеми доступными средствами.  
Участник ВЭД, решив применить ЭД-2, должен одним своим сотрудником контролировать ход оформления декларации из офиса, другим сотрудником – возможность быстрого решения спорных вопросов непосредственно на таможенном посту. К таким вопросам можно отнести завершение ВТТ. Документы, подтверждающие завершение ВТТ и помещение товара на склад временного хранения существуют только в бумажном варианте.  
Другой вопрос связан с таможенным досмотром. Выгрузить в электронном формате акт таможенного досмотра в программу декларанта невозможно, а участник ВЭД должен поставить подпись о вручении ему копии акта. Значит и на этом этапе присутствует бумажный носитель.  
Списание денежных средств должно быть отражено на платежном поручении – это требование «внутренних» таможенных правил. Без бумажного оформления такое списание пока не возможно.  
Понимаем, что всё это элементы переходного периода, решение их – дело ближайшего будущего. Но вот реализация таможнями системы управления рисками – это настоящая проблема, весьма значимая и при электронном декларировании.  
Нет, наверное, необходимости говорить о ничтожной вероятности создания угроз предприятиями и организациями многократно проверенными и таможенными, и налоговыми, и многими другими контролирующими госорганами. Но вероятность отнесения таможенниками такой организации к фирмам-однодневкам весьма велика, что отразится в соответствующем профиле риска. Профили риска иногда ставят непреодолимую преграду на пути электронной таможенной очистки. Без досмотра 100% груза невозможно завершить таможенное оформление, а заключение по контролю какого-то конкретного товара выдаёт специализированный отдел таможни. Что происходит, пока таможенники осуществляют все перечисленные операции, узнать из информации на мониторе нельзя. Быть может контролирующим органам нужно поработать с критериями для реализации системы управления рисками. Регулятор, заложенный в Киотской конвенции по таможенному контролю – СУР – в наших условиях создаёт дополнительные препоны на пути электронного декларирования.  
Есть ещё один недоступный для участника ВЭД уголок технологии электронного декларирования. После передачи электронной декларации на таможенный пост может пройти значительное время, но инспектор не видит переданную декларацию. Где она находится, иногда в течение часа, остаётся загадкой. Может быть, на сервере ГНИВЦ произошёл сбой и вручную весь ГНИВЦ растаскивает «электронную пробку», может был скачок напряжения и потеря данных. В общем, в таких неординарных ситуациях нужна экстренная связь, подконтрольная вышестоящему таможенному органу.  
         В-третьих, межведомственный контроль. Достижение европейских стандартов в российских таможенных технологиях и технологиях активно набирающего вес Таможенного союза будет, по-прежнему, осложнено разделением одной и той же – фискальной функции госорганов между двумя ведомствами Налоговым и Таможенным. Внесут законодатели поправки в соответствующие кодексы, сделают контроль не межведомственным, как это происходит сейчас, и контролировать участника ВЭД-налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.  

 

Глава 4. Анализ применения системы электронного декларирования ЭД-2

Сибирским таможенным управлением

В Новосибирске  создан центр электронного декларирования (ЦЭД) - специализированный пост Новосибирской таможни. В компетенцию нового поста входит совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме, в том числе с использованием сети Интернет. Создание специализированных таможенных постов стало результатом реализации государственной программы по переходу на электронное декларирование при осуществлении внешнеторговых операций без представления документов на бумажных носителях. И является очередным шагом реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) укомплектован всеми необходимыми техническими средствами и, в том числе, средствами защиты информации, внесенными в Реестр Федеральной таможенной службы. Штатная численность нового поста 18 человек. Это самый крупный Центр электронного декларирования в России, созданный с перспективой на будущее. На сегодняшний день регион деятельности Центра электронного декларирования - весь Сибирский федеральный округ. Расширение географии деятельности ЦЭДа во многом будет зависеть от развития экономических связей предприятий региона, от участников внешнеэкономической деятельности, от увеличения количества декларируемых товарных партий в электронном виде. Уже сегодня постами Новосибирской таможни более 50% деклараций оформляются в электронном виде.

27 марта 2013 года на  таможенном посту «Аэропорт Красноярск» была выпущена первая электронная декларация. Новую технологию бездокументарного оформления грузов взяла на вооружение авиакомпания «Красноярские авиалинии». Данный участник внешнеэкономической деятельности в день обычно подает от 2 до 9 деклараций. Скорость выпуска товаров благодаря электронному декларированию увеличивается. Так 27 марта запасные части для самолета «Боинг» были оформлены всего за 2 минут( против 1 суток при оформлении товаров на бумажном носителе).

Новые таможенные технологии, внедрение которых сейчас ведется на наиболее перспективных направлениях на уровне таможен и таможенных постов, активно применяются и в Забайкальской таможне. За достаточно короткий срок, например, на Борзинском таможенном посту была внедрена система электронного декларирования товаров с применением международной ассоциации сетей "Интернет": от момента подачи первой электронной декларации до показателя в 68% электронных деклараций от общего числа, оформляемых таможенным постом, прошло не более месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как показывает практика, декларирование товаров в электронной  форме с применением сети Интернет является важнейшим фактором ускорения  и упрощения процессов таможенного  оформления и контроля.

Активное применение электронного способа декларирования товаров через Интернет реально показало его плюсы, благодаря которым этот прогрессивный способ декларирования нашел понимание и, что самое главное, поддержку деловых кругов области.

Важнейшие преимущества электронного декларирования через  Интернет, по свидетельству применяющих Интернет-технологии участников ВЭД и таможенных брокеров, заключаются в следующем:

1) Минимизация времени  проверки электронных ГТД. Экономический  эффект от применения электронной  формы декларирования проявляется,  прежде всего, в минимизации временных и финансовых издержек, связанных с простоем транспортных средств при экспорте, погрузо-разгрузочными работами на СВХ и нахождением товаров на временном хранении при импорте.

2) Взаимодействие в  режиме on-line между работником декларанта / таможенного брокера и таможенным инспектором посредством обмена авторизованными электронными сообщениями дает возможность отслеживать в режиме реального времени все этапы таможенного оформления, вплоть до конкретных действий представителя таможенного органа и участника ВЭД, обеспечивает оперативность и прозрачность процессов таможенного оформления, а также позволяет экономить на транспортных, командировочных и прочих расходах, обусловленных при бумажном декларировании удаленностью участника ВЭД от места таможенного оформления.

3) Сокращение использования  бумажных носителей, простота  и удобство использования архивов  долгосрочных электронных документов, хорошая читаемость копий электронных  ГТД позволяют значительно упростить  и оптимизировать документооборот.

4) Необходимость скорейшего  перехода к применению электронного  декларирования через Интернет  обусловлена тем, что согласно  пункту 6 раздела V Концепции таможенного  оформления и таможенного контроля  товаров в местах, приближенных  к государственной границе РФ, стратегия развития таможенных органов на ближайшую перспективу основана на возможности осуществления декларирования товаров и представления документов и сведений таможенным постам внутри страны именно в электронной форме через Интернет с применением технологии удаленного выпуска товаров, предполагающей осуществление операций фактического таможенного контроля по месту нахождения товаров в таможенных органах, расположенных на таможенно-логистических терминалах в местах, приближенных к государственной границе РФ в соответствии с приказом ФТС России от 10.12.2009 № 2233 «Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе РФ».

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Таможенный кодекс таможенного союза: по состоянию на 01.07.2010.  – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 191 с.
  2. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ ред. от 27.07.2010. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
  4. Об электронной цифровой подписи [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ ред. от 08.11.2007. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
  5. О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет [Электронный ресурс]: приказ ФТС РФ от 24.01.2008 N 52 – Режим доступа: КонсультантПлюс.
  6. Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 8.12.2010 № 494 – Режим доступа: КонсультантПлюс.
  7. Авторский сайт в сфере логистики "Logistics-GR" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    www.logistics-gr.com
  8. Альта-софт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.alta.ru/index.php
  9. Вслух.ру. Тюменская региональная информационная газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.vsluh.ru
  10. Ежедневная деловая газета РБК Daily [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.rbcdaily.ru
  11. Информационно-логистический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://l2b.ru/
  12. Информационно-консультационная система Виртуальная таможня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://vch.ru
  13. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://base.consultant.ru
  14. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tsouz.ru
  15. Таможня для всех. Российский таможенный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.tks.ru
  16. Таможня.ру - таможенный правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.tamognia.ru
  17. Таможенный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://customsunion.ru/index.html
  18. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.customs.ru
  19. Электронное декларирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.ed-2.ru
  20. Южно - Уральская Внешнеэкономическая компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.deklarant74.ru
  21. SLG-Логистическая компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.slg.ru/index.php

Информация о работе Применение электронной формы декларирования