Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа
Сегодня эта тема является очень актуальной. Результатом вступления России в ВТО должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Основной целью данной курсовой работы является общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.
1.1. Краткая история и структура ВТО………………………………….6
1.2. Характеристика ВТО……… ..……………………………………….10
1.3 Основные цели и принципы ВТО…………………………………....13
Глава 2. Предполагаемый отрицательный эффект для России от членства в ВТО.
2.1 Основные угрозы………………………………….............................15
2.2 Потери в цифрах и опыт других стран……………………………....19
Глава 3 .
3.1. Прогноз Минэкономразвития на 2012 год …………….....................21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………....26
Приложения………………………………………………………………….27
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)
Курсовая работа
По дисциплине: "Торгово-экономические отношения России в современных условиях"
На тему:
«Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО»
Москва 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
1.1. Краткая история и структура ВТО………………………………….6
1.2. Характеристика ВТО……… ..……………………………………….10
1.3 Основные цели и принципы ВТО…………………………………....13
Глава 2. Предполагаемый отрицательный эффект для России от членства в ВТО.
2.1 Основные угрозы…………………………………..
2.2 Потери в цифрах и опыт других стран……………………………....19
Глава 3 .
3.1. Прогноз Минэкономразвития на 2012 год …………….....................21
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………....
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжении веков внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая за национальные рамки, приводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 85 % всего объёма международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Требования увеличения объёма российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия, обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время вступила в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.
Курс на создание открытой экономики, провозглашённый в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоёмкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего, на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование России от участия в этом процессе способно лишь усугубить её и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение России к системе ГАТТ/ВТО.
Сегодня эта тема является очень актуальной. Результатом вступления России в ВТО должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Основной целью данной курсовой работы является общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО.
Важность изучения системы ВТО и её использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии её вступления в BTO.
Объектом данной курсовой работы является – структура ВТО, а предметом - перспективы присоединения России к ВТО.
ГЛАВА 1.
1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА ВТО.
Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, необходимо обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.
“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость решения вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис.
Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк (ВБ).
В течение первых трёх десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти исключительно сосредоточена на либерализации международной торговли путём взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это в свою очередь стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период с 1950 года по 1975 год мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.
Однако одновременно со снижением таможенных тарифов всё более заметным явлением в мировой торговле становились нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренний рынок. По этой причине в ходе “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров 1973 - 1979 годов (седьмого по счету) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена благодаря заключению отдельных соглашений (всего 12), регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, процедуру правительственных закупок.
Историю ГАТТ принято грубо делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).
Наиболее важные вопросы были поставлены на повестку дня “уругвайского” раунда ГАТТ, который стал крупнейшим с точки зрения количества правительств, принимающих участие в многосторонних торговых переговорах. Заключительный Акт “уругвайского” раунда, принятый 15 апреля 1994 года, содержит 28 соглашений (по торговле сельскохозяйственными товарами, услугами, текстилем и одеждой, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по вопросам прав интеллектуальной собственности), а также договоренности стран-членов, касающиеся сокращения тарифных и нетарифных ограничений в международной торговле. Кроме того, Акт включает около 27 положений, которые разъясняют, дополняют или изменяют предшествующие соглашения и договоренности в рамках ГАТТ. Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в многосторонних торговых переговорах “уругвайского” раунда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее значительных международных событий, основным результатом которого стало создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы многосторонних торговых отношений.
Однако очевидно, что
достигнутые договоренности являются
лишь юридическим закреплением новой
системы международной
Всемирная Торговая Организация (ВТО), являющаяся продолжателем Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг. “Уругвайский раунд” - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив её на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Штаб ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний день в организацию входит 153 государства; ещё более двадцати стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.
Вывод:
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса установлены истоки ВТО, стоявшие проблемы перед этой организацией в прошлом и современная ситуация. Итак, оглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договорённостей Уругвайского раунда переговоров. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами), антидемпинговые меры и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ); Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.
Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение её справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 150, решают эти задачи путём контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования этих переговоров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Информация о работе Проблемы и перспективы России после вступления в ВТО