Применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение сущности, характеристик, целей применения и механизма практической реализации тарифных льгот.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать механизм предоставления тарифных льгот, как инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть виды тарифных льгот;
- применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Тарифные льготы в таможенно - тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности………………………………………………5
1.1 Таможенно - тарифное регулирование в России………………………….5
1.2 Основные этапы развития льгот и преференций………………………...12
1.3 Порядок предоставления тарифных льгот………………………………16
Глава 2. Тарифные льготы в системе таможенных льгот………………………19
2.1. Виды тарифных льгот……………………………………………………19
2.2. Нормативно - правовая баз по тарифным льготам в Таможенном союзе.....................................................................................................................25
Глава 3. Применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах.................................................................................................................27
3.1. Процедуры «свободный склад» и «таможенный склад»…………..........27
3.2. Свободные таможенная и экономическая зоны…………………………29
Заключение……………………………………………………………………….....31
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом, импортные  пошлины воздействуют на рынки промышленных товаров, сельского хозяйства и, что немаловажно, на рынки рабочей  силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров  предохраняет внутренний рынок от резкого  падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа  рабочих мест6.

Регулирующая функция  содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя  от иностранных конкурентов, привлечение  в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных  торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции  таможенных пошлин тесно взаимосвязаны  между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и  изменении тарифа.

Исследование показывает, что в настоящее время фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним  из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ они относятся  к доходам федерального бюджета  и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена  тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

В России действуют: ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

Размер взимаемой ввозной  пошлины зависит от страны происхождения  товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины  применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере7

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. 

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу  продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

· Пополнением доходной части  бюджета;

· Защитой внутреннего  рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем  мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

а) уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и

обеспечивает государственно-властным принуждением;

б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные  услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться  для покрытия конкретных государственных  расходов (принцип запрета специализации  налога).

С помощью тарифов можно  воздействовать на формирование активного  сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также  на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования  реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его8.

Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мега тарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

 

1.2 Основные этапы развития льгот и преференций

 

До середины 19 века понятие  льгот и преференций были синонимами и не отличались между собой какими-то особенными признаками. Тарифные льготы появились одновременно с первыми  таможенными тарифами.

В конце 19 века в сфере  торгово-экономической политики, наряду с тарифными льготами, существовал  термин «колониальные преференции». Экономический смысл колониальных преференций состоял в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом  отношении торгового партнера и  усилении протекционизма по отношению  к другим участникам международной  торговли.

В начале прошлого столетия стали применяться таможенные льготы и таможенные привилегии. Данные льготы и привилегии, в соответствии с  рядом конвенций Лиги Наций, предоставлялись  лицам дипломатических и консульских  представительств иностранных государств, осуществляющих ввоз товаров, предназначенных  для официального использования; в  отношении товаров технической и гуманитарной помощи; транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, и иных случая.

В начале 20 века, когда протекционизм  превратился из средств защиты слабых отраслей промышленности в сверхпротекционизм, внешнеторговая политика как основная часть внешней политики приобрела  еще одно назначение. Она стала  орудием закрепления рынков колониальных стран за государством метрополий, а также дополнительным средством  передела мирового рынка в пользу колониальных держав. Речь в данном случае идет о создании системы таможенно - тарифных льгот и преференций  на базе колониальных империй.

Экономический смысл этих льгот и преференций состоял  в расширении внутреннего рынка  метрополии за счет более слабого  в экономическом отношении торгового  партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли.

 На первоначальном этапе термин «тарифные льготы» подразумевал такой тип тарифных взаимоотношений между колонией и метрополий, при которых каждая страна сохраняла свою «тарифную индивидуальность и независимость». При этом было оговорено, что эти льготы не должны предоставлять другим (третьим) странами в форме полного или частичного освобождения от экспортных или импортных пошлин. Размеры льгот сильно варьировались не только в различных колониях, но и в одной и тойже колонии - в отношении различных товаров.

В начале 50-х гг. усилилась  борьба развивающихся стран за создание «не колониальной экономике», появились новые требования и подходы к проблемам таможенно - тарифных льгот в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами.

Этому требованию развивающихся  стран предшествовало создание в 1947 г. Генерального соглашения по торговле и тарифам (далее -ГАТТ). При заключении ГАТТ принимались во внимание отношения солидарности, объединявшие территории колониальных империй, а также те страны, которые, обретя политическую независимость, сохранили с ними тесные связи, в частности в экономической области. Вместе с тем участники ГАТТ обязывались не увеличивать поле льгот и преференций и соглашались на их постепенную ликвидацию.

В середине 60-х гг. ряд  молодых развивающихся стран  Африки, Азии и Латинской Америки  выступили в рамках ЮНКТАД (Конференция  ООН по торговле и развитию) за создание для них системы тарифных льгот  и преференций нового типа. В этих требованиях учитывались специфика  задач, стоящих перед освободившимися  странами в области развития собственной  промышленности, которая создала  бы для промышленной продукции появившихся  отраслей льготные условия на основных экспортных рынках.

По мнению развивающихся  стран, новые льготы и преференции  должны быть: во-первых, независимыми, то есть исключить ответные уступки  развивающихся стран индустриально  развитым странам. При этом развивающиеся  страны обязаны были иметь право  предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно  развитые государства. Во-вторых, эти  преференции не должны были носить дискриминационного характера, то есть их следовало бы распространить на все без исключение развивающиеся  государства. В-третьих, их надлежало  ввести всем индустриально развитым странам, то есть новые преференции  должны быть «общими».

Несмотря на то, что на первой сессии ЮНКТАД вопрос о предоставлении льгот и преференций нового типа не вышел за рамки общей дискуссии, развивающиеся страны продолжили борьбу, и на второй сессии в 1968 г. им удалось добиться принятия решения о разработке системе таких преференций и о создании с этой целью специального Комитета по преференциям. В требованиях развивающихся стран учитывалась специфика задач, стоявших перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, которая создала для промышленной продукции данных стран льготные условия на основных экспортных рынках.

В период с 1 июля 1971 г. по 1974 г. преференции нового типа, получившие известность под названием Общей  системы преференций, были введены 18 промышленно развитыми странами. Тарифные преференции предоставлялись  в виде полного или значительного  снижения пошлин. Их получателями стало  подавляющее большинство развивающихся  государств. Преференциальный режим  был введен на 10-летний срок.

Страны Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР также поддержали требования развивающихся  государств к промышленно развитым странам в вопросе пересмотра таможенных льгот и преференций. К 1965 г. СССР одним из первых государств-членов ЮНКТАД предоставил развивающимся  странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в  форме полной отмены пошлин на все  товары, в том числе на готовые  изделия, а также на сырьевые и  сельскохозяйственные товары. В 1972 г. таможенные преференции развивающимся странам  были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 г. СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составлявшие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных  Правилах, определяющих происхождение  товаров развивающихся стран  при предоставлении тарифных преференций  в рамках Общей системы преференций. Договорившиеся стороны руководились: во-первых, стремлением обеспечить благоприятные условия доступа  к своим рынкам для товаров, происходящих из развивающихся стран; во-вторых, были учтены резолюцию 1 и 4 сессий ЮНКТАД в отношении развивающихся стран. Правила, принятые в рамках одного соглашения, действуют и по настоящее время.

Таким образом, в 80-х гг. прошлого столетия в рамках созданной Общей  системы преференций были сформированы унифицированные мировые Правила, определяющие происхождение товаров  из развивающихся и наименее развитых стран. Эти Правила в настоящее время являются основополагающим документом, регламентирующим порядок, критерии и условия предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран.

 

 

1.3 Порядок предоставления тарифных льгот

 

Тарифная льгота подразумевает  льготное налогообложение в связи  с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе. Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Например: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, попадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона "О таможенном тарифе", однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых  является Югославия, освобождаются  от уплаты всех таможенных платежей.

В последнее время произошло  значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись  отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение  режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения  порядка в данной сфере государственного управления.

Одной из основных характеристик  тарифных льгот является то, что  они не могут носить индивидуального  характера. Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминации.

Также основной характеристикой  тарифных льгот является то, что  она представляет собой инструмент реализации торговой политики страны, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте законодательства стран-членов Таможенного союза (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право), при этом норма международного договора, участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего.

При осуществлении торговой политики в пределах таможенной территории Таможенного союза допускается  предоставление тарифных льгот в  виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины  в отношении товаров9:

  1. ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза;
  2. вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация;
  3. вывозимых с таможенной территории Таможенного союза в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами государств – членов таможенного союза;
  4. ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства.

Информация о работе Применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах